Телефонное мошенничество — распространённое преступление в мире. В 2022 году у россиян попытались украсть 200 млрд рублей. Хотя правоохранительные органы прилагают усилия для борьбы, число подобных преступлений постоянно растёт.
Государство обязало телеком-компании бороться с фродом (с англ. fraud — мошенничество), поэтому участники рынка теперь должны подключиться к единой системе верификации. Разбираемся, как будет работать защита и как технология повлияет на участников рынка.
«Антифрод» против мошенников
В 2023 году популярной схемой телефонного обмана стала подмена номера. IP-телефония генерирует комбинации цифр, и этим пользуются мошенники. При использовании этого типа телефонии не нужно регистрировать карту с номером на паспорт, поэтому личность преступников невозможно установить по номеру телефона.
С декабря 2022 года Роскомнадзор запустил платформу «Антифрод», которая верифицирует телефонные вызовы и борется с мошенниками. Программа видит, что звонок исходит с подменного номера и блокирует вызов. Так, в декабре 2023 года система заблокировала 120 млн вызовов. Ежемесячно под блокировку попадает 100 млн мошеннических звонков.
Российские операторы сотовой связи из «большой четвёрки» уже подключились к «Антифроду», до конца февраля 2024 года это сделали все компании. Работать с платформой можно бесплатно, штраф за невыполнение обязательств составит от 600 000 до 1 млн рублей.
Компании в России могут бороться с мошенниками тремя способами:
- Подключиться к системе, созданной Роскомнадзором;
- Создать свою антифрод-систему и подключить её к общей работе;
- Использовать платформу другого оператора или другое программное решение.
Угроза со стороны мошенников исходит в том числе из сети. О том, как бизнес с ней справляется, читайте на СберПро Медиа:
Человеческий фактор. Как снизить риски бизнеса от программ-вымогателей, социальной инженерии и инсайдеров
Курс на кибербезопасность: как аутсорсинг поможет справиться с вызовами
Незримый недруг: как ритейл борется с кибермошенниками
Не без проблем
Несмотря на то что платформа «Антифрод» вошла в повседневную практику, ряд нерешённых проблем не позволяет операторам бороться с мошенниками достаточно эффективно. Во-первых, результативность сильно зависит от действий других игроков рынка (банков и ИТ-компаний), в тандеме с которыми работают операторы связи. Кроме того, под действие платформы пока не попали региональные операторы связи, поэтому остаются случаи, при которых антифрод-система не работает. В дополнение ко всему среди операторов нет единой тактики борьбы с телефонными мошенниками, компании не делятся практиками и возможностями.
О важности обмена опытом в бизнес-среде рассказываем здесь.
Ещё одной проблемой стало то, что технологии мошенничества постоянно меняются и подменные номера могут трансформироваться в другие способы кражи денег. Например, злоумышленники переходят на «живые» номера и звонят из-за рубежа.
Плюсы системы
Хотя у работы с системой есть минусы, антифрод называют многообещающей платформой. Количество мошеннических звонков будет постепенно снижаться, как и число операций по переводу денег преступникам. Это в свою очередь снизит репутационные риски для банков, операторов и организаций, чьими именами часто прикрываются мошенники. Помимо прочего, у телеком-компаний появится дополнительный источник дохода от продажи собственных систем верификации.
Подробнее о влиянии антифрод-системы на телеком-рынок, читайте на СберПро Медиа.
#Технологии #Безопасность