Биография Пола Грэма – программиста, писателя, художника, инвестора, основателя Y combinator
*Вы читаете материал, который выложен в нашем паблике в Gem Space. Подписывайтесь, чтобы узнать о великих визионерах, инвесторах, компаниях, проектах!*
“Я думаю, люди недооценивают то, какими маленькими были большие идеи, когда только начинались. Первым продуктом Microsoft стала реализация базового языка программирования для машины под названием Altair. Было, наверное, всего несколько тысяч пользователей. Люди вообще с трудом представляют, какого размера дерево может вырасти из семечки. Мы думали, что Airbnb – плохая идея. Мы финансировали его, потому что нам очень нравились основатели. Сосредоточенность на них спасла нас от собственной глупости.” (с) Пол Грэм
“Мы не будем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача” – эта фраза вполне могла бы стать девизом нашего героя. Пол Грэм не понаслышке знает, что такое запустить стартап и как заработать миллионы. Он придумал и создал YC – инвестиционный фонд и школу стартапов, попасть куда почти так же престижно, как в Стэнфордский университет. На протяжении 16 лет Y-комбинатор помогает создавать и продвигать инновации, поддерживает начинающих предпринимателей, а её выпускники – элита современного IT-бизнеса.
“Свирепые ботаники”
“Главная причина, по которой ботаники не популярны, в том, что им есть о чем подумать. Их внимание привлекают книги или природа, а не мода и вечеринки. Они похожи на человека, пытающегося играть в футбол, балансируя стаканом воды на голове.” (с) Пол Грэм
Пол Грэм родился 13 ноября 1964 года в графстве Дорсет, Великобритания, в семье физика-ядерщика и домохозяйки. В 1968-м отец нашел работу в США на строящейся атомной станции, так семья оказалась в городе Монровилл, штат Пенсильвания. Со временем мальчик пошел в местную среднюю школу. И, так как был умен не по годам, застенчив, увлекался не спортом, а компьютерами, а еще тайно писал рассказы, Пол оказался в лагере отличников и изгоев, которых иногда называют “гиками”.
Неудивительно, что лучших друзей паренек нашел в шахматном клубе. Один из них, Джонатан Йедидия стал профессиональным шахматистом, а Ричард Дрейвз – программистом и большой шишкой в Microsoft. В младших классах ребятам приходилось нелегко, их частенько третировали, а иногда и поколачивали. Но это всё закончилось в старших классах, когда Грэм стал заниматься атлетикой и смог лежа выжимать штангу весом 200 кг, увлекся футболом, начал издавать подпольную школьную газету и писать для нее острые и смешные статьи. Но главной страстью подростка было программирование.
Первые небольшие программы Пол написал в 13 лет на работе у папы, используя допотопный IBM 1401, 1959-го года выпуска. Настоящий же прорыв случился, когда на 16-й день рождения он получил долгожданный подарок – новейший персональный компьютер TRS-80, эта фирма в то время вполне успешно конкурировала с Apple. Грэм начал писать небольшие программы, игры и даже создал примитивный текстовый редактор, на котором его отец написал книгу, правда, памяти хватало только на две страницы и приходилось постоянно распечатывать текст, но все равно это было здорово!
Отец всегда поддерживал Пола во всех начинаниях, а мама была для него и младшей сестры старшей подругой, которая обожала проводить с ними время, брала на прогулки и в походы, всегда находила время выслушать. Поэтому они не стали возражать, когда при явной склонности сына к компьютерным наукам, тот выбрал... философию.
“Как заниматься философией”
“Для того, чтобы поступить на философский, у меня было несколько мотивов: с одной стороны я хотел шокировать всех непрактичностью, а с другой – найти кратчайший путь к мудрости.” (с) Пол Грэм
В начале 80-х молодежь стремительно разъезжалась из маленьких городков, жизнь в которых казалась серой и унылой. Пол тоже решил уехать. Он не стал поступать в ближайший колледж, а замахнулся на “Лигу Плюща” – отправил документы в Корнельский университет, на философский факультет. Молодого человека приняли и он переехал в штат Нью-Йорк. Однако, при более близком знакомстве философия показалась... скучной.
Грэм переключился на изучение искусственного интеллекта, благо университетские правила не запрещают посещать любые интересные курсы. Только вот изучать предмет пришлось в основном самостоятельно – передовым языком программирования ИИ тогда был Lisp, а университет предлагал устаревший PL/I. Тем не менее Пол изучил Lisp, защитил блестящую дипломную работу и поступил в магистратуру Гарварда.
