Пожилой человек для меня всегда ассоциировался с мудрым человеком.
Ну, а как же иначе?
Он прожил долгую жизнь. И, конечно же, она у него была сложной и трудной. А раз так, у человека за долгие годы накопился огромный жизненный опыт.
Он теперь знает многое из того, что молодым только предстоит узнать.
Он может разрулить любую сложную ситуацию, потому что таких ситуаций в его жизни было множество.
Он прекрасно ориентируется - что в каждом конкретном случае нужно делать и как поступить.
Жизнь закалила его! Жизнь его подковала и сделала мудрым!
К сожалению, мне не раз приходилось разочаровываться. Нередко встречались такие пожилые, которые не тянули на звание мудрого.
Отчего так – думаю?
Пришла к выводу, что годы жизни не приводят к автоматическому накоплению опыта и к появлению вишенки на торте – мудрости.
Молодые ослы к старости, оказывается, могут так и остаться ослами.
Сколько такие люди ни живут, всё равно умудряются наступить на одни и те же грабли. И неоднократно!
Жизненный опыт, данный им в виде своеобразных уроков, никак ими не учитывается и не усваивается. В школе жизни такие люди – двоечники. Они регулярно остаются на второй год по причине полного отсутствия способностей. Или лени.
Да, кто-то из нас имеет технический склад ума, кто-то гуманитарий, тяготеющий к искусству и творчеству. Всё так.
Но, любому из нас нужно уметь работать с полученным жизненным опытом!
Ведь как получается?
Если обжёгся человек в какой-то ситуации, он должен на всю жизнь запомнить и эту ситуацию, и то, что поступил в ней неправильно.
Просто? Теоретически –да!
Но в жизни бывают такие индивидуумы - сколько бы они ни получали пинка, почему-то опять и опять лезут на рожон.
С опытом, как и с любым преподанным уроком, нужно работать. Как в школе! Чтобы этот урок не просто запомнился, но и усвоился для дальнейшего применения на практике.
Желателен анализ ситуации, чтобы понять, что пошло не так, почему ситуация вышла из-под контроля. Увидеть причины случившегося и ошибочность своих действий.
И только после этого можно положить усвоенный урок на полочку в своей памяти. На всю свою оставшуюся жизнь!
Чем больше таких полочек, заполненных осознанными жизненными уроками – тем опытнее и мудрее человек.
Этой науке никто не научит. Это самостоятельный труд.
Одни понимают важность накапливания и применения своего опыта в жизни, другие же не заморачиваются подобными вопросами.
Такие люди живут как с чистого листа, без оглядки. Раз за разом попадая в сложные ситуации, которых можно было бы избежать, будь они учениками поприлежнее.
И напоследок, хочу загадать загадку:
Чем умный от мудрого отличается?
Догадались?
Умный найдёт выход из ситуации.
А мудрый – не попадёт в неё…
Поэтому смолоду учимся обходить грабли, чтобы в дальнейшем можно было применить полученный опыт.
Не в этом ли смысл жизни?