Найти в Дзене
Малахитовая Шкатулка

Гуляем по Московскому метро, как по музею удивительных камней СССР

Оглавление

Мы с вами, дорогие читатели, рассматривая шахты и разработки, где добываются чудесные камни, частенько грустили, что попасть туда нам не представляется возможным. Но даже если такая возможность предоставится я лично в пещеры отправляться не очень хочу. Там холодно, темно и некомфортно.

Но у нас же есть красивая, тёплая, светлая и комфортная "пещера", вернее, система туннелей - Московское метро! И камней там - не счесть, а многие, уверена, станут для вас открытием!

Итак, вперёд, за каменными сокровищами в московскую подземку, самое интересное - в конце статьи, так что не думайте даже сбегать на середине пути😉

Я не буду вас мучить общей информацией, когда, кем, зачем строили столичный метрополитен (отдаем дань уважения и признания советским людям!), предлагаю сосредоточиться только на камне.

Поехали!

На станцию Петровско-Разумовскую

-2

Это Дальнегорский скарн, порода, которую называют "приморским малахитом"

-3

Погрузка первой глыбы скарна для отправки в Москву 1974 год

-4

Вот что пишет об идее украсить скарном станцию Московского метро Чернавцев Владимир Сергеевич:

Владимир Сергеевич Чернавцев (1946.03.13 - 2023.04.04), геолог, минералог, геммолог
Владимир Сергеевич Чернавцев (1946.03.13 - 2023.04.04), геолог, минералог, геммолог
Еще в 1974 году мне довелось работать на Дальнегорском борном месторождении в Приморье. Неповторимые удивительные по декоративности рисунки датолит-геденбергит-волластонитовых скарнов и их масштабность произвели на меня неизгладимое впечатление. Небольшие количества скарнов уже использовались предприятиями Объединения “Союзкварцсамоцветы” для производства камнерезных изделий и различных сувениров. Понимая, что месторождение лет через 30 будет полностью отработано, хотелось сделать что-то серьезное, сохранить уникальный скарн для будущих поколений, внедрив его в каком-либо монументальном архитектурном сооружении. Тогда у меня появилась идея предложить Метрострою использовать скарн для украшения одной из станций метро.
-6

Чернавцев Владимир Сергеевич проводил экскурсии, рассказывая о камнях московского метрополитена, некоторые отрывки из его лекций я буду использовать в публикации. Очень грустно, что уходят такие интересные люди...

Идея Владимира Сергеевича о скарне в метро была воплощена в жизнь:

"17 долгих лет я мечтал, искал союзников, убеждал, ждал этого события и вот мечта исполнилась!" - написал он...

В.С. Чернавцев: " Март 1991 г. Станция Петровско-Разумовская (Владимирско-Чернавцевская) открыта
В.С. Чернавцев: " Март 1991 г. Станция Петровско-Разумовская (Владимирско-Чернавцевская) открыта

А мы с вами, драгоценные читатели, следуем далее...

Задержимся совсем ненадолго на станции метро "Площадь Революции":

Здесь нас интересуют во-первых:

Колонны из мистического лабрадорита

-8
  • Да! Скажу сразу - полы мы пока рассматривать не будем, иначе публикация будет совершенно бесконечной. Так как в выкладке полов присутствует бесконечное разнообразие гранитов, о которых мы поговорим в следующий раз
-9

Стена отделана бесконечным разнообразием оттенков серого (никаких аналогий, друзья, никаких аналогий!) уфалейского мрамора.

Желтая стена - Крымский мраморизованный известняк «Биюк-Янкой».

-10

Здесь и чёрный с золотыми прожилками мрамор из Армении и кирпичного цвета мрамор из месторождения Шорша, Грузия

-11

Сочетание цвета мистическое, много ходит городских легенд и о персонажах - бронзовых фигурах, которые украшают ниши. В частности, говорят, что знаменитый пёс, чей нос отполирован на удачу студентами, самый что ни на есть Анубис - египетское божество Тёмного царства..похож, похож.

Едем на станцию метро "Баррикадная".

Здесь можно полюбоваться на живописное нежное чудо! Мрамор из Буровщины, Южное Прибайкалье.

Розовое небо, зеленые поля...

-12

Каждым квадратиком можно любоваться..Но где там! Бежим мимо...

-13

А на станции метро "Речной вокзал" вот такой "ягуаровый" (ассоциация моя) мрамор из Молитского месторождения, Грузия.

Фото: А. Евсеев
Фото: А. Евсеев

И вот они, каменные мозаики на станции метро Чеховская!

-15

Романтичные, в них камни - словно нежная акварель, перетекают из одного полутона в другой...

