В нынешнем обывательском историческом дискурсе, ситуация по оценке европейской средневековой истории, в целом, осталось той же что и была с начала эпохи просвещения когда сам термин средневековья стал синонимом варварства и мракобесия; Согласно Руссо: "Европа впала в варварство древнейших времен. Люди в этой части света прожили несколько столетий в состоянии худшем, чем простое невежество", мнение его так же разделял Вольтер, Гиббон и Робертсон что поливали грязью ни только саму идею крестовых походов, но и всю тогдашнюю средневековую Европу, проводя сравнения между двумя противоборствующими цивилизациями, в пользу тогдашнего исламского мира.
Начнем, пожалуй с того, что изначальная грубая концепция темных веков не имеет ничего общего с действительностью; падение Рима не уничтожило основательно существующий порядок вещей; ту богатейшую культуру что была унаследована варварскими королевствами нужно было как минимум сохранить, чтобы соответствовать своим предшественникам, но не уничтожать, на что оснований у пришельцев с севера не было (в отличие от противоположной истории с арабами которые не смогли продолжительное время соблюдать нонкорформисткую политику). К тому же римское население и церковь готовы были им в этом помочь. Даже напротив, в период темных веков Европа достигла огромных технологических успехов оставив позади весь остальной мир. Нынешний исторический мейнстрим к 80-м годам двадцатого столетия так же опроверг ранее тиражируемую им же концепцию "Темных веков"; Так, к примеру, издание "Британской энциклопедии" ранее относящая период первых шести столетий после падения Рима к темным векам, в пятнадцатом своем издание 1981 года опровергает этот термин как "неприемлемый, поскольку он неверно характеризует эту эпоху как период интеллектуального мрака и варварства". Впрочем, это не тема нынешнего поста: лучше взглянем на ситуацию в Арабском Халифате и оценим насколько же в нём имело место бурное научное развитие благодаря непосредственно арабам и исламу.
Первое что хотелось бы упомянуть, так это принадлежность "арабских" достижений в науке и медицине непосредственно арабам:
Наиболее ранней научной работой на арабском языке стал "Медицинский трактат" написанный Ибн Бутланом, сирийским врачом-христианином который затем был переведен на арабский врачом иудеем Моисеем Маймонидом из Персии. В целом, в медицинской науке доминировали христиане-несториане, в основном уроженцы Сирии, где и был расположен в своё время несторианский медицинский центр, в городе Нисибисе через который и прошли почти все арабские врачи; тем не менее, это не мешает многим относить это достижение несториан в заслугу арабско-мусульманской цивилизации; так, ведущие фигуры, якобы медицинский науки ислама были сирийские христиане Бахтишу и Ибн Исках; В персидском, интеллектуальном центре тогдашнего востока Гондишапура так же были организованны несторианские учебные заведения которые хорошо послужили магометянам; До 7 века почти все ученые люди в в Арабском Халифате были несторианами. Именно христианин-несторианин Хунайн Ибн Исхак Аль-Ибдали перевел и собрал работы Гиппократа, Аристотеля, Галена и Платона на сирийский и арабский языки. В середине одиннадцатого века мусульманский автор Насир-и-Хусрау писал: "Поистине, писцы здесь, в Сирии, как и в Египте, все христиане, и самое обычное дело для врача быть христианином"
Один из влиятельнейших философов-ученых исламского мира по мнению Британской Энциклопедии стал Авиценна который так же является представителем покоренных Арабским Халифатом народов - персов; Это же касается и Омара Хайяма, Аль-Беруни, и Ар-Рази, "отца алгебры" Аль-Хорезми (позаимствовавший у индуских математиков систему исчисления) и введшего дроби в арифметику сирийца Аль-Уклидиси. Так же ещё один математик, аль-Кинди был сирийским евреев; Сабит Ибн Курра, известный геометр принадлежал к языческой секте Сабиев не смотря на то, что его называли "мусульманским ученым".
Знаменитый арабский астроном и астролог Машаллах Ибн Асари был иудеем. Якобы открывший
гелиоцентрическую модель Аль-Бируни (и тот перс) самолично признававший что позаимствовал знание от Брахмагупты. Астроном Аль-Баттани, так же достаточно известный в научных кругах был язычником состоявшим в секте поклонения звездам как и Сабит Ибн Курра.
