Найти в Дзене
Малахитовая Шкатулка

Уральские умельцы-камнерезы. От Данилы мастера до наших дней

Уральские горы, давшие региону его название, разделяют Европу и Азию, а за ними лежит обширная Сибирь. Исторически развитие этого региона было связано с добычей полезных ископаемых, и, естественно, такой разнообразный ассортимент минералов и горных пород вызвал большой интерес к искусству резьбы по твердому камню. Работы современных мастеров объемной мозаики из камня студии "Святогор" поражают. Это высокохудожественные, детализированные произведения, в которых сочетаются традиции старых русских мастеров Урала и современные технологии. Резьба по твердому камню интенсивно развивалась в 18-19 веках, и активное освоение Урала–одного из самых необычных регионов России, богатого уникальными драгоценными камнями, — сыграло важную роль в этом процессе. Как все это началось Развитие Урала и его городов тесно связано с промышленностью. 18 век ознаменовался огромным развитием восточных территорий, строительством новых заводов и поселений поблизости, открытием богатых минеральных ресурсов и, кон
Оглавление

Уральские горы, давшие региону его название, разделяют Европу и Азию, а за ними лежит обширная Сибирь. Исторически развитие этого региона было связано с добычей полезных ископаемых, и, естественно, такой разнообразный ассортимент минералов и горных пород вызвал большой интерес к искусству резьбы по твердому камню.

Работы современных мастеров объемной мозаики из камня студии "Святогор" поражают. Это высокохудожественные, детализированные произведения, в которых сочетаются традиции старых русских мастеров Урала и современные технологии.

Камни: кварц, родусит, халцедон, бриллианты, сапфир, топаз, кахолонг, магнезит, родонит, долерит, флюорит, кварцит, хрусталь, лабрадорит, мрамор. Металл: золото, серебро, бронза. Год создания: 2018.
Камни: кварц, родусит, халцедон, бриллианты, сапфир, топаз, кахолонг, магнезит, родонит, долерит, флюорит, кварцит, хрусталь, лабрадорит, мрамор. Металл: золото, серебро, бронза. Год создания: 2018.
Боровичок - замечательный пример сочетания камнерезного искусства и объемной мозаики.  Мастерская "Святогор"
Боровичок - замечательный пример сочетания камнерезного искусства и объемной мозаики. Мастерская "Святогор"

Резьба по твердому камню интенсивно развивалась в 18-19 веках, и активное освоение Урала–одного из самых необычных регионов России, богатого уникальными драгоценными камнями, — сыграло важную роль в этом процессе.

Телец из лазурита - это самое большое скульптурное изображение быка, выполненное из драгоценного камня. Похожий образ воплощен многими мастерами, но самый драгоценный - уральский. Мастерская "Святогор"
Телец из лазурита - это самое большое скульптурное изображение быка, выполненное из драгоценного камня. Похожий образ воплощен многими мастерами, но самый драгоценный - уральский. Мастерская "Святогор"

Как все это началось

Развитие Урала и его городов тесно связано с промышленностью. 18 век ознаменовался огромным развитием восточных территорий, строительством новых заводов и поселений поблизости, открытием богатых минеральных ресурсов и, конечно же, все большим количеством видов новых полезных ископаемых.

К 1726 году на Урале работало много резчиков по камню-самоучек, которым часто помогали европейские мастера. Местные ремесленники быстро учились и добились впечатляющих успехов в искусстве резьбы по твердому камню. В 1751 году на Екатеринбургской гранильной фабрике начали работать сотрудники нескольких мастерских, что стало поистине поворотным моментом.

-5

В течение нескольких десятилетий местные резчики по камню освоили многочисленные методы и жанры резьбы по камню, известные в то время. Постепенно они начали украшать свои работы дополнительными (с функциональной точки зрения) элементами, и на протяжении всего 19 века развитие резьбы по твердому камню было поистине неудержимым; появлялись новые мотивы, совершенствовались методы резьбы и расширялся диапазон использования камня.

С Урала вышло несколько поколений блестящих мастеров, и они часто получали заказы как из Москвы, так и из Санкт-Петербурга. К концу 19 века на Урале насчитывалось более ста мастеров по резьбе по камню.

"Урал кует Победу". Композиция в технике объемной мозаики выполнена учащимися Екатеринбургского художественного ПТУ № 42 под руководством известного камнереза Н. Татаурова. 1948 год.
"Урал кует Победу". Композиция в технике объемной мозаики выполнена учащимися Екатеринбургского художественного ПТУ № 42 под руководством известного камнереза Н. Татаурова. 1948 год.

