Несколько творений знаменитого архитектора Романа Ивановича Клейна, выстроенных им на Девичьем поле в Хамовниках, я уже показал. Вообще, в этой небольшой серии рассказов о Госпитальном, Педагогическом и Архивном городках, что сосредоточились на крошечном кусочке Москвы, я решил не следовать своему обычному принципу гулять зигзагами, по спирали, из конца в конец и по диагонали, а пройтись осмысленным порядком.
Но все-таки сейчас, прежде чем выйти из хитросплетений переулков обратно на Большую Пироговскую улицу, я решил ненадолго задержаться в этих лабиринтах…
…И пробежать до Олсуфьевского переулка
В семнадцатом веке эта земля принадлежала деду Петра Первого Кириллу Полуэктовичу Нарышкину, от которого досталась по наследству Льву Кирилловичу, его сыну и дядьке последнего русского царя и первого императора Всероссийского. А затем – Кириллу Григорьевичу Разумовскому.
Позднее владение раздробили на отдельные участки и продали. Несколько из этих фрагментов в 1887 году и приобрел знаменитый архитектор. Часть он заново собрал воедино и оставил себе, а остальные почти сразу же уступил бывшему крестьянину из Владимирской губернии Пантелееву, для которого позднее сам же выстроил здесь доходный дом.
Собственно, в переулке стоит целых три доходника, построенных Клейном, и еще один, спроектированный Львом Николаевичем Кекушевым. О них я обязательно расскажу отдельно чуть позже.
Но сегодня меня заинтересовал вот этот малоприметный двухэтажный домик чуть в стороне от моего первоначального маршрута, утопленный в глубине двора и защищенный от улицы оградой (5 фото).
Его, рядом с участком, на котором вскоре вырастет собственный доходный дом архитектора, потомок обрусевших немецких евреев, чье настоящее имя при рождении было Роберт Юлиус Клейн…
…Роман Иванович построил лично для себя
Точнее, в 1889 году перестроил, а чуть позднее, в 1897-м надстроил еще одним уровнем уже стоявший здесь одноэтажный, с мезонином и на каменном полуподвале, деревянный домик.
На свежепостроенном втором этаже Клейн устроил библиотеку и чертежную мастерскую, а в полуподвале установил котел для парового отопления (3 фото).
Здесь архитектор обсуждал с Иваном Владимировичем Цветаевым идею строительства на Волхонке Музея изящных искусств – нынешнего Музея изобразительных искусств имени Пушкина.
Здесь он трудился над его проектом.
В этом доме Клейн прожил до 1918 года. Некоторые мемориальные таблички, как мы помним, иногда ошибаются в фактах и датах.
Вот, правда, в те годы…
…Дом выглядел совсем не так, каким его мы видим сейчас
Это был двухэтажный особняк в тосканском стиле с примесью неогрека. Но в советские годы его перестроили, а в 1990-х принялись за реставрацию… в результате которой дом не отреставрировали, а реконструировали, после чего единственное, что осталось от его исторического облика, это число этажей.
Подвал сделали много глубже, а кровлю выше. Вдобавок откуда ни возьмись появилась мансарда.
В измененном доме расположился музей «Наша эпоха», посвященный дому Романовых и основанный на коллекции профессора Иоанно-Богословского университета, протоиерея Василия Фонченкова.
А сейчас здесь снова идет «реставрация с приспособлением для современного использования». Заказчик работ – некое частное лицо.
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.
У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!