Найти в Дзене

Ожерелье Байкала: Мысовые тоннели на БАМе

Оглавление

На БАМе, между Северобайкальском и Нижнеангарском, находятся четыре Мысовых тоннеля.

Прямой путь

Их возвели, чтобы проложить прямой путь на извилистом участке. Тоннели в отрогах Байкальского хребта заметно повышали скорость поездов и заодно оберегали озеро от влияния железной дороги.

-2

Строить начали в 1978-м. Тоннельный отряд № 16 работал восемь лет и за это время проложил больше пяти километров. Все четыре Мысовых тоннеля разной длины:

  • первый, самый короткий — 413,9 метра;
  • второй, самый длинный — 1843,4 метра;
  • третий — 1706 метров;
  • четвёртый — 1343,7 метра.

Создавали их с расчётом на два пути, однако проложили только один.

-3

Главный по тоннелям

Строительством руководил горный инженер Анатолий Иванович Подзарей. Кстати, изначально стройка века не была его целью — на БАМ он даже не собирался. Когда в 1974 году друг предложил Анатолию Ивановичу ехать на стройку, он отказался. И только восторженные рассказы того же друга после посещения БАМа убедили инженера.

Съездив в Нижнеангарск на разведку, он решил, что Байкало-Амурская магистраль — его призвание. Там он за десять лет сменил должность рядового инженера на пост главы тоннельного отряда № 16 и секретаря парткома Управления строительства "Бамтоннельстрой". Анатолий Иванович участвовал в строительстве всех бамовских тоннелей. Мысовые он называл ожерельем на побережье Байкала.

Анатолий Иванович Подзарей
Анатолий Иванович Подзарей

Завершение и продолжение

Стройка тоннелей закончилась в 1986-м, а открыли их в 1989-м. В Музее строительства БАМа в Северобайкальске хранятся символические ключи: после каждой сбойки их передавали Анатолию Ивановичу Подзарею.

Недавно один из тоннелей всё-таки стал двухпутным: в ноябре 2021 года открылся второй путь отрезка Тыя – Северобайкальск.

-5