Иногда рассматриваешь архитектуру и думаешь: «ух ты, вот это шедевр!» От иных домов и глаз-то не оторвать, а в некоторые районы хочется возвращаться и возвращаться бесконечно, исследуя дома их улиц и переулков. Остановиться возле дома №1, рассмотреть каждую деталь, потом медленно перейти ко второму дому, затем к третьему – и так до последнего. Читать об их обитателях и архитекторах.
А потом эти имена становятся словно родными, и ты узнаешь их, как старых знакомых.
Но есть постройки, которые не создавались ради того, чтобы стать шедевром, однако все равно выделяются из общей массы благодаря таланту зодчего. Хоть и не украшены сверх меры, хоть не имеют таких деталей, какие лишь упомяни – и слушатель сразу кивает: «конечно, я его знаю».
Вспомните дом золотодобытчика Ивана Некрасова, построенный Романом Клейном в Хлебном переулке. Он ведь и правда уникален!
Или Пассаж Гагарина на Кузнецком Мосту. С виду настоящее палаццо, а чувствуется, что наше, московское.
Но есть у того же Романа Ивановича постройки, о которых не скажешь, что они – визитная карточка архитектора, взглянул – и узнал стиль, почерк, руку. Посмотришь, но имя автора не всплывет моментально в мыслях. Хотя и точно будешь знать: не типовая застройка. Работа мастера.
Похоже, Клейн вообще не слишком ограничивал себя в выборе стилей, прибегая каждый раз к тому варианту из множества доступных, что наиболее подходил случаю и соответствовал цели.
О нескольких таких работах я и хочу рассказать в этой и, вероятно, паре следующих заметок. Хотя, конечно, покажу в них больше, чем расскажу. К сожалению, об этих домах мало что известно.
А по сути, неизвестно почти ничего…
…Кроме имен строителей и владельцев построек
Когда я рассказывал о доме близ Девичьего поля, который Клейн выстроил для себя в 1889 году, я упомянул о том, что зодчий купил здесь довольно обширный участок.
В конце семнадцатого века на этом месте располагалась усадьба Нарышкиных. Чтобы представить себе ее размеры, оцените местоположение домов с первого по шестой.
Часть участка он почти сразу перепродал зажиточному крестьянину Александру Алексеевичу Пантелееву, который, переселившись в Москву из родной Владимирской губернии, стал здесь подрядчиком каменных и строительных работ.
А сам архитектор приступил к застройке и оставшейся за ним земли, и той части, которую продал. Видимо, вникнув в строительные тонкости Первопрестольной, Пантелеев тут же и пригласил продавшего ему землю Клейна для планирования недвижимости.
В 1890 году Роман Иванович приступил…
…К строительству особняка и доходного дома для бывшего крестьянина
Собственно, по одной из версий, на мой взгляд вполне правдоподобной, Роман Клейн лишь создавал проекты построек для Пантелеева, а непосредственно строительством занимался уже Александр Алексеевич, по сути являвшийся тем, что сегодня бы назвали девелопером.
И работу над этим проектом он вел совместно со Львом Николаевичем Кекушевым.
Вот как особняк выглядел в начале прошлого столетия.
Сегодня же это дом №2/4 по Олсуфьевскому переулку, сложносоставное здание, совмещенное в единый объект и надстроенное до пяти этажей в 1912 году.
До реконструкции его левая часть была отдельно стоящим особняком в стиле неогрек, а правая – доходным домом, оформленным в подобной особняку манере. Обе постройки выросли здесь в течение двух лет.
К счастью, при объединении домов и их надстройке не пострадало изначальное оформление фасадов – рустовка, рамочные наличники и филенка, белоснежные пилястры и тонкий ажурный карниз второго этажа.
Те этажи, что выросли сверху, повторили и ритм фасада, и вертикальную протяженность пилястр до самой крыши (5 фото).
Да и межэтажные пояса помогли создать облик единого целого (5 фото).
В 2023 году дом отреставрировали, привели в порядок фасады и внутренние коммуникации.
А напротив, на нечетной стороне переулка, Роман Клейн выстроил для Пантелеева…
…Еще один доходный дом
На этот раз он трудился над проектом единолично. Дом был построен в 1894-1897 годах и сегодня известен как дом №1.
Но вот тут возникает небольшая путаница. Везде, где я пытался найти хоть какую-то информацию об этом доме, говорится, что Олсуфьевский, 1 – доходный дом Пантелеева, выстроенный Романом Клейном, и сегодня в нем располагается стоматологическая клиника № 19 Центрального административного округа (4 фото).
Но домов номер один здесь два – первое и второе строение.
И лишь в одном-единственном источнике, к сожалению, тоже крайне немногословном, я нашел запись о том, что первый корпус (с поликлиникой) – это Дом Благотворительного общества.
Выстроил его еще в 1870 году предыдущий владелец участка, Алексей Сергеевич Уваров – археолог, коллекционер, меценат и благотворитель. Тот самый, кто и уступил Роману Клейну землю, часть которой отошла Александру Пантелееву.
Последний владел домом №1, строение 1 с 1897 по 1917-й.
А вот строение 2 – справа от первого – оно даже по внешнему облику сильно напоминает дом напротив, о котором шла речь выше.
Его-то, по-видимому, и выстроил Роман Иванович в 1894-1897 годах непосредственно по заказу купца (7 фото).
Вот и выходит, что Пантелеев владел в Олсуфьевском переулке не двумя, а целыми тремя доходниками, но только два из них являются творениями Романа Клейна. Причем один – при участии Льва Николаевича Кекушева.
Есть в этом переулке еще пара доходных домов, о которых мне хочется рассказать. При этом один из них Роман Иванович создал уже для собственного, как сейчас бы сказали, пассивного дохода.
Но об их историях я расскажу отдельно.
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.
У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!