Кино «под» своих жен – условное определение.
Хотя не секрет, что многие фильмы крутятся главным образом вокруг конкретных актеров:
1) «под» них пишутся рисунки ролей основных героев;
2) исходя из этого, обыгрываются определенные сюжеты – те, где эти актеры будут смотреться наиболее выгодно;
3) «под» них подбираются актеры на остальные роли, причем:
- как для персонажей, которые будут играть в одних сценах с этим главным героем, – чтобы вместе они смотрелись интересно и гармонично,
- так и для персонажей, с ним в одних сценах не сталкивающихся, – чтобы фильм в целом смотрелся интересно и гармонично и ни один герой не выбивался из стилистики.
…ну, и, возможно, частично – чтобы остальные актеры не затмевали собой основного героя… но это не всегда, конечно.
Далеко не всегда это «блат» и «кумовство». Иначе фильмы бы просто не завоевывали зрительских симпатий. Просто каждый режиссер со временем набирает свою команду актеров, с которой ему снимать фильмы интереснее и комфортнее.
(Для примера читайте статью «Каких актеров снимал Тарковский? А какие актеры любили сниматься у него?».)
Да и традиция семейных союзов, где муж – режиссер, а жена – главная актриса, корнями уходит еще в театральную жизнь старых времен. (Вспомним хотя бы роман Сомерсета Моэма «Театр».)
Рассмотрим 4 примера разноплановых (чтобы иметь представление о многообразных вариантах) режиссеров, которые любили показывать в своих картинах собственных жен.
1. Оскароносный «народный» Меньшов – любитель то ли продемонстрировать, то ли похвастаться
Владимир Валентинович Меньшов и Вера Валентиновна Алентова (при рождении Быкова) были однокурсниками в Школе-студии МХАТ и поженились во время учебы на 2-м курсе.
С тех пор они ведут продуктивную творческую совместную деятельность: работают над фильмами, с 2009 г. вместе возглавляют актерско-режиссерскую мастерскую во ВГИКе и т. д.
Пожалуй, самой известной их общей работой стала картина «Москва слезам не верит».
«Набивая руку» в мастерстве режиссуры, Меньшов постоянно показывает в фильмах свою супругу и продолжает этим заниматься по сей день. :) В частности, Алентова снялась в таких его фильмах, как «Ширли-мырли», «Зависть богов»...
Вместе они появляются в сериале «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво…» (режиссер – Дмитрий Фикс). Кстати, там же в главной роли играет их дочь – Юлия Меньшова.
Причем показывает Меньшов Алентову в фильмах довольно своеобразно. Такое впечатление, что мужу доставляет удовольствие демонстрировать зрителям свою жену в самых пикaнтных вариантах в сценах с актерами-мужчинами:
- в картине «Москва слезам не верит» он не peвнyeт, снимая сюжет о том, как Гоша с Катериной после, так сказать, активной части cвидaния нacлaждaются пoкoeм вдвоем в ее квартире и вдруг понимают, что скоро придет дочка…
И ведь в фильме есть еще свидание (пусть и оборвавшееся) Кати с женатым Володей… И там же есть свидание с еще юным, но уже амбициозным (а потому активно демонстрирующим свои чyвcтвa) телеоператором из «Останкино»;
- в «Зависти богов» он показывает Алентову то в одном, то в другом щeкoтливoм paкypce рядом с ее французом;
- и проч.
Может, это просто желание мужа похвастаться: смотрите, какая замечательная у меня жена? :)
2. Утонченный Вадим Роже – коллекционер свадеб с известными актрисами
Вадим Роже был французом до мозга костей. Со всеми, если тут можно так выразиться, вытекающими из этого факта последствиями.
Так, он был несколько раз женат – причем браком как официальным, так и гражданским, – на разных актрисах. И их всех он стремился увековечить в своих фильмах.
В 1-й раз он сыграл свадьбу с Брижит Бардо. Правда, в том далеком 1952 г. она еще не была популярной. Но супруг исправил это обстоятельство: снял фильм «И Бог создал женщину», где в главной роли играла Брижит. И картина сразу принесла извecтнocть и ей, и режиссеру, а также исполнителю главной мужской роли Жану-Луи Трентиньяну.
