Найти тему
Шило в движении

Минск. Что посмотреть за 1 день. Взгляд Архитектора.

Оглавление

В минске я была ровно 1 день, поэтому здесь попробую показать то, что удалось самой посмотреть и в конце дам полезные ссылки на сайты, чтобы вы самостоятельно смогли ознакомиться с интересными местами и составить свой маршрут.

Самое главное в путешествие - это понять, что перед вами такое и какое значение у этого всего.

С чего же начинается правильный день? Конечно же с завтрака, ведь это целое искусство и положительные настрой на все время. Пролистав интереснейший пост о завтрачных кафе, было принято решение остановить свой выбор на самом первом варианте, признаюсь честно, выбирала по фото с целью самой там наделать фоток.

Выбор пал на дом с русалками и кафе Mon Nom.

Нам принесли бумажное меню и карандаши. Не видела еще нигде такой подачи. В меню было 6 категорий - из них ты можешь составить сет из 3 блюд за 15 Р (450 рублей) и из 5 блюд за 22Р (660 рублей). Напитки в стоимость не входили. Мы галочками наотмечали наш будущий завтрак из яиц, колбас, грибов, авокадо, пончиков и чизкейка. Буквально минут 15 и наша огромная тарелка с разными креманочками на месте. Признаюсь честно, я готова баллады петь этому заведению, еде, подаче, концепции. Единственное, не понравился лимонный чизкейк, казалось у меня на зубах скрипит сахар. Наевшись просто до отвала, мы еле как выкатились из этого заведения. Будьте осторожны, там бывают очереди на посадку!

Кстати, завтрак нам обошелся в 1850 рублей на двоих - сет из 5 блюд, сет из 6 блюд, латте и чайник гречишного чая.

Что же делать дальше, конечно же искать центральные улицы, ЦУМ, ГУМ, метро и архитектуру.

Отправились на проспект независимости. В Минске тоже есть платные парковки за 1Р, то есть 30 наших рублей, но как оплатить мы не поняли, поэтому искали бесплатную, которая была буквально в соседнем квартале.

Наш прогулочный маршрут был хаотичен, по каким-то площадям мы гуляли по несколько раз, потому что не знали куда идти, поэтому предлагаю сделать больше обзор - вдохновение достопримечательностей Минска.

Костел Святых Симеона и Елены

Самый известный католический храм Минска. Главная башня в высоту 50 метров, если поделить на 3 (высота этажа), то получим 16 этажный практически небоскреб. Стоит костел на фоне советских построек и выглядит весьма вставлено, как будто бы его просто заплаткой на пустое место средь советского модернизма приклеили, но само здание впечатление произвело, особенно его красный кирпич. К сожалению, внутрь попасть возможности не предоставилось.

Костел появился в Минске в 1910 году, и на то время – это был самый большой католический храм в городе с самой высокой башней. А со строительством костела связана одна печальная легенда: в период с 1887 по 1903 годы у минского шляхтича Эдварда Войниловича умерли двое детей – Сымон и Елена. Сын – от скарлатины, а дочь – от воспаления легких. Перед смертью девочка увидела образ Красного костела во сне и нарисовала его эскиз. Именно по этому эскизу и был возведен храм, деньги на строительство которого пожертвовал сам Войнилович.

В советское время в здании храма располагались то театр, то киностудия «Советская Беларусь», то Дом кино. И лишь в 1990 году Костел святых Симона и Елены вернули католической общине – с тех пор в храме исправно проводят богослужения. А у входа в костел захоронен Эдвард Войнилович – меценат и отец Сымона и Елены.

Фабрика - Кухня

Минская фабрика-кухня является памятником архитектуры, выполненным в стиле конструктивизма. В Беларуси идея фабрик-кухонь получила не очень широкое распространение. В Минске по адресу улица Свердлова, 2 по проекту И. Е. Губерта было воздвигнуто потрясающее здание, поражающее не только вместимостью, но и красотой архитектуры.

В 2019 году здание было реконструировано, что ещё ярче подчеркнуло его первоначальные достоинства.

Здание было построено в 1930-х и служило памятником своему времени: фабрики-кухни возводились по всему Союзу и должны были решать вопрос массового питания трудящихся, освобождая женщин от третьей – домашней – смены за кастрюлями и поварешками.

Обрати внимание на обилие стекла. Это отнюдь не новшество свежей реконструкции. Ленточное остекление для конструктивизма вполне типично. Благодаря каркасной конструкции здания и отсутствию несущих стен архитекторы могли «сочинять» окна любой величины и конфигурации, даже протянуть их неразрывной лентой вдоль всего фасада – от угла до угла. Каркас прятался в остеклении, а большие окна встраивались без наличников и откосов, за счет чего создавалось ощущение легкости, невесомости здания.

Однако прозрачность – это еще и идеологическая потребность, ведь в обществе коммун скрывать нечего, так пусть всё просматривается насквозь. Для конструктивистов важна была эта концептуальная база, и они с жесткой критикой обрушивались на архитекторов, которые использовали конструктивистские приемы лишь для стилизации, без идеологической нагрузки.

Что же там сейчас? С 2017-го по 2019-й оно стояло на реконструкции. Ее авторы были удостоены наград на фестивале «Архитектурная осень — 2019». На третьем этаже открылся ресторан. Сейчас на его крыше работают атмосферные террасы — это ожившая архитектурная задумка из 1930-х. Также на первом этаже есть кафе. В мае 2021 распахнула двери художественная галерея «Арт-фабрика», соединенная с конференц-центром. Далее на ее базе открылся публичный лекторий, и темой первой лекции стал… Ну разумеется, архитектурный конструктивизм.

