Хотя… почему третья и почему именно – дедовской? Вполне возможно, что не дедовской, а прадедовской, или даже пра-пра-дедовской, судя по тому, что за время своей долгой жизни рабочая часть стамески уменьшилась почти наполовину!
Есть у меня такой бзик – я люблю старые вещи и инструменты и стараюсь очень бережно к ним относиться, особенно если это предмет с нашей семейной историей. Старинная стамеска досталась нам от деда, как, когда и от кого она пришла к нему – не знаю, именно поэтому я и заявил о «третьей» реинкарнации, сначала инструментом пользовался мой дед, потом – отец, теперь он у меня.
В своей прошлой жизни стамеской пользовались очень активно, с ней мы в далеких восьмидесятых вместе с отцом начинали нашу «серьезную» дачную стройку. После деда стамеска находилась в плачевном состоянии и отец на скорую руку провел ей «апгрейд», насадив на граненый хвостовик металлическую чашу (какая-то автомобильная деталь) и, обмотав желтым скотчем для плотной посадки, отец примастырил грубо отесанную деревягу в качестве ручки, правда, изобретательно снабдил ее латунной обоймой – от растрескивания.
Я очень ценю любые отцовские решения. Вспоминая его удивительные инженерные находки, простые, «на коленке», исполненные, зачастую топорноватые, брутальные, но удивительно работящие и жизнестойкие, я всегда преклоняюсь перед такой находчивостью, которая очень много раз нас выручала по жизни. Вот и здесь: я прекрасно помню, как сам остервенело лупил киянкой (а когда ее не было под рукой – то молотком) по этой стамеске, добиваясь результата и казалось бы – столь труховая конструкция обязана была разлететься в щепы, а она живет и за тридцать, с лишним, лет, с ней ничегошеньки не случилось!
Восстановление стамески я начал с ее заточки, благо супружница осуществила мою давнюю мечту, купив мне простецкое электроточило. Поверхность металла я также прошел микронной шкуркой и оросил маслом, она заблестела…
Еще раз: это очень старый инструмент. Может, даже 19 века, ведь рабочая часть стамески сильно укорочена – вполне возможно, из-за многочисленных переточек, но тогда – сколько же раз она тупилась и снова приводилась в заостренное состояние? Я очень хотел найти на стамеске клеймо, но его тут нет, увы, или, может быть, оно стерлось?..
Кто-то скажет – да это просто обломок от стамески и я не стану спорить, все может быть, но и у деда и у нас она продолжала исправно трудиться и уверен – еще может послужить, вот только мне все же хочется внести свою лепту и переделать рукоятку, которая теперь смотрится анахронично и кроме того, мешает работать, я хочу сделать удобную «прикладистую» рукоятку, более изящную.
Разбираю отцовскую бобыху. Сделать это не так сложно, хотя… Деревяшка сама соскакивает с хвостовика и не держится в металлическом «колоколе».
Я уже давно приготовил заготовку для рукоятки, это сухая яблонька, из нашего сада. Сначала я планировал крутануть деревяшку на токарном мини-станке, но потом передумал, захотел сделать что-то более уникальное, что ли.
А дальше пришлось немного повозиться, поскольку железный колокольчик ну никак не хотел сниматься с кованного хвостовика. Пришлось взять наковаленку и молотком отбить эту железяку, ее я не жалел, понимая, что больше она тут не пригодится.
Теперь вооружаюсь шлифовалкой, буду ваять «скрыпку Страдивари». Думаю, это наиболее правильный инструмент для придания заготовке той формы, которая родилась в моей голове.
Минут десять «упорной работы» и «буратинка» готова!
Если честно, то я опять налажал. В своей извечной торопливости получить результат, я забыл о главном – о технике безопасности и о том, что работать с острым режущим инструментом надо хотя бы в перчатках: одно неосторожное движение в попытке снять «колокольчик» и на тебе, кровь потекла. Лучше поздно, чем никогда: я останавливаю кровотечение и бинтую… нет, не «поранетый» палец, а острие стамески: теперь оно защищено малярным скотчем от встречи с моей рукой!
Что теперь? Теперь, в принципе, можно заняться рукояткой, но прежде несколько манипуляций с металлом. Четырехгранный хвостовик стамески имеет несколько изгибов, его необходимо тщательно выправить, иначе с установкой рукоятки точно ничего не получится. Беру снова наковаленку (тоже – отцовская, огневая вещь!), молоточек и аккуратно отстукиваю металл, все проходит отлично.
Отец знал, что делал, именно благодаря металлическому «колокольчику» и латунной обойме деревянная рукоятка прожила столько времени. У меня, увы, подобного практичного и меньшего по размеру, «колокола» не нашлось, но я понимаю, что даже если использовать стамеску для легких работ, просто насаженная на хвостовик, деревянная рукоятка быстро треснет и расколется, поэтому пошел простым путем, решив надеть на хвостовик обыкновенную шайбу.
А вот теперь – к ручке. Я уже обработал ее мелкой наждачкой и даже заполировал шерстяным носком – эффект «списьфисьский»! Теперь – размечаю точку сверления, пользуюсь маркером и все той же шайбой, для точности.
Вот сверлить придется точно с умом. Поскольку хвостовик расширяется к низу, придется осуществить «дифференциальное» сверление. Сначала я засверливаюсь на полную глубину тонким сверлом, которое чуть тоньше кончика хвостовика стамески, потом возьму сверло потолще и, соотнеся его с хвостовиком, сделаю отверстие меньшей глубины, дальше возьму еще толще сверло и снова пройду, но еще менее глубоко и так до сверла, которое обозначит вход в отверстие и будет чуть меньше по диаметру, чем нижняя, самая «толстая» часть хвостовика. Рукоятка должна садиться внатяг, но так, чтобы не расколоть рукоятку.
Выполнив все, примериваю хвостовик, он входит охотно и «застревает», не дойдя полсантиметра до плоскости торца рукоятки: это то, что мне нужно!
Не знаю, как кто, я буду фиксировать хвостовик в дереве при помощи клея. Заливаю его внутрь рукоятки, густо намазываю и сам хвостовик, потом нежно вставляю металл в дерево и так же нежно осаживаю рукоятку киянкой. Сразу удаляю излишки клея, жду высыхания. Проходит немного времени (клей сохнет очень быстро) и можно любоваться работой!