Мы с вами, дорогие читатели, рассматривая шахты и разработки, где добываются чудесные камни, частенько грустили, что попасть туда нам не представляется возможным. Но даже если такая возможность предоставится я лично в пещеры отправляться не очень хочу. Там холодно, темно и некомфортно.
Но у нас же есть красивая, тёплая, светлая и комфортная "пещера", вернее, система туннелей - Московское метро! И камней там - не счесть, а многие, уверена, станут для вас открытием!
Итак, вперёд, за каменными сокровищами в московскую подземку, самое интересное - в конце статьи, так что не думайте даже сбегать на середине пути😉
Я не буду вас мучить общей информацией, когда, кем, зачем строили столичный метрополитен (отдаем дань уважения и признания советским людям!), предлагаю сосредоточиться только на камне.
Поехали!
На станцию Петровско-Разумовскую
Это Дальнегорский скарн, порода, которую называют "приморским малахитом"
Погрузка первой глыбы скарна для отправки в Москву 1974 год
Вот что пишет об идее украсить скарном станцию Московского метро Чернавцев Владимир Сергеевич:
Еще в 1974 году мне довелось работать на Дальнегорском борном месторождении в Приморье. Неповторимые удивительные по декоративности рисунки датолит-геденбергит-волластонитовых скарнов и их масштабность произвели на меня неизгладимое впечатление. Небольшие количества скарнов уже использовались предприятиями Объединения “Союзкварцсамоцветы” для производства камнерезных изделий и различных сувениров. Понимая, что месторождение лет через 30 будет полностью отработано, хотелось сделать что-то серьезное, сохранить уникальный скарн для будущих поколений, внедрив его в каком-либо монументальном архитектурном сооружении. Тогда у меня появилась идея предложить Метрострою использовать скарн для украшения одной из станций метро.
Чернавцев Владимир Сергеевич проводил экскурсии, рассказывая о камнях московского метрополитена, некоторые отрывки из его лекций я буду использовать в публикации. Очень грустно, что уходят такие интересные люди...
Идея Владимира Сергеевича о скарне в метро была воплощена в жизнь:
"17 долгих лет я мечтал, искал союзников, убеждал, ждал этого события и вот мечта исполнилась!" - написал он...
А мы с вами, драгоценные читатели, следуем далее...
Задержимся совсем ненадолго на станции метро "Площадь Революции":
Здесь нас интересуют во-первых:
Колонны из мистического лабрадорита
- Да! Скажу сразу - полы мы пока рассматривать не будем, иначе публикация будет совершенно бесконечной. Так как в выкладке полов присутствует бесконечное разнообразие гранитов, о которых мы поговорим в следующий раз
Стена отделана бесконечным разнообразием оттенков серого (никаких аналогий, друзья, никаких аналогий!) уфалейского мрамора.
Желтая стена - Крымский мраморизованный известняк «Биюк-Янкой».
Здесь и чёрный с золотыми прожилками мрамор из Армении и кирпичного цвета мрамор из месторождения Шорша, Грузия
Сочетание цвета мистическое, много ходит городских легенд и о персонажах - бронзовых фигурах, которые украшают ниши. В частности, говорят, что знаменитый пёс, чей нос отполирован на удачу студентами, самый что ни на есть Анубис - египетское божество Тёмного царства..похож, похож.
Едем на станцию метро "Баррикадная".
Здесь можно полюбоваться на живописное нежное чудо! Мрамор из Буровщины, Южное Прибайкалье.
Розовое небо, зеленые поля...
Каждым квадратиком можно любоваться..Но где там! Бежим мимо...
А на станции метро "Речной вокзал" вот такой "ягуаровый" (ассоциация моя) мрамор из Молитского месторождения, Грузия.
И вот они, каменные мозаики на станции метро Чеховская!
Романтичные, в них камни - словно нежная акварель, перетекают из одного полутона в другой...
По наблюдениям В.С. Чернавцева, в некоторых из работ использовано до 15 разновидностей цветного камня.
Не могу остановиться...Они прекрасны.
Это не обычная мозаика, где образы ярки, камни читаемы, здесь флорентийская мозаика - как настроение, дуновение ветра, шорохи ночи, звук порванной гитарной струны в тишине.
Вечный русский пейзаж. Всё в нём мило.
А что за камни здесь?
Уральский Родонит
лазурит сразу нескольких оттенков из Забайкалья и Таджикистана:
даже небольшое количество чароита:
яркие лизардиты:
Лизардит встречается и на Кольском:
офиокальцит
оникс
множество пород, мрамора, гранитов пастельных, неброских, естественных оттенков...
Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест
Чехов "Вишневый сад"
Трудно мне оторваться от Чехова и от флорентийской мозаики в интерпретации русских -советских мастеров, но нам надо двигаться далее!
Одним из излюбленных материалов у исследователей панно стали известняки с останками древних морских обитателей, царивших на планете за миллионы лет до того, как на ней появились мы, люди.
Окаменелости аммонитов, кораллов, наутилусов, белемнитов и других древних животных можно встретить на более, чем 50 станций метро: Красносельской, Добрынинской, Парк Победы, Площадь Ильича, Краснопресненская, Электрозаводская и др.
Самого большой аммонит составляет 60 сантиметров в диаметре находится на станции «Парк Победы».
Об аммонитах статья есть 😉:
Из нашего "Юрасик Парка" следуем далее..
Через Бауманскую, где арки стенах отделаны полированным малиновым шокшинским кварцитом (порфир) с берегов Онежского озера:
Из этого камня сделан саркофаг Наполеона (еще одна загадка истории, надо сказать)
Относительно недавние станции метро, отделаны современными материалами, но мрамор использован частично, сохраняя общий стиль метро:
Интересный оттенок мрамора - сиренево-малиновый. Неизвестного мне происхождения.
Остановимся на станции "Автозаводская", у монументальной мозаики, где за спинами русских танкистов встают тени предков - воины-богатыри..
Лаконичное полотно воссоздает сильный образ всего тремя разновидностями камня - белым и желтым мрамором и серо-зеленым офитом.
Офит, змеевик, зеленый порфир:
Посмотрите на процесс изготовления мозаики в камне - и вы цвидите насколько тонкая работа советских мозаичников:
И последняя в нашей затянувшейся прогулке: станция метро "Белорусская", за её оформление художник Григорий Иванович Опрышко получил Сталинскую премию.
Работы велись в годы Отечественной войны, когда мастерские были перенесены на Урал и Опрышко применяет уральские камни:
Многоцветие зелени - волшебный офиокальцит:
Мрамор из Нижнетагильского месторождения, которым в последствии будут облицованы станции не только Московского, но и Питерского и Киевского метро:
И в мозаике появляются уникальные ярко-желтые оттенки мрамора Фроловского месторождения Урала:
Уникальная палитра цветов уральских камней позволила создать яркие полотна в технике флорентийской мозаики.
На этом панно - лиственит - во всех оттенках зеленого цвета позволяет создать реалистичную драпировку ткани одежды:
Лиственит:
обратите внимание на волосы, как естественно выглядят переходы цвета!
Это благодаря и мастерству художника, и камню уральский переливт, с его многообразием оттенков золота и охры!
Об этих минералах я упоминала в статье:
Уральские камнерезы, благодаря широкой палитре естественных цветов создают свои шедевры. которые завоевали сердца людей:
Итак, мы увидели всего лишь малую часть огромного подземного музея искусств, под названием Московское метро! А ведь я еще не рассказала о газганском мраморе, алтайском...Подписывайтесь на канал и пишите комментарии, если хотите продолжения этой темы 😉
Москвичей же милости прошу в подземелья Пермского края (к сожалению, экскурсии там не проводят):
В статье использованы знания из лекций замечательного камневеда Дмитрия Романова 💖