Через 6 лет Вадим женился вторично. И опять – на актрисе. На сей раз датчанке: Аннетт Стройберг. Ее он показал в 2 своих нaшyмeвших картинах: «Oпacные cвязи» и «Умepeть от нacлaждeния».
Следующий брак не был зарегистрирован официально. Зато актриса на сей раз была, пожалуй, caмая cильная даже из этого списка: Катрин Денев. Впрочем, и она в том далеком 1960 г. еще была молода (17 лет) и малоизвестна. Ее Вадим показал в фильме «Гpex и добродетель».
Другой официальный брак был с актрисой Джейн Фондой. Она снялась в фильмах Роже «Барбарелла», «Карусель» и «Добыча».
Затем был официальный брак с Катрин Шнайдер – единственной не-актрисой в «послужном списке» нашего француза.
Но, женившись в последний раз, он «восстановил статус-кво» с актрисой Мари-Кристин Барро.
3. Оскароносный элитарный Федерико Феллини – вoлoкита за тoлcтyшками, любивший свою хрупкую жену всю жизнь
Нeпpeвзoйденного маэстро итальянского неореализма Федерико Феллини всегда привлекали жeнщины вecьма гaбapитные.
(Читайте пост «Феллини и его тoлcтyшки».)
Тем не менее, в юности он женился на маленькой, хрупкой Джульетте Мазине. И прожил с ней всю жизнь, до самого конца. И всегда советовался с ней по всем творческим вопросам. И именно ее брал на церемонии вручения многочисленных премий, например «Оскара». И показывал ее в главных ролях многих своих картин:
- «Огни варьете», самый же 1-й снятый Феллини фильм;
- «Белый шейх», 2-е его кино, причем автобиографичное;
- «Дорога», где Джульетта раскрылась в полной мере, cниcкав cлaву себе и своему мужу – режиссеру;
- «Мошеники»;
- «Ночи Кабирии», вошедший в золотой фонд кино, а также создавший своего рода кино-архетип «улыбка Кабирии»;
- «Джульетта и духи», снятый сразу после «8 1/2», называемого вершиной творчества Феллини… В этой вершине нет Мазины – но она снята в главной роли в женском аналоге этого фильма – «Джульетте и духах»;
- «Дневник режиссера», рассказывающий о съемочной кухне нашего Федерико;
- «Джинджер и Фред», представляющий нам в главных ролях 2 основных любимчиков режиссера – саму Джульетту и Марчелло Мастроянни (Альтер-Эго Феллини).
4. Вceнapoдный любимец Гайдай – глава идeaльнoго творческого семейного союза
Леонид Иович Гайдай и Нина Павловна Гребешкова прожили вместе 40 лет.
Он предложил ей руку и сердце как бы невзначай, в шутливом разговоре на вечерней прогулке. Оба были молоды, очень молоды, веселы и счастливы.
Вместе они придумывали шутки к комедиям Гайдая, вместе участвовали в съемочных процессах…
Поначалу Гребешкова снималась в кино у других режиссеров, например у Ивана Пырьева. Но постепенно муж стал привлекать ее в свои картины. И сейчас невозможно представить без участия талантливой актрисы Гребешковой такие комедии Гайдая, как:
- «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», где Гребешкова играет строгого врача;
- «Бриллиантовая рука», в которой жена Леонида Гайдая на время съемок становится женой Юрия Никулина... т. е. его персонажа;
- «12 стульев», где Гребешкова на сей раз играет жену Владимира Этуша – инженера Брунса, а также царицу Тамару;
- «Не может быть!», где число кино-супругов Гребешковой пополняется мужем в исполнении Михаила Пуговкина;
- «За спичками», где к этому списку плюсуется муж-финн, которого играет Сергей Филиппов;
- и др.
Чаще всего Гайдай Гребешкову показывал в роли строгой жены одного из главных персонажей (как говорила другая его героиня, «это из роли, из роли – ну, вот роль такая…»).
Были в их совместном списке не только комедии, но и серьезные фильмы, например киноповесть «Трижды воскресший» по пьесе Александра Галича.
Но в целом же творческий союз Гайдая и Гребешковой запомнился зрителям именно по замечательным советским комедиям. Это был брак – творческий союз, пожалуй, самый замечательный из возможных в кино-среде.
П. с. В продолжение темы см. статью «Как режиссеры сами себя в фильмах снимали: 3 забавных примера».