Он продолжил заниматься ИИ, правда без былого увлечения, хотя язык программирования нравился Грэму по-прежнему и даже еще сильнее. Пол получил степень магистра, но ему хотелось заняться чем-то вечным, а что может быть более вечным, чем искусство? Параллельно с изучением информатики он заранее подал заявления в две художественные школы: Школу дизайна в Род-Айленде и Академию искусств во Флоренции. И ему прислали приглашение сдать вступительные экзамены и та и другая!
Начинающий художник выбрал Флоренцию, оставалась сущая ерунда – быстро выучить итальянский язык и найти жилье. Наш герой собрал все накопленные деньги, еще немного дали родители, и отправился в Италию. Он приступил к занятиям живописью в прославленной академии, но быстро понял, что стиль преподавания ему совсем не подходит – копируя мастеров он ничему не научится. Пора было возвращаться домой. Тем более, была альтернатива – Школа дизайна.
Альтернатива была, а вот денег на обучение уже не было. Надо было срочно искать работу. И она нашлась. Компания Interleaf разрабатывала текстовый редактор, могущий конкурировать с Microsoft Word, и ей был необходим программист Lisp.
“Мне впервые довелось заняться серьезным делом и мне жаль, что я оказался плохим сотрудником. Их диалект основывался на языке C, который я учить не хотел и потому мало что в нём понимал.” (с) Пол Грэм
К тому же много времени отнимала книга о Lisp, которую он начал писать еще в Гарварде. Благодаря этой работе Грэм накопил денег на учебу в Школе дизайна, но что-то опять пошло не так, в 1993-м он отчислился, переехал в Нью-Йорк и снова подрабатывал как программист-фрилансер Lisp.
“Впереди другая дорога”
“С экономической точки зрения стартап можно рассматривать как способ сжать всю свою трудовую жизнь в несколько лет. Вместо того, чтобы работать с низкой интенсивностью в течение сорока лет, вы работаете так усердно, как только можете, в течение четырех.” (с) Пол Грэм
В Нью-Йорке Пол познакомился и подружился с хакером Робертом Моррисом. Молодые люди не на шутку увлеклись интернетом. В 1995 году IT-сообщество горячо обсуждало грядущее IPO Netscape и будущее онлайн-бизнеса. Ребята решили не отставать и тоже основать интернет-компанию. Идея стартапа была простой: на рынке существовали примерно 30 интернет-магазинов и все они были “написаны” вручную – а что, если создать универсальный конструктор, с помощью которого сделать сайт гораздо проще?
Партнеры начали с сайтов для художественных галерей (мир искусства не хотел отпускать Пола), но это оказалось не выгодно. Галеристы охотно размещали картины, а платить не торопились. А вот коммерсанты оказались гораздо более выгодными клиентами и программисты полностью перешли на написание ПО для сетевых магазинов. Как настоящие хакеры, они работали только под OC Linux и смогли написать прототип очень простого и логичного конструктора.
“Начать стартап – все равно, что поймать дракона за хвост. Но когда вы это сделаете, будьте крайне осторожны.” (с) Пол Грэм
Начальный капитал для стартапа – $10 тыс. и юридическую поддержку Пол и Роберт получили от мужа знакомой художницы взамен на 10% будущей компании. Грэм и Моррис пригласили к сотрудничеству программиста Тревора Блэкуэлла и в 1996-м запустили стартап Viaweb. Программисты прекрасно писали, а вот деловой хваткой не отличались. Изначально они планировали просто продавать конструкторы, но оказалось, что покупатели все равно не хотят ничего делать сами, пришлось брать на себя и техническое сопровождение магазинов. Партнеры даже не поинтересовались сколько может стоить такая работа и брали за ведение небольшого магазина $100 в месяц, а крупного – $300, тогда им казалось, что это большие деньги.
“Когда Yahoo! купила нас, это было похоже на переход от тряпья к богатству. Так как мы собирались в Калифорнию, я купил желтый VW GTI 1998, иномарку, между прочим, и подумал, что его кожаные сидения – самая дорогая вещь, которая когда-либо у меня была.” (с) Пол Грэм
За первый год работы Viaweb продала 70 готовых магазинов, через год – 500. Но Грэма интересовали другие цифры – реальное количество людей, которые пользуются этими сайтами. Летом 1998-го интернет-портал Yahoo! предложил купить стартап за $49,6 млн и часть акций компании. На его основе был создан Yahoo! Store и поначалу именно Пол Грэм руководил разработкой сервиса. Однако, через год уволился – его не устраивала корпоративная этика огромной компании, раздражал мрачный, темный офис в Санта-Кларе и выводила из себя бюрократия.