-16

По наблюдениям В.С. Чернавцева, в некоторых из работ использовано до 15 разновидностей цветного камня.

-17

Не могу остановиться...Они прекрасны.

-18

Это не обычная мозаика, где образы ярки, камни читаемы, здесь флорентийская мозаика - как настроение, дуновение ветра, шорохи ночи, звук порванной гитарной струны в тишине.

-19

Вечный русский пейзаж. Всё в нём мило.

-20

А что за камни здесь?

Уральский Родонит

-21

лазурит сразу нескольких оттенков из Забайкалья и Таджикистана:

-22

даже небольшое количество чароита:

-23

яркие лизардиты:

-24

Лизардит встречается и на Кольском:

офиокальцит

-25

оникс

-26

множество пород, мрамора, гранитов пастельных, неброских, естественных оттенков...

Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест

Чехов "Вишневый сад"

-27

Трудно мне оторваться от Чехова и от флорентийской мозаики в интерпретации русских -советских мастеров, но нам надо двигаться далее!

Одним из излюбленных материалов у исследователей панно стали известняки с останками древних морских обитателей, царивших на планете за миллионы лет до того, как на ней появились мы, люди.

Окаменелости аммонитов, кораллов, наутилусов, белемнитов и других древних животных можно встретить на более, чем 50 станций метро: Красносельской, Добрынинской, Парк Победы, Площадь Ильича, Краснопресненская, Электрозаводская и др.

Самого большой аммонит составляет 60 сантиметров в диаметре находится на станции «Парк Победы».

-29

Об аммонитах статья есть 😉:

Из нашего "Юрасик Парка" следуем далее..

Через Бауманскую, где арки стенах отделаны полированным малиновым шокшинским кварцитом (порфир) с берегов Онежского озера:

-30

Из этого камня сделан саркофаг Наполеона (еще одна загадка истории, надо сказать)

-31

Относительно недавние станции метро, отделаны современными материалами, но мрамор использован частично, сохраняя общий стиль метро:

-32

Интересный оттенок мрамора - сиренево-малиновый. Неизвестного мне происхождения.

-33

Остановимся на станции "Автозаводская", у монументальной мозаики, где за спинами русских танкистов встают тени предков - воины-богатыри..

-34

Лаконичное полотно воссоздает сильный образ всего тремя разновидностями камня - белым и желтым мрамором и серо-зеленым офитом.

Офит, змеевик, зеленый порфир:

-35
-36

Посмотрите на процесс изготовления мозаики в камне - и вы цвидите насколько тонкая работа советских мозаичников:

И последняя в нашей затянувшейся прогулке: станция метро "Белорусская", за её оформление художник Григорий Иванович Опрышко получил Сталинскую премию.

Дальневосточный мрамор (Бироканское м-ние (Розовая скала)) в облицовке станции метро "Белорусская". Фото: © А. Евсеев
Дальневосточный мрамор (Бироканское м-ние (Розовая скала)) в облицовке станции метро "Белорусская". Фото: © А. Евсеев

Работы велись в годы Отечественной войны, когда мастерские были перенесены на Урал и Опрышко применяет уральские камни:

-38

Многоцветие зелени - волшебный офиокальцит:

Изображение bibliotekar.ru
Изображение bibliotekar.ru

Мрамор из Нижнетагильского месторождения, которым в последствии будут облицованы станции не только Московского, но и Питерского и Киевского метро:

-40

И в мозаике появляются уникальные ярко-желтые оттенки мрамора Фроловского месторождения Урала:

-41

Уникальная палитра цветов уральских камней позволила создать яркие полотна в технике флорентийской мозаики.

-42

На этом панно - лиственит - во всех оттенках зеленого цвета позволяет создать реалистичную драпировку ткани одежды:

-43

-44

Лиственит:

-45

обратите внимание на волосы, как естественно выглядят переходы цвета!

-46

Это благодаря и мастерству художника, и камню уральский переливт, с его многообразием оттенков золота и охры!

Переливт
Переливт

Об этих минералах я упоминала в статье:

Уральские камнерезы, благодаря широкой палитре естественных цветов создают свои шедевры. которые завоевали сердца людей:

Итак, мы увидели всего лишь малую часть огромного подземного музея искусств, под названием Московское метро! А ведь я еще не рассказала о газганском мраморе, алтайском...Подписывайтесь на канал и пишите комментарии, если хотите продолжения этой темы 😉

-48

Москвичей же милости прошу в подземелья Пермского края (к сожалению, экскурсии там не проводят):

В статье использованы знания из лекций замечательного камневеда Дмитрия Романова 💖