Мясницкая улица, пролегающая почти в центре Москвы, прекрасна и сама по себе, и особенно тем, что во многом к её облику приложил руку наш любимый архитектор Федор Осипович Шехтель, выстроивший на ней не одно здание.
Доходный дом Строгановского училища сложно назвать именно домом. Если присмотреться и вникнуть, то это целых четыре корпуса, составляющих единый квартал между Мясницкой и Кривоколенным переулком.
Но я, как уж повелось в моем маленьком Дзене...
...Начну не со сказки, а с присказки
А предшествовало нашей истории вот что.
В 1700-х годах здесь располагалась обширная усадьба графа Василия Абрамовича Лопухина, племянника государыни Евдокии Федоровны, первой жены Петра Первого и последней по-настоящему русской царицы на многострадальном русском престоле.
Это был двухэтажный каменный дом в стиле барокко, стоящий вдоль красной линии улицы, с обратной стороны утопающий в великолепном парке с прудом.
В 1752 году Лопухин продал имение действительному камергеру, генерал-поручику Сергею Григорьевичу Строганову. Для того как раз в это время в Петербурге, на Невском проспекте, строил роскошное имение Франческо Бартоломео Растрелли. И, чтобы как-то было бы где-то пожить, барон покамест поселился на Мясницкой. Именно сюда Растрелли приезжал к нему обсудить чертежи и детали будущего столичного дворца.
Здесь Строганова даже посещала сама Императрица Елизавета Петровна. А вдохновившись тем, сколь пышно и торжественно барон отпраздновал свои именины в 1753-м, расчувствовалась и подарила последнему золотую табакерку и перстень с рубином в окружении бриллиантов.
В 1756-м, со смертью Сергея Григорьевича, московская усадьба перешла к его сыну Александру. А тот спустя несколько лет продал ее Шуваловым. Позднее Андрей Шувалов открыл здесь контору Ассигнационного банка Российской Империи, директором которого являлся, и усадьба плавно перешла в ведение Министерства финансов.
А вот в 1843 году...
...Началась интересующая нас история
В бывшей усадьбе Лопухиных, Строгановых и Шуваловых открылось Художественное училище, которое основал – все возвращается на круги своя – двоюродный внучатый племянник Александра Сергеевича Строганова. Тоже Сергей и тоже Григорьевич, московский генерал-губернатор, генерал кавалерии, археолог, коллекционер и меценат.
Да и все окружающие дом постройки также отошли Строгановке под Художественно-промышленный музей. Так распорядился Александр Второй, благоволивший Училищу.
Училищу, основной целью которого было
«доставление ремесленникам и торговым людям возможности улучшать свои изделия при содействии науки и искусства»
Вскоре, во второй половине девятнадцатого века, по-видимому, улицу решили расширить, и так вышло, что фасад старинного дома начал выходить за красную линию. И его решили снести. (Заметьте, старинный усадебный дом, который помнил столько имен и столько лиц. И не «безумные большевики», а московские власти при богобоязненном царском правительстве... ну не странно ли?)
А на его месте в 1875-1878 годах архитектор Август Егорович Вебер, австриец по происхождению, возвел новое четырехэтажное здание (9 фото).
Его оформили в русском стиле, щедро украсив живописными керамическими панно, майоликой и лепниной (12 фото).
В одной части новостройки разместили музей, а оставшиеся помещения отвели под сдачу в аренду (9 фото).
А через пять лет...
...Выстроили еще один корпус со стороны двора
Его оформили в том же стиле, что и корпус-предшественник. Но, помимо прочего, Вебер украсил новый дом (сегодня это дом №24/7, стр. 3) прекрасным, необычным многоступенчатым ризалитом.
Новый корпус также сделали доходным, направив прибыль от недвижимости на развитие учебного заведения и расширение коллекций музея (5 фото).
В конце девятнадцатого столетия Строгановка переехала в бывшую усадьбу Ивана Воронцова.
А еще немногим позднее, в 1902 году, освободился участок справа от доходного дома. И на нем решили выстроить еще один доходник. Но вот средства на его строительство были ограничены, и руководство объявило конкурс на проект постройки. В состав жюри пригласили Федора Осиповича Шехтеля, Константина Михайловича Быковского, автора Верхних торговых рядов Александра Никаноровича Померанцева, строителя зданий для Высших женских курсов Сергея Устиновича Соловьева и других прославленных зодчих.
«Государю императору… благоугодно было, в ознаменование семидесятипятилетия Императорского Строгановского центрального художественно-промышленного училища в г.Москве, всемилостивейше соизволить на передачу в собственность училищу принадлежавшего Министерству Финансов участка земли на Мясницкой улице… с тем, чтобы доходы от сего имущества… обращались на капитальный ремонт и расширение училища…, а также на пополнение и содержание художественно-промышленного Музея императора Александра II»
(Из переписки министра финансов, Российский государственный архив литературы и искусства)
На конкурс представили целый тридцать один проект, четыре из которых были отмечены премиями, но сам конкурс организаторы с сожалением признали очень слабым. В конечном итоге «составление проекта, сметы и ведение постройки» нового доходного дома...
...Поручили самому Федору Шехтелю
Дом Федор Осипович спланировал с тем учетом, чтобы строительство его обошлось в самую минимальную сумму (12 фото).
В помощники себе зодчий пригласил инженера Александра Кузнецова.
Дом получил форму незаконченной трапеции с плавно закругленными углами,
с дополнительным корпусом во внутреннем дворе, главным украшением которого Федор Осипович сделал цветное панно с вензелем Строгановского училища над входом (3 фото).
А основное здание, сугубо рационально устроенное, Шехтель облицевал серой, под цвет мокрого песка, керамической плиткой. И украсил со всех сторон майоликовыми панно с изображениями пейзажных парков, увитыми гирляндами, бусами и лентами (8 фото).
Пробегая мимо, не глядя по сторонам и вверх, этих панно можешь и не заметить. Но если увидел – уже не отведешь глаз.
И замечательны они еще и тем, что эскизы для них создал лично Федор Осипович Шехтель – не только великий зодчий, но и прекрасный график, рисовальщик и виньетист (15 фото).
А благодаря тому, что основной дом приобрел форму разомкнутой трапеции, получилось избежать создания двора-колодца и темных, плохо проветриваемых помещений с окнами во двор.
В нижнем этаже традиционно расположились всевозможные магазины и представительства крупных торговых и промышленных фирм, а верхние пошли под меблированные квартиры.
Здесь располагались в числе прочих «Общество Путиловского завода», «Товарищество Феррейн» и представительство «Ремингтона», конторы общества Северных железных дорог и Коломенского машиностроительного завода.
А среди известных жильцов обитали семья будущего великого кукловода Сергея Владимировича Образцова и режиссер театра имени Вахтангова Рубен Симонов.
В двадцатых годах весь комплекс доходных домов Строгановского училища национализировали, передав в ведение Главэнерго. Но часть помещений осталась жилой, ушла под коммунальные квартиры.
А еще на заре советской власти в построенном Шехтелем доме располагалась газета «Гудок», посвященная железнодорожному транспорту. В разное время с этой газетой сотрудничали Борис Пастернак, Михаил Булгаков и Юрий Олеша.
«Четыре месяца я ходил на службу в «Гудок», ни чего не делал, ни строчки не написал, исправлял чужие стихи и получал хороший красноармейский паек».
(Из письма Пастернака Давиду Александровичу Петровскому)
Сегодня бывшие доходные дома используются по своему изначальному предназначению, принося прибыль как офисы различных коммерческих организаций.
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.
У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!