В январе 325 года до н. э. при штурме города маллов Александр Македонский получил тяжёлое ранение.
Предваряющие события
После того, как Александр Македонский вторгся в Индию в июле 326 года до н.э., он одержал победу над армией местного царя Пора на реке Гидасп и продолжил свой поход на восток. Однако, когда он приблизился к реке Ганг, его македонская армия отказалась идти дальше, изнуренная трудностями долгого похода. Главной причиной неповиновения стали слухи о несметных армиях с тысячами боевых слонов за рекой Ганг. Александр был вынужден изменить свой путь и направить войска на юг, вдоль рек Гидасп и Инд, в сторону Персии. В ходе этого путешествия он покорял местные племена, уничтожая многие из них за сопротивление. Самые жестокие сражения происходили с маллами, жители большинства городов предпочитали погибнуть, чем сдаться. После захвата нескольких малльских городов, Александр приблизился к самому крупному из них, хотя его имя не сохранилось до наших дней. По сообщениям Арриана, этот город находился недалеко от места, где река Гидраот впадает в реку Акесин (Пенджаб), которая является притоком реки Инд. В этом городе также собрались многие маллы, бежавшие от македонцев.
Сражение
Маллы, индийское племя, известное своей отвагой и воинственностью, решили встретить Александра Македонского на берегах Гидраота, небольшой, но бурной реки с крутыми берегами. Их армия насчитывала около 50 тысяч человек, по свидетельству древнегреческого историка Арриана.
Александр не стал ждать, пока маллы перегруппируются, и решительно повел свои войска к броду через Гидраот. Захватив плацдарм на другом берегу, македоняне развернулись и стремительно атаковали индов. Те, не желая вступать в открытый бой, отступили в хорошо укрепленный город.
Царь приказал окружить город и дождаться рассвета. Под покровом темноты македоняне приготовились к осаде, сооружая осадные машины и накапливая припасы. С первыми лучами солнца они пошли на приступ.
Александр лично возглавил половину своих войск, поручив командование другой половиной своему верному полководцу Пердикке. Под градом стрел и камней македоняне прорвали внешние укрепления и ворвались в город. Маллы яростно отбивались, но, уступая в численности и вооружении, постепенно отступали.
Они отступили в городскую цитадель, которую македоняне начали штурмовать. Крепостные стены оказались невысокими, и, согласно Арриану, сам Александр, приставив лестницу, первым поднялся наверх под прикрытием своего щита. За ним последовали оруженосец Певкест и командир пешей гвардии, Леоннат.
Одновременно на соседней лестнице поднимался щитоносец Александр Абрей. Александр, орудуя мечом, прорубил проход сквозь защитников крепости, и Певкест, Леоннат и Абрей присоединились к нему на стене. Но под тяжестью четырех воинов лестница рухнула, и Александр с тремя своими товарищами оказались отрезанными от основных сил.
Индийские воины обрушили на них град стрел и дротиков. В этой критической ситуации Александр, не теряя самообладания, спрыгнул со стены и занял более выгодную позицию в городе, используя большое дерево в качестве укрытия. Подошедших слишком близко маллов он убивал мечом или закидывал камнями.
К нему на помощь спустились лишь несколько верных македонян, в том числе Абрей, который вскоре был сражен стрелой в лицо. Едва уклонившись от другой стрелы, Александр был сражен индийской стрелой длиной около 90 сантиметров, которая пробила его доспехи и легкое чуть выше правого соска.
Как пишет греческий историк Плутарх, "стрела, как гвоздь, соединила доспех с телом". Несмотря на ранение, Александр мужественно отбивался от нападавших, но вскоре рухнул на землю, потеряв сознание.
Певкест и Леоннат, вызвав огонь на себя, отважно прикрывали своего царя щитами. "Македоняне, видя, как осыпали Александра стрелами на стене и как он спрыгнул внутрь крепости, безрассудно шли на гибель от рвения и страха за своего царя", - описывает эту трагическую сцену Арриан.
Потеряв лестницы, македоняне, отчаявшись, искали любые способы достичь своего лидера. Одни пытались сбить со стен индийских лучников дротиками, другие тащили камни, чтобы засыпать ров.
В конце концов, полководец Кратер, командующий второй половиной македонской армии, нашел узкое место в индийских рядах и прорвался к цитадели. При поддержке остальных македонских войск Кратер сумел пробиться внутрь крепости.
Македоняне, одержимые гневом и отчаянием, яростно сражались, стремясь отомстить за своего любимого царя. Индийцы, несмотря на героическое сопротивление, постепенно вытеснялись из цитадели в город. Город был захвачен.
Александр, придя в себя, увидел, что его войска побеждают, и с помощью своих людей вернулся в лагерь. Его рана была тяжелой, и в течение нескольких дней он был прикован к постели. Победа у города маллов была омрачена болью и скорбью.
Последующее сражение
Александр получил ранение в лёгкое, из которого выходил воздух с кровью, по словам Арриана. Хотя вначале он потерял сознание, постепенно пришёл в себя, но был не в состоянии передвигаться самостоятельно. В лагере македонцев началась паника, и слухи о смерти Александра распространялись среди людей. Чтобы успокоить своих подданных, Александр приказал через 7 дней показать себя народу, сидя верхом на коне, и даже на некоторое время смог встать на ноги. Выжившие маллы, которые противостояли Александру, наконец-то сдались и подчинились ему. Оксидраки, другое племя, которые ранее собирались объединиться с маллами для сопротивления македонянам, прислали Александру тысячу заложников и 500 боевых колесниц с экипажами. Александр назначил Филиппа, сына Махата, сатрапом над маллами и оксидраками. Затем Александр продолжил свой путь вниз по реке Инду, покоряя племена, которые встречались на его пути.