Биография Бретта Эдкока – новатора, предпринимателя, мультимиллионера
*Вы читаете материал, который выложен в нашем паблике в Gem Space. Подписывайтесь, чтобы узнать о великих визионерах, инвесторах, компаниях, проектах!*
В конце февраля журналы и порталы, освещающие технологии и финансы, сообщили о том, что такие безусловные лидеры отрасли как Джефф Безос, OpenAI, Microsoft, Nvidia, собственный венчурный фонд Intel, LG, Samsung, и несколько инвестиционных компаний вложили $675 млн в мало кому известный стартап Figure AI. Это небольшая фирма, тем не менее, оценивается в $2 млрд, со временем обещает сделать человекоподобных роботов такими же привычными устройствами, как микроволновки или пылесосы. Проект, кажущийся довольно авантюрным. Но что же так привлекает к нему инвесторов, помимо повышенного интереса ко всему, что обозначено аббревиатурой AI? Несомненно, это личность основателя. Бретт Эдкок имеет репутацию человека, способного изменить мир, меняющего мир и при этом остающегося в прибыли. Его жизнь и карьера тому доказательство.
С фермы на Уолл-Стрит
“Детство на ферме показало мне, что год за годом можно создавать ценности для мира практически из ничего.” (с) Бретт Эдкок
Бретт Эдкок родился 6 апреля 1986 года в штате Иллинойс. Он вырос недалеко от городка или, скорее, села Моуикава (население 1700 человек) на семейной ферме, где его предки в течение трех поколений выращивали сою и кукурузу. С 16-ти лет Бретт, который гораздо больше, чем сельским хозяйством интересовался электроникой, ремонтом, наладкой компьютеров, писал ПО и запустил сайт по продаже электроники.
Эдкок с отличием окончил местную государственную школу и даже прочел прощальную речь на выпускном. Юноша поступил в университет Флориды. Сначала на факультет электроники, но затем перевелся в бизнес-школу и получил диплом в области делового администрирования. С этим дипломом он отправился в Нью-Йорк в надежде найти работу в хедж-фонде и покорить Уолл-Стрит.
Бретт начал ходить по собеседованиям и с удивлением узнал, что его диплом вызывает смех. Выпускник заштатного университета претендовал на место, за которое конкурируют бывшие студенты Стэнфорда, Уортона и Массачусетского технологического. Тем не менее, несмотря на не самое престижное образование, молодой человек сумел поразить эйчаров и получил работу в одном из фондов – Cedar Hill Capital. Там он, к своему удивлению, встретил бывшего одногруппника и будущего партнера по бизнесу Адама Гольдштейна.
Бретт и Адам разработали онлайн-тест, на который могли ориентироваться работодатели в поисках сотрудников, и его результат не зависел от среднего школьного балла или престижности ВУЗа, а показывал наличие или отсутствие необходимых навыков для работы на Уолл-Стрит. Сайт, где был размещен тест, получил название Street of Walls.
Первые миллионы
“Фирмы по подбору персонала и рекрутинговые агентства в основном делали все с помощью ручки и бумаги. Им явно не хватало инвестиций и технологий.” (с) Адам Гольдштейн
В 2013-м Бретт и Адам бросили карьеру аналитиков и основали собственное дело. Они наняли нескольких программистов и зарегистрировали стартап Vettery. Инсайдеры сообщают, что Эдкок вложил в проект все деньги до последнего цента и взял кредит, чтобы арендовать помещение. Фирма занималась подбором персонала высокого уровня для инвестиционных банков и компаний, хедж-фондов. Однако, делали это не традиционным способом. Деятельность Vettery часто сравнивали с деятельностью Uber по отношению к традиционному такси.
Компания обладала огромной клиентской базой, в которую были занесены профили специалистов (даже тех, кто в данный момент не в поиске), их достижения, опыт работы, адрес, а также, что не менее важно, мобильностью. То есть на ее платформе в реальном времени общались соискатели, возможные кандидаты, рекрутеры. База постоянно наращивалась, платформа совершенствовалась, например, со временем добавилась аналитическая составляющая. К тому же, в отличие от традиционных агентств, которые брали за свою работу 30% стоимости контракта, Vettery – всего 15%.
К 2017-му компания привлекла $12 млн финансирования, выросла до 300 сотрудников, а количество клиентов увеличилось до 20 тыс.. В месяц через нее проходило 30 тыс. собеседований и это не могло не привлечь внимание самой большой в мире рекрутинговой компании, Adecco Group. Она приобрела Vettery за $110 млн в 2018-м, сделав обоих партнеров миллионерами в возрасте “чуть за тридцать.”
Archer Aviation
"Я решил, что хочу работать в сфере аппаратного обеспечения и устойчивого развития. В тот момент я почувствовал, что инновационный транспорт очень важен, и решение проблем дорожного движения тоже важно – например, за 100 лет никто не работал над сокращением трафика. Мы работали только над увеличением трафика на дорогах. Я очень ясно почувствовал, что способ помочь решить проблему транспорта – это перейти в 3D-пространство.” (с) Бретт Эдкок
В том же году Эдкок и Гольдштейн открыли новое предприятие совершенно неожиданной для всех направленности – авиационную компанию Archer Aviators. Сам Бретт иногда шутит, что ему надоели пробки и он решил что пора эту проблему решать радикально, с помощью малой городской авиации, причем электрической. То есть – летающего такси, способного подниматься и садиться вертикально, совершать небольшие перелеты на расстояние до 80 км со скоростью 240 км/ч и перевозить четырех пассажиров с багажом.
