Здзислав Бексиньский (годы жизни 1929-2005) – это дальновидный польский художник, проложивший нетрадиционный путь в мире художественного искусства и оставивший после себя неизгладимый след в истории, и всё благодаря своему самобытному стилю и исследованию сюрреалистических антиутопических тем.
Мы предлагаем вам открыть для себя необычное искусство Здзислава Бексиньского, для чего представляем вашему вниманию десять его картин.
Ранние годы и необычное начало.
Здзислав Бексиньский родился 24 февраля 1929 года в Саноке (Польша), и начало его сознательной подростковой жизни формировалось бурными событиями Второй Мировой войны. Первоначально стремясь стать кинорежиссёром, Бексиньский поддался семейной традиции, и стал обучаться архитектуре и инженерии в Краковском Политехническом Институте, который успешно окончил в 1952 со степенью магистра. В 1951 году художник женился на Зофье-Елене Станкевич (годы жизни 1928-1998) – своей постоянной спутнице жизни и главной музе. А в 1958 у пары родился сын Томаш (годы жизни 1958-1999).
Несмотря на отсутствие формального художественного образования, Бексиньский обнаружил свою истинную страсть к художественному искусству, посвятив всё своё свободное время изучению монтажного рисунка, фотографии и скульптуры.
«В Одиночестве (Сэм)», 1955 год.
Примерно в 1954 году творческая траектория Бексиньского претерпела трансформационный сдвиг, в ту пору он погрузился в выразительную сферу огромных листов бристольской бумаги, парень находился под сильным влиянием травм Второй Мировой войны и сталинских репрессий. В те времена Бексиньский углубился в художественное искусство экспрессионизма, он изображал в своих работах замученных до смерти фигур, тюремные камеры и суровую символику концентрационных лагерей.
На этом этапе экспрессии он также отважился и на формальные эксперименты, исследуя как деформацию, такую характерную для экспрессионизма; так и простейшие геометрические формы, чем-то напоминающие новаторские работы Пабло Пикассо (годы жизни 1881-1973).
«Без Названия», 1956 год.
Фотография Здзислава как художника-авангардиста простиралась от изысканных человеческих поз до спонтанных снимков. Изображения также показывали его восхищение красотой своей жены.
Сия тенденция шла параллельно с его экспериментальными занятиями, иногда переходя к обычным семейным фотографиям без акцента на спецэффекты, а иногда даже и со структурной композицией.
«Без Названия», 1957 год.
На ранних этапах своей творческой карьеры Бексиньский демонстрировал находчивый практический подход к собственному ремеслу, часто перепрофилируя в своих скульптурах материалы для их создания. Одновременно он углубился и в исследование пластичности барельефов и интригующего процесса саморазрушения, тесно связанного с течением времени. Подобно тому, как природа претерпевает трансформации, Здзислав считал, что художественное искусство может развиваться аналогичным образом, открывая нам всё новые формы через постепенное разрушение своих верхних слоёв.
Барельефы Бексиньского, хотя и лишены конкретного смысла для самого художника, у зрителей зачастую вызывают мгновенные видения. Некоторые из них могут представить себе остатки древней цивилизации, разбросанные по далёкой планете, что предполагает собой увлекательное взаимодействие между замыслом творца и конечной интерпретацией зрителя. В этом динамичном обмене все ранние творения Бексиньского становятся одновременно свидетельством его экспериментального духа и приглашением зрителя отправиться в собственные творческие путешествия.
Художественный прорыв.
Поворотным моментом в карьере Бексиньского стал 1964 год, именно тогда выставка его работ, организованная Янушем Богуцким (годы жизни 1916-1995) в Варшаве – столице Польши, стала его самым первым крупным успехом. Подпитываемый страстью к живописи и всюду сопровождаемый классической музыкой, он стал по-настоящему ведущей фигурой современного польского художественного искусства. Его «фантастический период» с конца 1960-ых и до середины 1980-ых годов ознаменовал собой создание тревожных и сюрреалистических образов, изображающих очень мрачную среду, наполненную человеческими скелетами, деформированными фигурами и пустынными бесплодными пейзажами.
«Без Названия», 1972 год.
