«Когда в 1947 году бензин для населения снова стал доступен, мы смогли отправится на север Англии в деревню Эпплтривик к Сэру Уильяму Милнеру, владельцу внушительной коллекции видовых и старинных роз.
В его огромном саду я был поражён видом с террасы, устроенной на южной части крутого склона. Неподалёку, закрытая холмом от ветров, росла его коллекция роз, в которой мы обнаружили ‘Мадам Леграс де Сент Жермен’ - один из самых изысканных гибридов розы альба», — писал Грэм Томас в своей книге «Старинные кустовые розы». В ней он рассказывал о том, как по крупицам собирал коллекцию забытых сортов.
По счастливой случайности деревня Эпплтривик находилась недалеко, и я поспешила отправиться в маленькое путешествие по узким дорогам сельской глубинки. Они привели в Парсевал Холл, в котором много лет назад жил тот самый Сэр Уильям Милнер, — увлечённый ботаникой человек, собравший в многочисленных экспедициях по всему миру огромную коллекцию растений.
Коллекция роз Сэра Уильяма когда-то считалась одним из лучших собраний природных видов, но наибольший интерес самого Милнера представляли моховые розы и гибриды розы альба.
Розарий в Парсевал Холле, как его описывал Томас, действительно располагается на южном склоне холма — в самом тёплом и солнечном месте большого парка. Но теперь розы от ветра защищены не только холмом, а ещё и высокими деревьями, посаженными Милнером более 80 лет назад.
Войти в розовый сад можно через застеклённую дверь в беседку, построенной на возвышенности. Отсюда виден весь розарий: по сравнению с огромной территорией парка, он совсем маленький и занимает всего 10-12 соток.
В розарий Парсевал Холла лучше приезжать не один раз, а как минимум три, потому что цветение разнообразных видов роз здесь длится с конца мая до середины июля.
Первыми расцветают розы у входной группы: чудесный гибрид r. Sericea — ‘The Cambridge Rose’, выведенная Доктором Хёрстом в 1922 году и посаженная ещё при жизни Милнера. Неподалёку от неё растут гибриды r. spinosissima ‘Dunwich Rose’, и ‘William III’, которая зацветает на неделю позже.
Моховые розы
Из книги Г. Томаса «Старинные кустовые розы»: «Вопрос происхождения моховых роз долгое время оставался нерешенным, пока окончательную точку в нём не поставил Дарвин. Он доказал, что все ранние сорта моховых роз произошли от почковых мутаций розы центифолии. Дальнейшие исследования подтвердили его версию».
«Долгое время считалось, что моховые розы стерильны, т.к. они не завязывали плоды, пока в начале 19 века не удалось получить фертильный спорт с полумахровым цветком, с помощью которого гибридизация моховых роз стала возможной».
Гибриды розы альба
Из книги Г. Томаса «Старинные кустовые розы»: «На всём острове от берегов Корнуолла до северных границ можно встретить знакомые всем розы альба».
«Они настолько сильны и выносливы, что за свою долгую жизнь порой прорастают корнями даже в бетонные плиты дорожек, и Бог знает откуда черпают силы для непревзойденного цветения. Самым ценным качеством роз альба для меня является их изысканный и освежающий аромат».
Современное состояние коллекции
Будучи бездетным, Сэр Уильям завещал свои дом и сад англо-католической религиозной общине, которая пой сей день владеет Парсевал Холлом и поддерживает прилегающий к нему сад в великолепном состоянии.
Несмотря на образцовое содержание всего сада и общее поддержание «старого духа», заметно отсутствие интереса новых владельцев к сохранению полноты коллекции роз, число которых со временем уменьшается.
Состарившиеся кусты постепенно заменяют более выигрышными по внешним параметрам и срокам цветения современными сортами. Нет в коллекции и того самого сорта, за которым сюда приезжал Томас.
Однако интересно было посмотреть даже на современные сорта: здесь не практикуют низкую обрезку, поэтому многие розы, на которые мы привыкли смотреть сверху вниз, в этом саду вырастают до исполинских размеров.
Далеко не все розы промаркированы, поэтому о названии многих сортов приходилось лишь догадываться. За лето мне удалось побывать в Парсевал Холле несколько раз, в один из приездов я поделилась с кассиром печалью о невозможности узнать названия. Тогда он просто достал с полки папку, выложил из неё план розария и дал его сфотографировать.
Конечно, для меня это была большая удача! Но радость постепенно сменилась разочарованием от того, что на план не были нанесены все кусты, а у некоторых роз были перепутаны названия.
Сад вокруг Парсевал Холла обладает необыкновенной и притягательной энергетикой. Несмотря на огромные размеры парка, каждый его уголок кажется уютным.
Из-за отдалённости этого места здесь нет толп туристов, нет той английской казёнщины, которая в одинаковых формах встречается в каждом большом парке. Здесь тихо и очень спокойно, как когда-то, наверное, было при Сэре Уильяме Милнере — «Добром Великане», убежавшем именно сюда, подальше от большого света.
Ваша Софья.
P.S. Думаю, что статья была бы неполной без фотографии самого Уильяма Милнера — создателя этого сада. Он сидит на террасе, а за его спиной - тот самый, когда-то голый, холм, который теперь стал огромным парком.