Одна из самых романтичных вещей на свете — это прогулка в месте, наполненном любовными историями, тайнами и легендами. Например, в Шуваловском парке. О его необычных историях расскажет гид Павел Перец.
Несложно догадаться, что название парка происходит от фамилии братьев Шуваловых, которые разбили здесь пейзажный парк и насыпали холм, названный Парнасом. Местные музы обитали именно здесь, хотя в наше время название Парнас ассоциируется больше не с горой Аполлона, а с гигантским районом новых многоэтажек.
У подножия холма, согласно правилам ландшафтного дизайна того времени, были вырыты пруды, получившие впоследствии ироничные названия: Шляпа Наполеона и Рубаха Наполеона, — из-за их характерной формы. Французский император много чего о себе возомнил, но скатился и растерял даже собственную одежду.
Павел Андреевич Шувалов, один из владельцев усадьбы, сопровождал Наполеона на остров Эльба и даже спас его от посяганий толпы, надев на него свой плащ и посадив рядом с собой, в то время как адъютант Шувалова изображал Наполеона в соседней карете. И если в Москве вы увидите саблю Наполеона, то имейте в виду, что это был подарок французского императора Павлу Андреевичу в знак признательности.
К сожалению, Шувалов любил воздавать дань Бахусу и умер, попросту говоря, от алкоголизма. Его вдова Варвара Петровна вышла повторно замуж за швейцарца Адольфа Полье, получившего графский титул от французской короны и воевавшего когда-то против ее первого мужа на стороне Наполеона. Именно он участвовал в открытии на Урале первого в России месторождения алмазов. Увы, эта поездка подорвала его здоровье, и Варвара Петровна осталась вдовой во второй раз.
На тот момент Александр Брюллов выстроил в Парголове дворец — к сожалению, не сохранившийся. Ему же Варвара Петровна доверила возвести одну самых романтичных церквей на невских берегах со склепом, где должен был упокоиться ее любимый супруг. В моде тогда был готический стиль, вошедший в обиход с подачи Николая I. Капелла из романов Вальтера Скотта должна была стать православным приходским храмом. Но граф Полье был протестантом. Святейший синод запретил строить церковь над его могилой.
Гениальный Брюллов применил оригинальный ход. Он выдвинул склеп вперед таким образом, что, если подходить к церкви и смотреть на нее снизу, создается ощущение, будто она стоит ровно над входом в склеп, хотя между ними приличное расстояние. Архитектор использовал обман перспективы. Дорожка, ведущая от Парголова к церкви, была прозвана Адольфовой аллеей, или Аллеей вечности.
Безутешная вдова большую часть своего времени проводила в склепе, оплакивая мужа. Чтобы осветить это мрачное пространство, она наказала окрестной детворе собирать светлячков, которых потом разбрасывала над могилой. Труд этот оплачивался, и смекалистые ребятишки по уходе графини собирали жучков обратно и продавали их по второму разу на следующий день.
Зная про заупокойные стенания Варвары Петровны, два студента проникли в крипту. Рядом с могилой мужа была зарезервирована и могила для самой графини, которую выкопали по ее приказанию. Забравшись туда, они дождались очередного прихода вдовы, и когда она стала причитать, то услышала загробный голос: «Я жду тебя!» Этот розыгрыш отбил привычку у Шуваловой-Полье навещать прах своего второго мужа.
В третий раз графиня вышла замуж за Георга Вильдинга, князя де Бутера, и они даже присутствовали на свадьбе Дантеса с Екатериной Гончаровой. Уехав в Европу, она потеряла и третьего супруга и в Россию с тех пор не возвращалась. Похоронена Варвара Петровна на русском православном кладбище в Висбадене, куда, согласно ее завещанию, перенесли и прах Адольфа Полье, так что сегодня могила в склепе пустует.
Ну и чтобы закончить на мажорной и еще более романтической ноте, скажем, что именно в этом храме венчался композитор Римский-Корсаков, а свидетелем со стороны жениха был Модест Мусоргский.
Сегодня церковь по-прежнему производит сильное впечатление. Так что почувствуйте себя героями рыцарских гимнов и подышите свежим воздухом.
#большаяпрогулка