Дом Правительства

Еще одно творение Иосифа Лангбарда появилось на карте Минска в 1934 году. Это самое крупное беларусское строение межвоенного периода (а согласно первоначальной задумке, оно должно было быть еще больше), однако Дом правительства не кажется громоздким – всё-таки Лангбард гениально работал с объемами.

Отметим, что для конструктивизма характерно использование крупных монолитных элементов из одного материала – это может быть железобетон, стекло, кирпич. В целом получается архитектура больших прямоугольников, цветовая гамма которых естественным образом оказывается в серо-белом диапазоне. Для кого-то может показаться скучным, другие же, напротив, видят в этом абсолютный идеал.

Театр музыкальной комедии, арх. О. Ткачук, В. Тарновский

Строительство крупных театральных зданий в Советском Союзе было фактически монополизировано московским профильным институтом «Гипротеатр», но заказ на создание театра музыкальной комедии в столице БССР каким-то образом получил «локальный» «Минскпроект». Его специалисты не подвели. Во-первых, они смело отказались от обычной для жанра скучной симметричной композиции — сооружение получилось сложной формы, оригинально выглядящим с разных ракурсов. Во-вторых, в состав комплекса было включено довоенное здание клуба тонкосуконного комбината. К сожалению, в процессе этой работы был утрачен памятник конструктивизма, но взамен город получил прекрасный модернистский объект. Сейчас театру угрожает еще одна реконструкция, в результате которой он вновь (уже второй раз) изменится до неузнаваемости.

На фасаде над входом в театр установлены пять скульптур из кованой меди – музы, олицетворяющие разные виды искусств. Сама композиция представляет собой консоль, "сдвинутую" от фасада здания. Такой прием обособляет картину и придает образную завершенность. А мелкие детали позволяют подолгу разглядывать картину в поиске новых смыслов.

Конечная стилистика здания совместила экспрессионизм и брутализм с оригинальными модернистскими решениями.

Дом проектных организаций, арх. В. Малышев

Рисунок фасадов создают легкие белоснежные кесонные панели, благодаря которым и реализуется единый композиционный замысел Дома проектных организаций на Парковой магистрали. Административный комплекс в плане напоминает букву Y. Он должен был сопровождаться дополнительным высотным корпусом, в котором планировалось разместить гостиницу. К сожалению, ансамбль получился незаконченным, а место несостоявшегося «небоскреба» спустя десятилетия занял жилой комплекс «Славянский квартал».

«Белбыттехпроект», арх. П. Кракалев, В. Алейникова, Е. Власов

Многие минчане считают, что самая высокая точка столицы находится в районе Юбилейной площади. Возможно, это мнение сформировалось из-за того, что расположенное здесь здание института «Белбыттехпроект» четверть века оставалось самым высоким в городе. Оно имеет 24 этажа, последние 6 — технические.

Махина высотой 90 м появилась на территории бывшего Юбилейного колхозного рынка. Она была видна практически из любого уголка города! Еще в начале XXI в. об этом здании говорили как о самом высоком минском доме. Эта новость трансформировалась в мнение, что и сама Юбилейная площадь расположена на самом высоком месте города. «Белбыттехпроект» до сих пор входит в топ-10 самых высоких зданий Беларуси.

Его проектировали для института «Белжилпроект» в комплексе с Домом быта, но разместились здесь в начале 1980-х институт «Белбыттехпроект» и Дом моды. Фасады башни выполнены из все тех же кесонных панелей.

Дворец Республики

Дворец Республики — один из крупнейших в Беларуси культурных и деловых центров. Его здание расположено на Октябрьской площади Минска и считается одной из главных достопримечательностей столицы.

История Дворца началась в конце 1970-х гг., когда в стране объявили конкурс на проект. Считается, что идея возведения принадлежала руководителю БССР Петру Машерову. Сам процесс возведения здания начался в 1985 г., однако был приостановлен из-за недостатка финансирования в начале 1990-х гг.  Дворец Республики официально открыли в 1997 г., а отделочные работы были окончательно завершены в 2001 г.

При строительстве Дворца использовались разнообразные технологические инновации: непрерывное бетонирование, отделка натуральным камнем. Башкирский гранит богат железом, поэтому поверхность покрыта желтоватыми разводами ржавчины. Нижняя часть Дворца облицована гранитом рапакиви: однородного цвета с вкраплениями кристаллов.

«Сердце» дворца — Большой зал, рассчитанный на 2700 мест с несколькими уровнями: партером, амфитеатром, балконом, боковыми и правительственными ложами. Благодаря оснащению кинокомплексом, здесь можно проводить кинофестивали. Во дворце располагается также Зал приемов с панорамным видом на город. Здесь проводят приемы, государственные мероприятия.

Малый зрительный зал с 470 местами имеет форму амфитеатра, в нем проводят концерты, спектакли, лекции. Также в состав комплекса входит конференц-зал, принимающий семинары и пресс-конференции.

Объекты не вошедшие в подборку, но интересные по своему внешнему облику:

Полезные ссылки:

34 достопримечательности Минска
Гайд по стилю: едем смотреть беларусский модернизм
Минское соло короткой песни конструктивизма
15 лучших советских зданий Минска
Великий и ужасный: минские здания в стиле брутализма
Монстры или шедевры? Топ-15 лучших советских зданий Минска - Недвижимость Onlíner

Фабрика Кухня:

Авангардный общепит: предназначение и архитектура фабрик-кухонь — VATNIKSTAN

Дворец Республики:

Дополнительно интересные статьи:

Дом устаревших проектов • leta.today
М-464: нераспознаваемая индивидуальность