Идея заманчивая, тем более, что по нынешним оценкам 4,2 млрд человек проживает в городах и их население растет, особенно в странах Азии. По прогнозам ООН к 2050-му в городах будет обитать 70% населения Земли. И без того напряженная транспортная ситуация также с каждым годом все больше усложняется и правительства ищут пути решения проблем пробок, шума, трафика, аварийности, загрязнения воздуха.
Стартап обосновался в Пало-Альто и Эдкок привлек к работе специалистов по электромобилям и двигателям инженерного колледжа университета Флориды, научных сотрудников Калифорнийского университета. У фирмы уже имеется контракт с United Airlines на производство 200 летательных аппаратов для перевозки пассажиров авиакомпании между узловыми внутренними аэропортами.
Компания некоторое время работала в “закрытом режиме”, пока в июне 2021-го не предоставила первый коптер – двухместный Maker. Кроме того в том же году Archer Aviation вышла на биржу ценных бумаг и привлекла в ходе торгов $1,1 млрд при оценке в $2,7 млрд. В следующем году фирма представила четырехместный Midnight, а 27 октября 2023-года объявила о первом полете аппарата.
Archer утверждает, что уже в 2025-м году Midnight выйдет на рынок, с чем не согласны государственные авиационные регуляторы, которые планируют подобные шаги не раньше, чем с 2028 года. Разве что в ограниченном испытательном режиме. Для чего пилоту будет выдан первый сертификат на совершение подобных перелетов. Планируется выделить летающим такси отдельные воздушные коридоры, чтобы они не мешали обычной авиации и не затрудняли работу диспетчеров.
Человекоподобные Figure AI
“Я думаю, что при наличии достаточного времени роботы могут и будут делать все не хуже или даже лучше человека. На что тогда будет похоже общество? Я думаю, это будет похоже на общество, где физический труд, вероятно, станет не обязателен. Если роботы будут выполнять эту работу, стоимость товаров и услуг, которые относительно пропорциональны человеческому труду, резко упадет, то есть цены на многие вещи и услуги значительно снизятся.” (с) Бретт Эдкок
Впрочем, Бретт Эдкок ушел с руководящей должности в Archer еще в 2022-м году, но остался крупным держателем акций и членом совета директоров. Он был готов двигаться дальше. В том же году он основал новую компанию Figure AI, целью которой было конструирование и производство антропоморфных роботов, способных выполнять необходимую простую работу или, как называют их журналисты, “роботов – разнорабочих общего назначения”.
Он поступил по испытанной схеме и начал работу в закрытом режиме. Эдкок нанял 50 инженеров из лучших компаний: Boston Dynamics, Google Deepmind, Tesla, Apple. В рамках первоначального финансирования Figure, при оценке в $400 млн, привлек $70 млн. Это позволило создать прототип Figure 01 менее чем через год и приступить к фазе тестирования и обучения. Предполагается, что для начала они испытают силы на складах и в логистических компаниях.
Недавний $675-миллионный транш от инвесторов показал, что, несмотря на опасения, интерес к робототехнике, особенно вкупе с возможностями ИИ, огромен. Эксперты предполагают что этот рынок может вырасти с $1,3 млрд в прошлом году до $13,8 млрд к 2028-му. Новые тенденции уже активно разрабатывают конкуренты из Tesla и Sanctuary AI, NACA и Woodside Energy, а шанхайская Fourier Intelligence анонсировала робота, предназначенного для помощи одиноким пожилым людям. Мало того, на швейцарском саммите OOH были представлены 9 человекообразных роботов, которые ответили на вопросы журналистов.
Семья и спорт
“Мы здесь, чтобы выполнять физическую работу и помогать миру, мы здесь не для того, чтобы каким-либо образом причинять людям вред.” (с) Бретт Эдкок
Бретт и его жена Кэтрин вместе с двумя детьми живут в Пало-Альто. Его состояние на данный момент оценивается в $300 млн. Известно, что он не только хороший бизнесмен, но и спортсмен. В апреле 2021 года Эдкок участвовал в благотворительном забеге на короткую дистанцию в пользу детской больницы и сумел обогнать знаменитого Джерри Райса, в прошлом, футболиста, трижды обладателя Суперкубка НФЛ.
Рекрутинг, электрический транспорт, авиатакси, робототехника и искусственный интеллект. Кажется, этот молодой человек, которому сейчас всего 38 лет, попробовал свои силы и оставил след почти во всех самых востребованных сегментах рынка. И везде сумел создать что-то ценное. Вырастить компанию, как его предки выращивали богатые урожаи.
Читайте также:
Спасибо за 👍👍👍 и подписку, заходите к нам ещё. А если вам нравится, что мы пишем – установите суперапп Gem Space, там еще много интересных каналов, которые ведут наши пользователи!