Величие его картин заключается в их способности передать нам тревогу, страх, ужас, отвращение и весь остальной широкий спектр негативных эмоций, которые были, есть и всегда будут принадлежать человечеству.
Как правило, по бездне нашей тьмы мы всегда путешествуем в гордом одиночестве. Именно это и помещает его творения вне времени, давая им своеобразную форму бессмертия.
«Без Названия», 1973 год и «Без Названия», 1976 год.
Все эти картины вызывают собой самые худшие ночные кошмары, которые только можно себе вообразить. Способность Бексиньского глубоко проникать в тени собственной души оставила нам мощную, драматическую и творческую коллекцию «изображений», которые запечатлевали на себе внутренние тени человека.
Данная коллекция принадлежит всему человечеству и резонирует как нечто то, что мы все отчего-то считаем своим.
«Без Названия», 1980 год и «Без Названия», 1985 год.
Разрушающиеся здания, пыльная, жаркая атмосфера и ледяные голубоватые тона – всё это элементы мира, растворяющегося прямо на наших глазах. Произведения Бексиньского довольно часто нарекают антиутопическими, поскольку они отражают собой великое множество искажённых реалий, встречающихся в лучшей научно-фантастической литературе.
Это остаётся весьма актуальным и в наши дни, учитывая глобальные войны, изменение климата, экономические кризисы, миграцию и тяжёлое жизненное положение многих людей.
Ужас становится реальностью.
В своей жизни Здзислав Бексиньский столкнулся не только с проблемами со своим здоровьем, в том числе и с обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР), но и перенёс тяжелейшую травму, полученную в результате диагноза аневризмы аорты у его жены в ноябре 1995 года, что и привело к её смерти в сентябре 1998. Эти годы были отмечены всепроникающей тревогой за художника, глубоко любившего свою супругу.
Разрушительный удар по нему был продолжен ещё и самоубийством его горячо любимого сына Томаша, который покончил с собой в канун Рождества 1999 года, создав тем самым невосполнимую пустоту в жизни Бексиньского. Оставшись с целым миром один на один, художник продолжил бороться с огромными потерями, которые и сформировали собой его последующие годы работы.
«Без Названия», 2004 год.
Из интервью Бексиньского:
«Я думаю, что меня нет в этом мире. Я просто не существую. Я – продукт чей-то мысли. Во мне рождается не мысль. Мысль творит меня и порождает иллюзию моего существования в мире».
Трагический конец и прочное наследие.
В более позднем периоде своей жизни Бексиньский увлёкся современными технологиями и обратил пристальное внимание на компьютеры, интернет, цифровую фотографию и разные фотоманипуляции. Сие ознаменовало собой значительный отход от традиционных средств, однако он органично включил в свой художественный репертуар эту цифровую сферу. Несмотря на данную революцию, цифровые работы Бексиньского сохранили в себе захватывающие и сюрреалистические качества, а также сильно отличались от его более ранних произведений.
«Без Названия», после 2000 года.
Творческий путь Здзислава Бексиньского трагически завершился 21 февраля 2005 года, когда он был убит в своей же собственной квартире. На его теле было обнаружено семнадцать колотых ран, две из которых оказались смертельными. За это деяние впоследствии был задержан несовершеннолетний сын коменданта дома художника и его друг. Ребята свою вину признали. Это бессмысленное убийство произошло с целью ограбления, так как незадолго до него юноша просил у мастера в долг, но тот ему отказал.
И даже несмотря на это, его наследие так и сохраняется благодаря увлекательным и заставляющим нас задуматься произведениям искусства, охватывающим традиционную и цифровую сферы деятельности. Его работы служат прекрасным свидетельством непреходящего влияния художника-самоучки, который бесстрашно отправился в сюрреалистические и самые загадочные уголки неоднозначной человеческой психики.
В 2015 году издательский дом «BOSZ» опубликовал сборник рассказов художника под названием «Истории», написанных в период с 1963 по 1965 годы. Эта публикация лишний раз свидетельствует о многогранности гения Бексиньского. В рассказах представлены сюрреалистические образы, кошмарные истории, а также антиутопические и апокалиптические темы. По преданию, для начала он писал о своих видениях на бумаге, и только потом воплощал их в жизнь. Также интересно ещё и то, что Бексиньский практически никогда не давал своим работам названий.