Акции приносили хороший доход, Пол купил домик в горах Санта-Крус, запасся холстами, красками и собирался наконец-то полностью посвятить себя живописи, но не выдержал в творческом уединении больше 2-х месяцев и вернулся в Нью-Йорк, к прежней жизни. Только теперь он был богат и приобрел опыт воплощения сырых идей в работающие проекты. Грэм создал еще несколько стартапов, попытался привлечь к проектам бывшего партнера, Роберта Морриса, но тот преподавал в Массачусетском технологическом университете и не горел желанием начинать новое дело.
Как известный IT-бизнесмен и программист, Пол выступал на компьютерных конференциях, в ВУЗах, писал в своем блоге эссе, которые стали очень популярны (один доклад о Lisp за сутки набрал 30 тыс. просмотров, на русском языке их публиковал журнал “Компьютерра”), рисовал, приобрел квартиру в хорошем районе Нью-Йорка, большое здание под офис в Кембридже, штат Массачусетс, и по четвергам устраивал полувечеринки-полуделовые встречи для друзей и знакомых. На одной из таких тусовок, осенью 2003-го, он познакомился с будущей женой – банковским специалистом Джессикой Ливингстон и через пару дней пригласил симпатичную девушку на свидание. Вскоре они начали встречаться.
“Как стать инвестором-ангелом”
“Некоторые из наших самых прибыльных инвестиций пришли из YC. Y Combinator – лучшая программа для создания топовых предпринимателей из всех, что когда-либо существовали.” (с) Марк Андриссен, Andreessen Horowitz
Создание Y Combinator Пол и Джессика часто называют в шутку “несчастным случаем”. История самого влиятельного и крупного инкубатора началась в 2005-м, с лекции в компьютерном клубе Гарвардского университета, который пригласил Грэма рассказать о своем опыте стартапера. Он прочитал доклад, в котором упомянул, что лучшие инвесторы получаются из предпринимателей – ведь они хорошо разбираются в проблемах начинающей фирмы. По утверждению Пола, после этих слов на него выжидающе уставились десятки глаз.
“Я действительно должен перестать откладывать ангельские инвестиции, ведь я собирался заняться этим еще тогда, когда нашу фирму купила Yahoo!. Прошло 7 лет, а я еще не сделал ни одной инвестиции, денег у меня достаточно, возможно, пора начинать.” (с) Пол Грэм
Он рассказал об идее Джессике. Она была счастлива уйти из банка и открыть собственное дело. Пара позвонила Роберту Моррису и Тревору Блэкуеллу и на этот раз бывшие партнеры, которые соскучились по совместной работе, воссоединились.
Стартовый капитал разделили на троих: Пол внес $100 тыс., два других основателя по $50 тыс. Инвестировать было решено по тому же принципу, который на начальном этапе помог им: вложить небольшую сумму на самой ранней стадии за % от фирмы. Место предоставил Пол Грэм – собственное здание в Кембридже.
Поначалу проект задумывался как трехмесячный курс. В своем блоге Грэм вывесил объявление для студентов колледжей, что вместо ежегодной практики можно подать заявку на участие в программе Грэма и Морриса “Летняя программа основателей”: поработать над своим стартапом и попытаться выиграть $5 тыс.! Организаторы получили более 200 заявок от выпускников и старшекурсников, внимательно изучили каждую и пригласили на собеседование 20 команд, из которых выбрали 8.
Ребята поселились в кембриджском доме, вместе работали и учились, Пол и Джессика зачастую сами готовили еду, дом был наполнен атмосферой дружбы и творчества. Через три месяца оказалось, что 4 из 8 проектов имеют большие шансы стать в будущем серьезными предприятиями: социально-новостной портал Reddit (куплен Conde Nast), сервис обмена информации о местоположении Loopt (куплен Green Dot за $43 млн), платежный сервис TextPayMe (куплен Amazon), онлайн-календарь Kiko (увы, провалился). Y Combinator инвестировал по $6 тыс. в каждого основателя, если у стартапа их было двое, они получали каждый по такой сумме, взамен на 6% компании.
