Предок царей Романовых Федор Кошка оказался плодовит как… кошка. Или как его отец Андрей Кобыла. Он оставил четверых сыновей. В этой главе мы разберемся с потомками Кошки по не главной для нас линии и с его старшим сыном Иваном Федоровичем по главной.
Сначала, как обычно, упрощенное родовое древо:
Об Анне Федоровне, вышедшей замуж за тверского Рюриковича, упоминалось в прошлой главе. Двигаемся к следующему по старшинству сыну Федору Федоровичу Голтяю. Эта линия очень интересна и, несмотря на то, что она не главная, ей стоит уделить внимание.
Сам Федор Федорович был боярином при князе московском Василии I. Его сыновья неинтересны. А вот дочь… Да, Мария Федоровна примечательна своим браком. В 1411 году она вышла замуж за князя Ярослава Владимировича (князь Малоярославца). Это второй случай брака потомков Федора Кошки с Рюриковичами.
Тут интересны два обстоятельства. Во-первых, князь этот был не абы кто, а двоюродный племянник Дмитрия Донского и, следовательно, троюродный брат Василия I. Смотрите на родословное древо:
Второе обстоятельство: дочь от этого брака Мария Ярославовна вышла замуж за князя Московского Василия II и стала матерью будущего великого князя Ивана III. Таким образом, Иван III– пра-пра-внук Федора Кошки. Вот это я понимаю – поворот!
Интересно было бы рассказать о судьбе не столь знаменитого потомства Марии Федоровны и Ярослава Владимировича. Как Василий II и Иван III позже разделались со своей близкой родней. Но это тема отдельного очерка. Она уже очень далеко от истории рода Романовых.
Возвращаемся к основной теме.
Младшие сыновья Кошки Михаил Дурной и Александр Беззубец в хрониках не отмечены. Беззубец в принципе интересен разве что тем, что именно от него идет род Шереметевых.
Ну вот мы добрались до главной линии Романовых – старший сын Кошки Иван Федорович. Печально, но о нем нам опять же известно куда меньше, чем нашему выдающемуся романисту Дмитрию Балашову.
Совершенно точно Иван Федорович был боярином при Василии I. Наверняка он был еще жив в самом начале княжения Василия II (годы княжения 1425-1462) – его подпись стоит на завещании Василия I 1425 года.
Кстати, подпись Ивана Кошкина поставлена и на духовной грамоте Дмитрия Донского в 1389 году. Был ли он уже тогда боярином? Не знаю. Но роду Кошки при Василии I всегда оказывалась высокая почесть.
В предыдущей главе цитировалось письмо Едигея Василию I (1409 год). В той его части, что касалась Кошки. А вот буквально следующая фраза касается Ивана Кошкина:
«Теперь у тебя сын его Иван, казначей твой и любимец, старейшина, без которого слова и думы ты не выступаешь. А от этой думы улусу твоему теперь разорение и христиане изгибли.»
«Христиане изгибли»- это указание на Едигеево нашествие 1408 года, когда была разорена значительная часть Московского княжества. Едигей указывает на то, что до этого нашествия довели советы Ивана Кошкина.
Вот практически и всё, что более или менее достоверно можно сказать об Иване Кошкине. Когда он умер, неизвестно. Если в 1425 году он еще жив и подписывает завещание князя, то во время кризиса 1432 года (свадьба Василия II и история с поясом Василия Косого) его уже нет.
Кризис этот разразился при детях Ивана Кошкина. По одной из версий большую роль в нем сыграл его сын Захарий Иванович Кошкин. Речь об этом пойдет в следующей главе.