В прошлой публикации мы уже рассмотрели сочинения по первому варианту диагностики Статград 28 февраля; настала очередь второго варианта! Текст остался прежним, деление на две различные проблемы — о совести и о силе воли — тоже сохранилось. В этой статье разберём пошаговую работу с двумя видами сочинений — вторым и третьим. Поехали!
На всякий случай прикладываю исходный текст:
Начнём с 13.2:
13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл отрывка текста: «Без воли куда я гожусь? Для любого подвига, даже самого пустякового, нужна воля!»
В каких эпизодах текста говорится о силе воли? Ищем ответы на вспомогательные вопросы:
- Для чего нужна сила воли?
Предложения 10-14: сила воли нужна, чтобы быть способным совершить подвиг, проявить отвагу, отличиться героизмом.
- Какие чувства испытывает рассказчица, размышляя о наличии у себя этого качества?
Предложение 15: стыд, желание исправиться.
- Как можно воспитать в себе силу воли?
Предложения 17-20: отец рассказывает, как можно воспитать силу воли — делать то, чего делать не хочется.
Всё это может стать будущими примерами. Начинаем заполнять план именно с них:
А вот теперь можно приступать к формулировке тезиса и вывода:
Вот что получилось, осталось "развернуть" план в сочинение:
Сочинение 13.2
В предложениях 8–9 текста А.Я. Бруштейн есть фраза: «Без воли куда я гожусь? Для любого подвига, даже самого пустякового, нужна воля!». Я понимаю смысл этих слов так: без силы воли человек чувствует себя слабым, неспособным совершать подвиги, но развить её можно только преодолением собственных недостатков. Чтобы доказать эту мысль, обратимся к тексту.
Героиня текста размышляет о том, зачем же человеку нужно такое качество, как сила воли. В её воображении возникает картина спасения утопающего в реке человека: вдруг придётся ради него броситься в холодную воду или даже в прорубь? В предложениях 10-14 Саша приходит к выводу, что без силы воли невозможны подвиги. Именно это качество позволяет человеку совершать героические поступки, несмотря на трудности.
Анализируя собственную жизнь, Саша понимает, что сама лишена героической силы воли. Ей трудно заставить себя даже вовремя вставать по утрам. Из-за этого девочка испытывает сильный стыд (предложение 15). Отец убеждает её воспитывать в себе силу воли, начиная с малого: делать то, чего делать не хочется (предложения 17, 20). Саша, как и любой человек, осознающий собственные недостатки, стыдится и хочет их исправить. Её отец прав: воспитание волевого характера возможно, когда человек постепенно учится преодолевать самого себя, справляясь с трудными задачами.
Итак, действительно, без воли невозможны никакие подвиги. Но начать нужно с самого малого: делать то, что даётся с трудом, и тогда человек постепенно станет способен стать настоящим героем.
Теперь обратимся к заданию 13.3:
13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Кого можно назвать совестливым человеком?». Дайте определение понятию СОВЕСТЬ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Начинаем с примера из текста:
- Кого можно назвать совестливым человеком?
Полноценно проанализировать можно только чувства и действия только одного персонажа — героини-рассказчицы Саши. Об укорах совести она говорит в предложениях 58, 63.
- В чём проявляется совестливость героини?
Ей сразу стало стыдно за свои грубые слова: в предложении 50 она называет их "страшным пророчеством". А в 58 и 63 предложениях к ней приходит раскаяние: не стоило так себя вести старшей сестре, ведь Сенечка — впечатлительный ребёнок, ранимый, долго не отпускающий обиду.
Теперь нужно определиться с примером из жизненного или читательского опыта. Помните: говоря о случаях из жизни, не копируйте ситуацию, описанную в тексте! Нужно раскрыть проявление совестливости под каким-то новым углом.
А вот брать литературные примеры, в которых герои совестливостью обделены, можно. Мне сразу вспоминается Печорин: из его поступков легко можно вывести, что такое совестливость и какой человек её лишён.
Постараемся найти положительный пример из литературы:
А теперь переходим к формулировке тезиса:
И наконец формулируем вывод:
Вот что получилось в итоге:
Сочинение 13.3
Совесть — это нравственный ориентир человека, помогающий понять, когда он поступает хорошо, а когда — плохо. Я думаю, совестливым можно назвать такого человека, который способен раскаяться в собственных проступках, признать свою вину, а также совестливые люди не остаются равнодушными при виде чужого горя. Приведу примеры, чтобы доказать эту мысль.
В тексте А.Я. Бруштейн с муками совести сталкивается Саша. Девочка обидела младшего брата, сказав ему "страшное пророчество": самые неприятные, ранящие слова. Саша сразу понимает, что поступила неправильно. В предложении 58 ей стыдно за то, что она, старшая сестра, позволила себе такую грубость, а в предложении 63 девочка признаётся себе в том, что просто "срывает злость" на ранимом ребёнке. Сашу можно назвать совестливым человеком, потому что она стыдится своей грубости, умеет признавать ошибки и раскаиваться в них.
Также мне хочется вспомнить рассказ А.И. Куприна "Чудесный доктор". Знаменитый врач Николай Пирогов не может пройти мимо чужой беды. Встречая убитого горем Мерцалова, он сразу отправляется помочь бедному семейству: вылечивает девочку, заботится о том, чтобы у людей были деньги на еду, достаёт необходимые лекарства. Такого человека, как Пирогов, можно назвать совестливым, так как он не может оставаться равнодушным при виде чужих страданий.
Таким образом, совестливым можно назвать человека, который способен чутко отзываться на чужую боль.
Мы разобрались с сочинениями из последнего варианта СтатГрада! Делитесь в комментариях, какой вариант достался вам и какие примеры вы привели)
📝 И обязательно подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые сочинения и полезные материалы!