“Люди часто говорят, что молодежь ленива. Среди здешней молодежи нет ленивых. Они все надрываются до упаду. Может быть, именно поэтому я настроен оптимистично. Хотя отчасти я, наверное, от природы оптимист. Если бы вы были от природы пессимистичным человеком, вы бы не стали заниматься инвестициями.” (с)
С этих пор влияние фонда-инкубатора в Кремниевой Долине неуклонно растет. Два раза в год Y Combinator выбирает из тысяч претендентов несколько команд, которые получают начальный капитал, до 2014 года это были $17 тыс. за 7% компании и $80 тыс. в первом раунде финансирования. Сейчас – $120 тыс. за те же 7%, ведь первоначальные затраты стартапов сильно возросли. В 2011-м Юрий Мильнер поддержал школу стартапов и через фонд Start Fund добавляет еще по $120-150 тыс. к тем, что выделяет Y Combinator.
Молодые основатели учатся у выдающихся бизнесменов, инвесторов – Марка Андриссена, Рона Конвея, Альфреда Лина, получают доступ к новейшим технологиям, могут забыть на время пребывания о бытовых проблемах и сосредоточиться на работе, наладить связи на знаменитых “вторничных ужинах” и пообщаться с самим Полом Грэмом, которого считают гуру.
Два раза в год устраивается “Демонстрационный день”, когда начинающие предприниматели выносят на суд инвесторов результаты своего труда. На первый “День Д” пришли 15 личных друзей Пола Грэма, сейчас мероприятие собирает до 500 венчурных капиталистов и длится 3 дня. За 16 лет существования инкубатора он профинансировал более 2500 стартапов, чья общая рыночная стоимость превысила $300 млрд. Среди них были и безусловные “единороги”, и абсолютные разочарования.
YС планирует расширение за пределы США: Израиль, Индия, Китай, но пока пандемия приостановила экспансию. Но компания по-прежнему на шаг впереди: первая из себе подобных выложила учебные материалы в общий доступ, перешла на онлайн-режим работы, а внушительные IPO “выпускников” – Airbnb (оценка превысила $100 млрд) и Doordash (оценена в $59 млрд) в конце 2020-го доказывает, что Y Combinator – самый влиятельный акселератор стартапов в Кремниевой Долине, а возможно, и во всем мире.
А что же Пол Грэм и Джессика? В 2012-м Пол решил на время отстраниться от YC и посвящать больше времени здоровью матери. Он предложил пост руководителя Джессике, но та отказалась и предпочла помогать ему решать семейные проблемы. Двое друзей-основателей тоже не согласились, сказав, что готовы продолжать работу, но руководить – совсем не их дело. Тогда партнеры наняли Сэма Альтмана – выпускника первого потока, основателя Loopt, который успешно руководил инкубатором стартапов до 2019-го, сейчас его место заняла амбициозная команда молодых профессионалов, многие из которых тоже выпускники Y Combinator.
Пол с женой и двумя детьми переехал в Англию. Сначала семья планировала пожить там год, а потом осталась навсегда. Точной информации о состоянии Грэма нет, но эксперты предполагают годовой доход от инвестиций в размере $50 млн. Он вновь занялся живописью, продолжает вести блог и работает над Lisp. В 2019-м он презентовал новый диалект Lisp – Bel и сообщил, что не за горами издание еще одной книги. Основатель не забывает про YC, и прилетает в Америку несколько раз в год, чтобы лично пообщаться с учениками.
И, разумеется, Пол Грэм – настоящий визионер, пусть и не такой яркий и блистательный, как Илон Маск. Его целью, похоже, является счастье для всех, хотя и не даром, как у братьев Стругацких, но без всяких фантастических штук. Дело в том, что YC с некоторых пор подхватил идею, продвигаемую другими инкубаторами и инвесторами – Requests for Startups, стартап "на заказ". "Создавайте продукт, который хотят люди", говорит такой инвестор и предлагает темы для инноваций, например, приложение для автостопщиков и дальнобойщиков, позволяющее им общаться и ездить вместе в дальние поездки.
Пол Грэм же на мелочи не разменивается. Его Requests for Startups включает в себя на данный момент 21 глобальную мировую проблему, которые Y Combinator предлагает стартаперам для решения. "Нужна технология удаления из атмосферы углерода!", "Финансируем компании, работающие над проблемой долголетия!", "Нужен стартап, позволяющий создать миллион рабочих мест!" – говорится на сайте YC. "И пусть никто не уйдет обиженным." (с) А. и Б. Стругацкие, "Пикник на обочине".
Еще почитать:
- Бен Хоровиц, инвестор Twitter и Airbnb
Спасибо за 👍👍👍 и подписку, заходите к нам ещё. А если вам нравится, что мы пишем – установите суперапп Gem Space, там еще много интересных каналов, которые ведут наши пользователи!