В сфере достоинств арабской архитектуры дхимми (не мусульманское население) так же приложили свои руки: так, всем известный Купол Скалы возведенный в Иерусалиме халифом Абд аль-Маликом был сделан руками византийских архитекторов и ремесленников и именно по этому он столь напоминает Храм Гроба Господня; впрочем огромное количество исламских мечетей изначально представляли из себя христианские храмы которые были перестроены в мечети: обычно достаточно было пристроить минареты. Планировка города Багдад по исламских же источникам после его возведение халифом аль-Мансуром в 762 году была поручена зороастрийцу и иудею (персы и евреи как раз представляли титульное большинство населения этого города первое время его существования)
На важную роль христиан в Халифате, в 995 так же указывает Абдул-Джаббар писавший: цари Египта, аль-Шама, Ирака, Джазиры, Фариса и всех окрестных земель полагаются на христиан в вопросах бюрократии, управления и распределения средств"
Мореходство будучи основополагающей частью функционирования государства было абсолютно неизвестной вещью для пустынных бедуинов, что впрочем неудивительно. Как таковой флот у арабов появился только с захватом Египта и его корабельных верфей где и были заказаны сами флотилии; впрочем одного флота было недостаточно, нужны были моряки которые на тот момент были исключительно дхимми, а если конкретнее христиане-копты. На персидский же флот были наняты наемники прежде служившие на византийских судах. Решающий фактор дхимми в мусульманском мореходстве негативно отражался в сражениях с христианами; один из таковых примеров последнее нападение арабов на Константинополь в 717 году когда причиной поражения стал переход христианской части команды корабля на сторону византийцев.
Поскольку сведений о мусульманских кораблях или моряках почти не сохранилось есть все основания полагать что мореходство было почти исключительно сферой деятельности дхимми. С этим так же согласен Али Мохаммед Фахми в своем труде о мусульманских морских силах.
Наличие книг, и соответственно библиотек так же являются основным критерием цивилизованности. На тот момент библиотеки на христианском Ближнем Востоке и Северной Африке были повсюду и в особенности в монастырях и церквях. Тоже самое касается Европы и в частности православного духовенства Византии. Какие-то были открыты язычниками, какие-то христианами и арабы постоянно натыкались на них. Арабы не являлись уникальными ценителями книг для того времени и не отличались какой-то особенной бережливостью в их отношение на что нам указывают многочисленные исламские источники, в частности исламский историк Ибн Хальдун указывает на сожжение книг Александрийской Библиотеки в 640 году: после завоевания Александрии мусульманский командующий Амр послал к халифу Омару в Дамаск письмо, в котором спрашивал что делать с огромной библиотекой, содержащей сотни тысяч свитков, Омар ответил: "Если то, что в них написано, согласно с Кораном, то они излишне; если не согласны - они вредны. Так что уничтожь их" Тогда полководец распорядился топить этими свитками городские бани.
Так же, в будущем поступил всем известный герой исламского мира Саладин закрывший библиотеку Каира и выбросивший книги на свалку.
Впрочем, главным ударом по долгосрочному развитию Арабского мира стала политика халифа Аль-Мутаваккиля (847) начавшая тенденцию усиление правоверия, преследование ересей, свободомыслия и иноверия-дхимми (христиан и иудеев), религиозное гонение на философию, на естественные и даже на точные науки что в дальнейшем загубило весь тот невероятный потенциал что приобрели арабы во время своих завоеваний.
Позиции христиан были сильны не смотря на исламские законы не позволяющие им занимать высокое положение. Уничтожение Нонконформизма стала основной причиной заката так называемой золотой эпохи ислама. Богатый на тот момент Ближний Восток и Северная Африка дали арабам невероятные возможности для роста которыми они, безусловно пользовались как могли, но развить всё это во что-то большее им не удалось. Это и является основополагающей разницей между появлением варварских королевств на территории бывшей Западной Римской Империи и вторжением арабов на территории Леванта, Сирии и Александрии которые со временем провели как культурную, так и религиозную унификацию. Выставив тем самым на первый план всё то изначальное религиозное мракобесие Аравии, что привело в отсталость исламский мир, некогда закрепившийся в очень развитых и цивилизационных регионах Ближнего Востока.