Что заставляет нас читать книги о войне, репрессиях, нацистских лагерях? Зачем мы погружаемся в мир, полный боли, страха, невообразимых поступков, которые человек может совершить в отношении другого человека? Думаю, помимо потребности в историческом знании, нами движет желание понять себя через эту литературу, прожить и приобщиться к мудрости и силе людей, выстоявших, выживших и имевших смелость снова погрузиться в свои воспоминания, чтобы поведать о них нам. Именно эти причины привели меня к книге Виктора Франкла "Сказать жизни "Да!": Психолог в концлагере".
Сам Виктор Франкл так определил задачу своего труда: "книга должна помочь понять то, что пережили заключенные, что с ними происходило". Он сосредотачивается на деталях внутренней жизни лагерников, пытается с научной, психологической точки зрения объяснить реакции и поступки, которые ему пришлось наблюдать и испытывать или совершать самому. Книга не рассказывает о всех деталях лагерной жизни, о пытках и газовых камерах, как справедливо замечает автор, об этом издано много специализированной литературы. Автор наблюдает душу заключенного, отчего книга становится не пугающей, угнетающей и отдаленной от читателя временной разницей, а невероятно познавательной: душа человека не изменилась за годы, в гипертрофированных кризисных ситуациях, о которых пишет В. Франкл, при желании легко узнать свои повседневные переживания, а значит, и почерпнуть из книги советы по их преодолению.
В книге много говорится о судьбе. Наблюдая за другими заключенными и анализируя собственные решения и их последствия, В. Франкл приходит к решению не искушать судьбу, не пытаться попасть туда, куда судьба его не пускала и принимать то, что выпадало на его долю. Не это ли в конечном счете помогло ему выжить? Примеряя это на собственную жизнь, задумаемся, часто ли мы стремились к чему-то, от чего судьба нас старательно отводила. А, добившись этого, вопреки всему, становились ли мы счастливее? Получали ли то, что надеялись обрести?
Что еще помогало людям выстоять и не сломаться, так это вера в будущее, некий стимул, ради которого стоило выжить: встреча с женой и ребенком, незаконченный научный труд или необходимость восстановить уничтоженную нацистами рукопись (личный случай автора). Не раз приходилось автору видеть: стоило лагернику потерять этот ориентир в будущем, и тело его сдавалось. Это та самая связь душевного состояния человека и его иммунитета, которую я, например, наблюдала на собственном опыте: если человек теряет надежду, веру в будущее, организм перестает сопротивляться болезням:
"Человек, утративший внутреннюю стойкость, быстро разрушается".
Необходимость жить ради чего-то неизбежно вызывает вопрос о смысле жизни. Нет ничего удивительного, что человеку, проведшему три года в лагере смерти, удалось найти его. Мне очень понравилось то, как Виктор Франкл формулирует свое открытие:
"Ведь жить - в конечном счете значит нести ответственность за правильное выполнение тех задач, которые жизнь ставит перед каждым, за выполнение требований дня и часа".
Автор считает, что нельзя ответить на вопрос о смысле жизни раз и навсегда даже для одного человека. Жизнь происходит с нами сейчас, в определенный момент времени, смысл которого и нужно для себя определить.
Но если смыслом жизни заключенного становилась задача выжить, оправдывало ли это его поступки (содействие нацистам, жестокость к другим лагерникам)? Автор отвечает однозначно: человека определяют не обстоятельства, а только его выбор. Даже в условиях, представить которые нам не под силу, человек был волен выбирать, каким быть, и ответственность за этот выбор лежала только на нем:
"То, что происходит внутри человека, то, что лагерь из него якобы "делает", - результат внутреннего решения самого человека".
Способность и неспособность человека сохранить силу духа, самоотверженность, достоинство и не утратить их в борьбе за выживание, превратившись из человека в "стадное животное" - это определял только личный выбор каждого. Это напомнило мне роман У. Голдинга "Повелитель мух", который в свое время произвел на меня большое впечатление.
Меня удивило, что вопроса религиозности В. Франкл касается вскользь. Он лишь упоминает, что многие в лагере обращались к религии, и, будучи сам глубоко религиозным человеком, не навязывает другим этот образ мышления. Мне очень понравилась его позиция, которая снова возвращает нас к ответственности человека за то, каким он выбирает быть:
"Богу, если он есть, важнее, хороший ли Вы человек, чем то, верите Вы в него или нет".
В книге описываются три стадии трансформации сознания человека: прибытие в лагерь, пребывание в лагере и освобождение. Последней стадии уделено меньше всего внимания. Думаю, дело в том, что первоначальный вариант книги был создан автором в скором времени после освобождения, и рано было детально анализировать психологию выживших. Наблюдалась одна общая тенденция: люди к собственному удивлению не испытывали счастья от освобождения, нормальная жизни за годы заключения стала казаться сном, чем-то не вполне реальным, и, вернувшись к ней, лагерники вынуждены были учиться жить заново: отвыкать от жестокости, осваиваться с правом свободно говорить, перемещаться, жить.
Не исключено, что глубоко копаться в психологии освобожденных автору просто не хотелось: слишком индивидуальными были реакции лагерников на нормальную жизнь, о которой они столько мечтали. В.Франкл упоминал о том, что многих его товарищей да и его самого поддерживала мысль о встрече с любимыми, только ради этого они могли переносить чудовищные страдания. Но что происходит с человеком, когда, обретя долгожданную свободу, он не находит в живых тех, ради кого держался? Невозможно представить. Даже автор не берется описывать это душевное состояние, а только упоминает о нем.
Попытка отвлеченного психологического анализа сделала труд Виктора Франкла не таким эмоционально тяжелым для восприятия, как я ожидала. Мне понравились размышления этого умного, сильного человека. Они напомнили о фундаментальных нравственных ориентирах, по которым каждому человеку стоит строить свой жизненный путь. Я советую вам прочитать книгу "Сказать жизни "Да!": Психолог в концлагере", хотя бы для того чтобы проверить настройки своего внутреннего компаса.
Согласны ли вы с определением смысла жизнь, которое дает В. Франкл? Как вы для себя определяете это понятие?
Читайте и другие отзывы: