Мы не знаем, где родился Меншиков. Ничего не знаем о его детских годах, даже дата его рождения приблизительная: 1672 или 1673. Но точно известно, что пирожками он не торговал. Вот, например, что пишет о нём Александр Сергеевич Пушкин:
…Меншиков происходил от дворян белорусских. Он отыскивал около Орши своё родовое имение. Никогда не был он лакеем и не продавал подовых пирогов. Это шутка бояр, принятая историками за истину.
Возвысился Меньшиков довольно быстро - через Лефорта. В 14 лет был взят Петром в денщики и с тех пор неотлучно находился рядом, сопровождая в поездках по России, в военных походах, в Великом посольстве в Европу. Он обладал неукротимым темпераментом и неуёмными амбициями, был смелым и инициативным, а в делах, связанных с государственным управлением, ему вообще не было равных.
Но не за это Пётр ценил Меншикова и выделял среди всех "птенцов" своего "гнезда". Дело в том, что Меншиков был верен Петру до конца. Предан как пёс. В любую минуту, не задумываясь, отдал бы за него свою жизнь и множество раз доказывал это на деле. Пётр это знал, очень ценил и полностью доверял Меншикову. Он знал: что бы ни случилось, тот никогда не подведёт. Для него это было очень важно: чтобы его окружали преданные ему люди, он ничего бы не сделал один.
Так было со строительством Санкт-Петербурга. Мы привыкли считать, что город построен Петром. Меншиков обычно остаётся в тени. А ведь он был первым градоначальником Санкт-Петербурга и его фактическим строителем. Пётр следил за тем, что там происходит, был в курсе всех дел, но в силу загруженности государственными делами не мог вникать во все тонкости. Он был скорее идейным вдохновителем создания города на Неве, строил который Меншиков.
А что первый генерал-губернатор Санкт-Петербурга построил в Москве? И что из этих построек мы можем сегодня увидеть?
Семёновский дворец на Введенской площади
Сегодня это площадь Журавлёва, ст. метро "Электрозаводская", современная площадь, от петровских времён практически ничего не осталось:
Сейчас здесь не так живописно, как летом:
Но для Москвы это очень значимое место, да и для России: здесь, в Преображенском, прошло детство Петра I. Здесь он начал формировать "потешные полки". Именно здесь им создавалась новая русская армия.
На противоположном, правом берегу Яузы примерно в 1661 царём Алексеем Михайловичем было основано село Преображенское. Там стоял его летний деревянный дворец - роскошный, с садами, прудами и рощами. После смерти Алексея Михайловича в 1676 здесь проживала вдовствующая царица Наталья Кирилловна, а затем Пётр отдал дворец вдове своего брата Иоанна.
Яуза была тогда полноводна и чиста, по пустынным её берегам росли густые леса, а в них - питавшие её родники. Но берега были застроены: сначала правый берег - мирным хозяйством Алексея Михайловича, затем берег противоположный - военными полками.
Примерно в 1687 на противоположном берегу от дворца была основана Преображенская слобода, в которой проживали солдаты и офицеры Преображенского полка. Затем - в селе Введенское, граничившем с Преображенским на юге (и позже переименованном в Семёновское), была образована Семёновская слобода. Обе были спланированы регулярно, с параллельными улицами:
На "Мичуринском плане" Москвы 1739 года видно, как были устроены Семёновская и Преображенская слободы. Здесь молодым Петром создавалась армия, и Семёновский и Преображенский полки были её ядром.
В начале 1690-х Пётр построил для себя Ново-Преображенский дворец. В отличие от старого дворца Алексея Михайловича - роскошного - дом Петра был маленьким и скромным, в честь победы над Швецией он вообще спалил на радостях своё жилище. Торжественные приёмы и балы Пётр устраивал не у себя, а неподалёку, через речку Хапиловку - в усадьбе Меншикова, которая была центром Семёновской слободы. На "Мичуринском плане" Москвы показаны оба дома.
Отец и сын Меншиковы вместе служили в Семёновском полку. Данила Меншиков погиб при взятии Азова в 1695. В 1696 Александр Меншиков упоминается в документах как сержант Преображенского полка. Торговать пирогами ему было ни к чему.
Изначально на месте нынешней площади Журавлёва был Прачечный пруд и протекала речка Хапиловка, которая впадала в Яузу. Сегодня она, как Неглинка, заключена в подземный коллектор. На пруд выходили дворы Семёновской слободы, где жили гвардейцы.
Южная сторона площади и Прачечный пруд на её месте в конце 17 века входили в усадьбу Меншикова, его "Семёновский дом". Который тоже сначала был по-солдатски скромен, но постепенно усадьба разрасталась:
Здесь были два каменных корпуса в стиле "петровского барокко", включившие палаты 1708 года, каменные ворота с дорическими колоннами, деревянная башня с часами и даже декоративный "заливец" – водоём. Опись 1728 года, когда Меншиков попал в опалу, фиксирует в его семёновском доме хрустальную и китайскую посуду, коллекцию оружия и доспехов и даже медные и чугунные пушки.
Дом №6 по площади Журавлёва числится как "Семёновские слободские палаты 18 - 19 веков" Сегодня это - единственное, что осталось от усадьбы Меншикова, да и то лишь предположительно:
Здание стоит на месте, а возможно и на фундаменте одной из её построек. Хочется верить, что это так. Здание было построено в самом конце 17 века в стиле петровского барокко. В 1870-х было перестроено для купцов Степана и Тихона Шелаевых в стиле эклектики.
Двухэтажный Т-образный в плане каменный дом оформлен рустовкой, окна второго этажа обрамлены наличниками с треугольными и полукруглыми завершениями, центральная часть увенчана небольшим аттиком.
В 1707 Семёновский дворец Меншикова сгорел и Пётр подарил Александру Даниловичу дворец Франца Лефорта.
Столица была вскоре переведена в Петербург, и к началу 18 века Преображенская слобода потеряла свой "военный" уклад и среди её жителей стало больше ремесленников.
После опалы Меншикова в 1728 усадьбу занял Прачечный двор дворцового ведомства.
В 1797 при благоустройстве берегов Яузы по приказу Павла I пруд закопали и на его месте устроили Введенскую площадь. Она называлась по Введенской церкви, которая стояла за нынешним Дворцом на Яузе, там где сейчас школа № 444.
В 1929 Введенскую площадь переименовали в честь Ивана Журавлёва - московского рабочего, который участвовал в уличных боях в ноябре 1917, а в Гражданскую воевал с Колчаком и погиб в плену.
Лефортовский дворец в Немецкой слободе
Немецкая слобода находилась недалеко от Преображенского, ниже по течению Яузы, на другом её берегу (сейчас этот район называется Лефортово). Иностранцы в России появились в 15 веке, в царствование Ивана Грозного: из Италии и Германии приглашали разных мастеров, аптекарей, архитекторов. Во второй половине 17 века все немцы (а немцами, то есть немыми, не способными говорить по-русски, тогда называли шотландцев, немцев, англичан и других иностранцев, состоявших на службе у русского царя) были переселены сюда, в Немецкую слободу.
Обширные пустыри и пахотные поля между ручьем Кукуем и рекой Яузой обстраивались красивыми домами с садами и огородами, стоявшими вдоль правильных прямых улиц. Немецкая слобода быстро разрасталась и богатела. Жизнь здесь была весёлая и разгульная. Очень манила к себе юного Петра, жившего на противоположном берегу. горожане наведывались в слободу за покупками и развлечениями.
Лефортовский дворец, или дворец Петра на Яузе - это один из самых старых памятников Немецкой слободы. Старейшая его часть датируется 1696, когда по указу Петра I здесь началось строительство дворца для его друга и сподвижника, адмирала Франца Лефорта.
Но Лефорт прожил во дворце недолго: спустя всего месяц он заболел и 2 марта 1699 скоропостижно скончался в своём новом роскошном жилище.
В 1707 Пётр подарил дворец Меншикову, чей дворец в Семёновской слободе незадолго до этого сгорел. Дворец стали называть Меншиковским. Александр Данилович перестроил его по проекту итальянского архитектора Джованни Мария Фонтана. Здесь о Лефортовском дворце подробно.
В 1727 Меньшиков попадает в опалу. Лефортовский дворец конфискуется в казну, становится императорской резиденцией и снова называется Лефортовский.
Адрес: 2-ая Бауманская улица (которая до 1933 называлась улица Коровий брод), д. 3.
Церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах
Знаменитая Меншикова башня, которая пережила многие превратности судьбы, в том числе и пожар 1812 года, домовая церковь Александра Даниловича была поставлена на участке, простиравшемся от Мясницкой до Покровки. Меншиков приобрёл его в 1699 у Дмитриевых-Мамоновых и начал строить там городскую усадьбу с палатами и садом (Мясницкая, 26, позднее там построили здание почтамта).
Жить на Мясницкой было престижно (здесь проходила царская дорога, по которой Пётр ездил в милую его сердцу Немецкую слободу), а обосноваться в Москве Меншиков планировал надолго (Петербург тогда ещё не начал строиться). И прежде всего занялся благоустройством местности. Он приказал очистить "Поганую лужу", куда сливались нечистоты из соседней слободы мясников, и назвать водоём "Чистыми прудами":
Затем стал строить домовую церковь: нарядную, стройную, богато украшенную лепниной в стиле нарышкинского барокко. Многоярусную башню венчал 30-метровый шпиль с золочёной фигурой ангела - новый храм был выше самой колокольни Ивана Великого!
Церковь видна издалека, но фотографировать её сложно из-за плотной городской застройки, которая буквально упирается в её стены:
Для храма Меншиков привёз из Полоцка икону Богоматери, написанную, по преданию, самим евангелистом Лукой. В 1708 на башне появились доставленные из Англии часы-куранты. Но вскоре интерес князя к храму пропал: строился Петербург.
Храм за свою долгую жизнь много раз перестраивался и до наших дней дошёл совсем не в том виде, каким его задумал Меншиков. Менялись очертания шпиля, высота, пропорции:
Но и такой он всё равно прекрасен. Древний, намоленный храм.
Если идти по Чистопрудному бульвару от Мясницкой в сторону Покровки, то по правую руку будет простираться территория бывшей усадьбы Александра Даниловича (это территория современного Почтамта), на которой до сих пор сохранились постройки, относящиеся к раннему 18 веку - они наверняка помнят и светлейшего, и его царственного гостя.
Адрес: Архангельский переулок, д. 15А,стр. 9.