Сегодня пришли сообщения с обеих сторон об взятии Авдеевки русскими войсками. Со стороны Украины заявления об оставлении Авдеевки для сбережения личного состава.
Большой успех наших войск по взятию «самого укрепленного района» украинской армии!
Чего в этом действии с украинской стороны больше — вынужденного панического бегства после того, как оборона стала рассыпаться, или планового отхода, возможно, нам расскажут через некоторое время (или через несколько десятилетий историки, которые будут при этом спорить, как принято). Глядя с дивана, кажется, что при всех потерях украинской стороны котел не захлопнулся и большая, возможно, бОльшая часть людей выведена. Какие-то очаги сопротивления остались (у каких-то подразделений связи нет), и ликвидация их займет определенное время.
Если украинские командиры (в частности, Сырский) сделали выводы из боев за Артемовск (Бахмут), это плохо. Это усложняет последующую работу наших военных.
Самый животрепещущий вопрос при этом: что дальше? Как пишут военные теоретики, в настоящее время наблюдается некоторый позиционный тупик. Для мощного наступательного рывка необходимо сосредоточение сил. Но дроны и дальнобойное оружие не позволяют это сделать скрытно, обе стороны видят, что предпринимает противник, а по сосредоточенным войскам наносится удар дальнобойными ракетами. Рассечь оборону противника и выйти на оперативный простор ударной группировкой пока не получается. Оборона пока что, глобально выигрывает у наступления. И война переходит в вязкую позиционную войну за укрепленные пункты и небольшие населенные пункты. Которые обрабатывают артиллерией, авиацией (у кого она есть) и далее продвигаются небольшие группы штурмовой пехоты, пряча бронетехнику где то подальше.
Возможно это все игра и наше командование намеренно не совершает разгромных операций, в каких то хитрых геополитических резонах.
В позиционной войне (как и в любой войне, но тут это явственно выражено) на первый план выходит долговременная устойчивость государства. Возможность производить (и при этом совершенствовать) военную продукцию и стабильная работа экономики. Возможность набирать и обучать воинские соединения.
Исторические примеры показывают, что войны могут длиться десятилетиями. При этом можно сделать поправку, что все ускоряется. Но на период в годы войны можно экстраполировать исторический опыт достаточно достоверно. Если при этом не происходит внутреннего, достаточно неожиданного обрушения государства, как, например, в России в 1917 году.
Что мы наблюдаем в текущий момент? Украина самостоятельно уже была бы уничтожена, однако её подпирает коллективный запад. Можно смотреть по косвенным признакам, что в ближайшее время противостояние не прекратиться, например, продолжается обучение украинских летчиков пилотированию западных самолетов. Это долговременная программа и, значит, запад планирует, что летчики успеют принять участие в боевых действиях. Или вот пришло сообщение, что Германия заключила соглашение о строительстве на территории Украины завода по производству боеприпасов. Если ожидают скорое поражение, новые заводы не строят.
Кроме того, сегодня, наше минобороны доложило о том, что были сбиты 33 беспилотника. Количество запущенных по территории России беспилотников растет. Тревоги ракетной и беспилотной опасности стали в приграничных областях уже регулярными, переходя в рутинные. И не обходится без потерь.
При перехвате управления беспилотника РЭБ-ом, выходит достаточно не дорого прервать полет, а вот, если сбивают ракетой ПВО, это невыгодный размен, ракета ПВО может стоить в десятки или сотни раз больше, чем сбитый дрон. Так в свое время был нанесен существенный финансовый урон Израилю, который затратил на ракеты ПВО сотни миллионов долларов, сбивая стаи дешевых ракет и дронов, и был вынужден пойти на переговоры.
У наших стратегов вырисовываются задачи отодвигания линии соприкосновения, с учетом планируемых поставок Украине ракет большой дальности на расстояние свыше 500 км от границы (при этом дроны могут иметь практически неограниченную дальность). И получить под боком террористическое образование (смотри как живет Израиль, имея под боком недружественных соседей). Или уже идти на полную ликвидацию государственности Украины (о чем осторожно намекает Путин). При этом получая необходимость строить планы по реинтеграции людей на этой территории в общее пространство. Что тоже весьма дорогостоящее мероприятие.
Оба эти варианта упираются в описанные выше проблемы позиционной войны.
Есть вариант давить потихоньку, ожидая, когда на той стороне все рухнет. Но можно тоже просчитаться. На западе, хоть по их заявлениям "недостаточно быстро", но маховик перевода на военные рельсы раскручивается. И окно возможностей, когда наш ВПК сделал рывок, а западный несколько приотстал, может закрыться. По дипломатическим каналам идет обработка относительно союзных (или нейтральных) нам стран. Вчера прошло сообщение, что Узбекистан (или часть его) присоединяется к санкциям против России. Ещё один ручеек "параллельного импорта" нужной нам продукции будет прикрыт.
Как пишет Михалев, в своем труде "Военная стратегия", история последний глобальных войн показывает, что войны выигрывает тот, кто соберет более сильную коалицию союзников.
Как будут действовать наши верховные власти, увидим, ждать долго не придется. Если будет элемент везения, возможно стабилизация ситуации наступит достаточно быстро, но, надеясь на лучшее, лучше готовится к худшему, т.е. к долговременному противостоянию.
Что можно сделать "простым гражданам" в этой ситуации?
1. Работать. Зарабатывать деньги себе и государству (через налоги). Совершенствоваться и расти профессионально. Устойчивая жизнь семьи, залог устойчивости государства.
2. Учитывая опасность терактов, пройти курсы оказания первой помощи. И в мирное время полезно (банальные автомобильные аварии могут быть всегда), а сейчас это просто обязательно. Хотя бы посмотреть ролики в интернете несколько раз, чтобы хотя бы представлять, что делать и не паниковать. Желательно носить с собой минимум средств оказания первой помощи, это не трудно.
3. Помогать фронту. Перечисляя посильные суммы, остерегаясь мошенников и не подрывая бюджет семьи. Основное бремя несет государство, суммы выделяемые из бюджета не сопоставимы конечно. Но с помощью волонтеров, вносится элемент адресности и гибкости, что дополнительно спасает жизни наших ребят на фронте и приближает победу.
На этом пока все, берегите себя!
Победа, безусловно, будет за нами, наше дело - уменьшить заплаченную за нее цену. Всем удачи!