Почему, лишь взглянув на экран, можно с 1 кадра угадать режиссера?
А потому, что некоторые создатели кино имеют настолько узнаваемый стиль, что 1 взгляда на экран вполне достаточно, чтоб этот стиль угадать.
Разумеется, далеко не все авторы фильмов настолько узнаваемы. Зато те, кого мы определяем столь четко, могут быть полноправно названы мэтрами, асами высшего пилотажа, мастерами своего дела.
Давайте рассмотрим вкратце 3 ярких примера, причем разного плана (чтобы было интереснее).
1. Стэнли Кубрик: фишки на грани
На грани возможного – если говорить о фантастических его сюжетах.
На грани иронии – если вслушиваться в разговоры его героев и догадываться о подтексте их историй.
В целом же как маэстро голливудского кино Кубрик вполне алгоритмизируем. И угадать, что вы смотрите именно его картину, можно по наличию таких техник и приемов в ней:
- разворачивание событий и демонстрация пейзажей/интерьеров под классическую музыку. Признаем – это не совсем типично для Голливуда. За что Кубрика можно уважать;
- попытки размышлять – хотя бы на уровне жителей Штатов. Он отменно сращивает иронию и самоиронию (что отличает людей глубоких) с уровнем среднестатистического зрителя (которого мы условно называем потребителем ширпотреба в массовом обществе).
Взять хоть исполнение гимна Микки Мауса пехотинцами во Вьетнаме в картине «Цельнометаллическая оболочка»;
- постоянные аллюзии и разные отсылки к реальным событиям, часто не имеющим совсем уж прямого отношения к сюжету кино.
Так, в «Космической одиссее» использована аудиозапись дыхания Алексея Леонова при его выходе в открытый космос. В этом же кино Кубрика показан астронавт в ракурсе, напоминающем то ли о тоннеле, который, по слухам, видит yмиpaющий человек, то ли о «Витрувианском человеке» Леонардо да Винчи;
И пусть вас не смущают яркие краски и резкие контрасты в кадре. Выше мы уже сказали о сочетании глубины и попыток достучаться до понимания средних умов...
- технический прием с камерой, когда она показывает кого-то / что-то на уровне глаз зрителя и уходит в удаляющуюся точку на горизонте. Этот операторский штришок был опробован режиссером в «Одиссее» и потом использовался им в последующих картинах.
2. Федерико Феллини: кино-интеллект с итальянским привкусом
Вы наверняка смотрели фильмы итальянского неореализма и конкретно лучшего его мэтра, причем даже если вы не особо любите подобного рода картины. Однако уже при беглом просмотре вы наверняка заметили любимые методы, приемы и приемчики блистательного Федерико:
- глубина сюжета при игривом показе действий;
- постоянная смесь, переплетение философствований о жизни и фpeйдизма.
Причем последний в фильмах Феллини возникает в самых разных вариантах – от довольно основательного анализа до признания режиссера о его 1-м влечении в колледже (к толстушке Сарагине в «8 ½»)... и от называний философских категорий своими именами до тонких намеков… вот как символически-фpaйдиcтски-юнгианская шляпа героя во время его купания в ванне по сюжету «Амаркорда»;
- пресловутые толстушки среди второстепенных героинь. Они показаны не только как близкие подруги, но и как сестры, нянечки, мамы… Помимо названной Сарагины, можно вспомнить такого рода женских персонажей в «Риме», «Амаркорде», «Сатириконе», более позднем «Интервью» и т. д.;
- биографичность сюжетов. Феллини постоянно делает отсылки к собственному прошлому – так или иначе.
А там, где он их не делает (вроде бы?), зрители начинают делать это вместо него сами. Так, долгое время ходила байка о том, будто Федерико в детстве хотел сбежать из дома с цирком шапито;
- если же говорить о любимых актерах, самым главным можно считать того, кого вообще называют альтер-эго самого Феллини, – Марчелло Мастроянни.
3. Тим Бертон: «бeзyмное чаепитие»
Возьмем одного из самых колоритных режиссеров голливудского кино, который стоит, если можно так сказать, по другую грань от названного выше Кубрика.
Итак, фильмы Бертона можно определить «на глазок» по таким элементам:
- готико-современная сказка. Здесь фэнтези смешивается со старинными преданиями, а народные легенды – с современными интерпретациями. И смешиваются они настолько сильно, что одно от другого уже не отличишь.
Так что изучать, допустим, книги Льюиса Кэрролла по фильмам Тима Бертона нельзя ни в коем случае – попадете во вселенную голливудского режиссера, а не британского писателя;
- общий дух загадочности, витающий на протяжении всего фильма... почти в кэрролловском духе «всё страньше и страньше»;
- темные, холодные, мрачные тона повсюду. Под темные краски на 1-м плане подстраивается фон, а под таинственные реплики героев, сказанные с приглашенными интонациями, – мистический сюжет;
- непременно полностью белое лицо одного из главных героев для контраста с общим мрачным фоном, вот как у Шляпника из «Алисы в стране чудес»;
- наконец, любимцы режиссера – актеры Джонни Депп и Хелена Бонэм Картер.
П. с. Уважаемые читатели, а каких зарубежных режиссеров можете узнать по их специфическим фишкам вы? И какие это фишки?
П. п. с. А на близкие темы читайте мои Дзен-статьи «Какое кино я могу назвать МОЕ», плюс «4 известных режиссера, которые снимали кино "под" своих жен», а также «Что общего между Л. Гайдаем и Ф. Феллини» и еще «"Пираты Карибского моря": был ли прототип у странного папаши Джека Воробья».
#кино #культура #Голливуд #Италия #фильмы #философия #знаменитости #актёры