«А мне тут нравится – волшебство, чародеи, магия... Только что-то у них тут недоработано». Это цитата из экранизации «Чародеи» от коллег-фантастов – братьев Стругацких. И высказана она была в отношении сотрудников НУИНУ.
В книге Стругацких Институт назывался НИИЧАВО.
Подобная оценка во многом может быть отнесена и к Институту времени (далее будем обозначать его как ИВ) в фантастическом советском кино для детей «Гостья из будущего» Павла Арсенова.
Уж очень странновато выглядел и работал ИВ...
Что-то было в нем «недоработано»?
Или, может, мы просто не понимаем замыслов людей будущего? Сами-то мы пока что «своим ходом, год за годом» в их систему ценностей не попали. Давайте разберемся, как был (будет) устроен ИВ.
В этом посте говорится именно о фильме. В книгах Кира Булычева Институт и происходящее в нем описаны несколько иначе.
Обустройство Института времени: стильный минимализм, «заброшенка» или ляп фильма?
В кино Коля, попав в ИВ, без каких бы то ни было проблем побродил по его коридорам, насмотрелся на сотрудников, которые его не заметили...
По книгам Булычева ИВ находился в московском переулке Сивцев Вражек. В кино Арсенова нам адрес не указали.
Не указали в фильме и целей ИВ. Нам оставалось о них лишь догадываться, исходя из названия учреждения и из факта существования машины времени (которой, заметим, беспрепятственно пользовались все, кто хотел: Коля, Алиса, пираты...).
Внутренние интерьеры Института по состоянию на 2084 г. нам показали по самому минимуму: анфилада комнат с витражами в меандрах, простые столы, допотопные экраны для фиксации трофеев из путешествий по другим эпохам…
Причем исходили, судя по всему, из стандартных представлений о научных учреждениях. Сравните, к примеру:
- коридоры ИВ, где почти заплутал Коля и где шла гонка Вертера с пиратами,
–
- и коридоры из тех же «Чародеев», из лабиринта которых не мог выбраться замороченный гость с юга («Кто так строит?!»).
Создатели фильма подразумевали, что всё самое интересное в ИВ находилось за дверями.
Например, герои упомянули об имеющемся здесь музее.
Также рядом со зданием ИВ располагался портал, остроумно оформленный в виде старинного красного автобуса с несколькими дверями, ведущими в разные времена и/или пространства.
В чем не откажешь – так это в стерильной чистоте помещений. Надо полагать, робот-уборщик трудился на славу…
В целом же, видимо, слишком «расходиться» с интерьерами, декорациями и спецэффектами просто не давал бюджет фильма. Институт снимали:
- внутри – на киностудии им. М. Горького. Там в минимальном пространстве умудрились отснять коридоры, создававшие ощущение длинных анфилад. Эффект запутанного лабиринта достигался исключительно за счет игры актеров, а также специальной съемки с различных ракурсов.
Комнату с машиной времени просто-напросто оклеили банальными белыми обоями и завесили лампами помощнее;
- снаружи – в столичном Ботаническом саду и опять-таки в павильоне, изготовив 50-метровый макет здания, который закрепили на тросах и при съемках перспективно совмещали с поляной.
Машина времени: гениальная простота или..?
Главный артефакт ИВ сотворили из обычного кубика Рубика.
Видимо, эта популярная во время съемок венгерская головоломка показалась реквизитчикам оптимальным решением, так как выглядела в меру загадочно, ассоциировалась со знакомой всем (в том числе зрителям-детям) игрой, да еще и обошлась дешево.
Почти как «Черный квадрат» Казимира Малевича: «простенько и со вкусом».
Оптические видеоэффекты, возникавшие при путешествии по временнОй трубе, для начала 1980-х гг. были передовыми. Коля держался за ручки своего «транспортного средства», а вокруг мелькали разноцветные звезды, всполохи, молнии, радуги…
Сегодня это смотрится простенько и аляповато. Но не забывайте о техническом уровне в период съемок и о бюджете фильма. Его создатели работали даже в лазерной лаборатории, снимали всё на камеру, а потом замысловатым образом комбинировали отснятое.
И, заметьте, всё было не тяп-ляп: чтоб получился один кадр, приходилось потеть добрые месяц-полтора.
_____________
В целом же сказанное тут надо воспринимать с юмором – как и само кино. Причем не с иронией, но именно с добрым юмором.
Ведь даже снятый «на коленке» (как кажется на первый взгляд) фильм Арсенова по Булычеву оказался настолько захватывающим и просто потрясающим, что мы обожаем его до сих пор! А уж настолько очаровательно сыграли актеры – как в главных ролях, так и в эпизодах, – что каждому нужно ставить по большой пятерке с плюсом за актерское мастерство!
Несомненно, «Гостья из будущего» прочно вошла в классику кино для детей, советской фантастики и фильмов СССР в принципе.
Что до ляпов… Как делилась в интервью работавшая над этой картиной художница-постановщица Ольга Кравченя, то, что в наши дни запросто делается на компьютере, в начале 1980-х гг. приходилось долго и кропотливо создавать вручную. Поэтому не критикуем, а, наоборот, восхищаемся! (Опять же, без иронии.)
И закончим, пожалуй, еще одной цитатой из названной экранизации коллег-фантастов: «Много еще не доработано… вот стану директором НУИНУ, обязательно подниму вопрос»… или директором ИВ. :)
П. с. Подробнее читайте любопытные статьи «15 различий фильма "Гостья из будущего" и книги "Сто лет тому вперед"», плюс «Что делают повзрослевшие дети – актеры 2-х ролей из фильмов о Петрове и Васечкине, Электронике и др.», а также «"Флипнуть до космопорта": летное такси в "Гостье из будущего"».
И, кстати же, отвечайте на тесты «Смогли бы вы трудиться в НИИЧАВО Стругацких»?» и еще «Угадайте отечественный фильм или мульт по необычному воздушному транспорту».
#Кино #телевидение #фантастика #культура #психология #СССР