Фильм «400 дней» содержит в себе одну хитрость: вам намекают, что есть аллюзии к «Одиссее» Кубрика, но на самом деле - к «Марсианским хроникам» Андерсона. И весьма обидно, что на это никто не обратил внимания: напеваемую мелодию заметили, а новый уровень изоляции - нет.
Многие из критиков отмечали, что фильм начинался много интереснее, нежели закончился. Категорически не соглашусь. В старте истории было забавным лишь поведение одного из персонажей, которого забирают из полицейского участка и с похмелья запихивают в симулятор космического полёта, где он безвылазно должен провести ближайшие четыреста дней.
Собственно подобного рода испытания уже давно вполне реальны. И видится, что будет предложена история, как люди сходят с ума в стиле «Сквозь горизонт» или же «Пандорума». Но во второй части ленты фабула внезапно поменялась.
Если же говорить о первой половине кинокартины, то в глаза бросается, что экипаж набрали как на подбор «с проблемами»: от здоровенного озабота до чуткого инфантила с детским мишкой. А уж бывшая парочка в условиях продолжительной обособленности – это вообще шедевр!
Я бы подумал, что дело вообще не в космосе, тем более что руководитель проекта на пресс-конференции заявляет о «космическом доминировании прошлого века». Это он про мифический полёт США на Луну? Не иначе, так как именно Луне в предложенном сюжете отведена особая роль.
На самом деле фильм весьма язвительно сообщает вам о субъективности восприятия реальности, что может выражаться в «эффекте шоу Трумена». Разум человека, в который поступила информация о запланированных (в игровом стиле) «трудностях», категорически и решительно игнорирует реальные опасности, полагая их «шарадой».
Человеку проще принять версию, что он является частью игры, нежели смириться с крушением мира. Это напоминает финал легендарной «Экзистенции», когда испуганный персонаж вопрошает: «Постойте-постойте, это какой-то новый уровень квеста?»
Именно так. Вся наша жизнь – один большой и непрерывающийся квест. И иногда проще полагать это представлением, нежели трагедией. По этой причине вам лишь обозначен возможный ужас исхода ситуации, когда в предполагаемом постапокалипсическом мире командир корабля так и не открыл больший холодильник.
Собственно он не задавался вопросом: чем питались все эти странные люди, что обитают в кромешной тьме близ единственной освещенной локации – забегаловки? Ему же ясно дали понять (через фотографию), что у заведения «в оригинале» были другие хозяева. Мозг отказывается это принять, поскольку не хочет верить, что человечество деградировало от мечты полета на Марс до каннибализма за какие-то «400 дней».
Что касается Луны, то в данном вопросе использованы постулаты т. н. гляциальной космогонии («теории мирового льда»), которая сообщает, что регулярно спутник сваливается на Землю, вызывая мета-катастрофы, что как бы является началом «перезапуска эволюции». То есть на Земле возникает принципиально новая жизнь. Это подобно печальному открытию героя фильма «Идиократия», когда тот вылез из капсулы, обнаружив, что вокруг один сплошной интеллектуальный упадок.