Ему 38, он творческая личность, скульптор, чьи творческие загоны вынудили собственную жену съехать от него из Сеула в Париж. Она на двадцать лет моложе, родом из токсичной семьи, в надежде на то, чтобы переломить судьбу. Её максимализм удачно сливается с его исканиями на почве страсти...
Это экранизация скандального произведения Чан Джон-иль, духовный наследник «Слепого чудовища» и «Корриды любви». Автор книги честно отсидел в тюрьме полгода за публикацию и распространение произведения столь провокационного содержания. То, что не успели продать - уничтожили, а что успели - потрудились вернуть и уничтожить. Поэтому странно узнать, что режиссёр в интервью по поводу скандалищ утверждал, что не ожидал столь негативной реакции со стороны цензоров.
Чан Сон-у явно подошёл к теме с опаской – не зря же фильм нынче известен как скандальный, запрещённый и всё в таком духе. Явно в качестве смягчающего обстоятельства вводятся пара незначительных авторских комментариев в духе «cinéma vérité», в некоторой степени призванных снять обвинения с режиссёра, которого борцы за нравственность осудили в воплощении на экране собственных патологий (пусть даже это патологии автора книги, а не режиссёра).
Интервью с постановщиком, мечтательно обрисовывающем смысл повествования, и интервью с исполнительницей главной роли, говорящей о чувствах, которые вызывают предстоящие съёмки обнажённых сцен, завершение эмоциональной сцены ссоры выходом из образа на съёмочной площадке под крики «Стоп, снято!». Это уже не назовёшь сублимацией автора, это больше подходит под фразу: «Мы здесь кино снимаем вообще-то».
Когда же комментарии заканчиваются, то здесь уже больше видна честность автора, к которой он стремится. Фильм снят как бы документально, без малейшего налёта художественных прикрас. Возможно, что стоит упрекнуть автора в небольшой затянутости – содержание первого часа фильма однообразно, и можно было бы его сократить.
Самое интересное начинается по прошествии первого часа, когда герои меняются ролями – вот здесь исследование собственной сексуальности приобретает новое измерение. Если перефразировать один известный тост, то мы видим несовпадение желаний с возможностями на определённом пике взаимоотношений в слиянии. Стоит ли рекомендовать этот фильм к просмотру? Как несколько метафоричную демонстрацию отношений, доведённых до крайности – вполне.
Но всё-таки стоит сделать определённую оговорку. Принимать решение стоит в зависимости от изначальной цели просмотра. Если вы заинтересовались не «Ложью», а той «клубничкой», что в ней есть - то возможно постигнет разочарование. Ибо выбранная стилистика выглядит не более привлекательнее, чем какой-нибудь гонзо-прон. Не говоря уже о том, что симуляции актёров довольно очевидны, отчего получается вообще какой-то «прон Шрёдингера».
Книга Чан Джон-иля вроде как частично основана на личном опыте автора. К сожалению этот опыт в переложении на экран не позволяет превозмочь свой плотский уровень, не говоря уже о философском осмыслении. Чувство между вчерашней нимфеткой и мужчиной в кризисе, вопреки опошляющим проекциям критиков, позволяет увидеть новые грани любви. Что не раз подтверждали такие произведения искусства как «Последнее танго в Париже» Бернардо Бертолуччи или же «Такая, как ты есть» Альберто Латтуада.
Но это всё явно не про «Ложь». Которая стремится быть «не кино», уходить от частного - но в итоге воспринимается всё же как сугубо частный личный интимный опыт. И для несведущий зритель может это вообще воспринимать как корейские «Пятьдесят оттенков», понятные исключительно для тех, у кого дома припрятана шкатулочка с содержимым красной комнаты. Увы, не всякая реальная история способна обратиться в универсальное философское высказывание как «Империя чувств».
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.