Урал кует победу

Впечатляющий эффект и долговечность камня всегда обеспечивали высокий спрос на каменные скульптуры и другие произведения искусства. В советское время национальному фонду "Русские самоцветы" (русские полудрагоценные камни) и его многочисленным членам было поручено работать над очень громким проектом-мозаикой под названием "Индустрия социализма" размером 5910 × 4500. Местные мастера с Урала отвечали за вырезание сегментов и шлифование камней для мозаики. С тех пор не было создано ни одного каменного произведения искусства сопоставимого масштаба.

Когда в Свердловске было основано новое профессиональное художественное училище, которое позже было переименовано в Рифей, это дало серьезный толчок развитию искусства резьбы по камню на Урале.

Трехмерные мозаики стали частью учебной программы в колледже. Однако небольшие каменные скульптуры все еще не были так популярны, как им хотелось бы, из-за чрезвычайно трудоемких процессов, связанных с ними. Нелегко передать все нюансы мимики и детали одежды в камне. Такая точная работа требовала высококачественного оборудования, профессионального подхода и владения смежными художественными навыками и дисциплинами, такими как композиция и анатомия.

Русская тройка. Ястребиный глаз, кахолонг, молочный и коричневый нефрит, халцедон, кремень, моховой агат, тигровый глаз, украшения из авантюрина, афганский лазурит, кварцит, фианиты, долерит, гранит, окаменелое дерево, мрамор, яшма: черная, белая, голубая, красная, башкирская.
Русская тройка. Ястребиный глаз, кахолонг, молочный и коричневый нефрит, халцедон, кремень, моховой агат, тигровый глаз, украшения из авантюрина, афганский лазурит, кварцит, фианиты, долерит, гранит, окаменелое дерево, мрамор, яшма: черная, белая, голубая, красная, башкирская.
Русская тройка, Камнерезные работы уральских мастеров
Русская тройка, Камнерезные работы уральских мастеров

Достижения новой эры

К 21 веку резчики по камню получили доступ к свободному рынку камней и минералов и активно изучают новые технологии обработки камня, сохраняя при этом лучшие традиции этого уникального искусства. Вы могли бы возразить, что у Урала есть особый стиль, когда дело доходит до работы с камнем, который с меньшей вероятностью будет соответствовать и подражать другим стилям. Теперь мастера стараются не только создать композицию с несколькими персонажами, но и выразить их индивидуальность через мимику, позу и эмоции.

Мастерская Ильи Боровикова
Мастерская Ильи Боровикова

Эта кропотливая работа состоит из нескольких этапов: разработка персонажа, выбор камней, вырезание камней таким образом, чтобы выявить их индивидуальные особенности, создание мозаики и так далее. Мастера развивают все большую сложность как по форме, так и по содержанию; статичные изображения уступают место динамичным композициям с сюжетом, а каменные скульптуры тоже увеличиваются в размерах. Однако они используют меньше элементов из драгоценных камней или эмали, и эта "чистота камня" также стала визитной карточкой уральского стиля.

Мастерская "Святогор" Фрагмент композиции, голова лошади демонстрирует поразительную детализацию, когда камень становится живым существом.
Мастерская "Святогор" Фрагмент композиции, голова лошади демонстрирует поразительную детализацию, когда камень становится живым существом.

Трехмерная мозаика

Большинство экспонатов современных мастерских Урала - трехмерные мозаики. Это небольшие фигурки, сделанные из нескольких видов камней, собранных вместе. Различные сочетания цветов и текстур открывают захватывающие творческие возможности. Тщательное мастерство позволяет избежать условностей в каменной кладке и оживить скульптуры.

Илья Муромец. Мастерская "Святогор"
Илья Муромец. Мастерская "Святогор"

Похоже, что местные резчики по камню предпочитают эту передовую технику и действительно наслаждаются расширением ее сферы применения. Например, они начали работать над многофигурными композициями и жанровыми сценами, основанными на мифах и сказках. Эти вневременные и поистине архетипические образы прекрасно сочетаются с камнем.

Серия работ "Русские богатыри" Мастерская "Святогор"
Серия работ "Русские богатыри" Мастерская "Святогор"

Природа тщательно подобранного материала стала уникальным выразительным средством для резчика по камню.

Поиск таких компонентов и объединение их в одну композицию требует большой кропотливой работы. Вот почему крупномасштабные каменные скульптуры невозможно скопировать. Это связано не только со сложностью процесса, но и с уникальной текстурой камня. В результате этой кропотливой работы зрители видят не только вырезанный минерал или эскиз, который сейчас существует в камне, но и сложную композицию, где все различные элементы сбалансированы и образуют единый образ.

Читайте статью о мастере: