Найти в Дзене
"Хомо люденс"

Что общего между Л. Гайдаем и Ф. Феллини?

Вы думаете, их роднят лишь 3 вещи: оба они – европейцы (1) , режиссеры (2) и гении (3)? А вот не только! Есть еще общее, причем важное, креативное и интересное общее. И Федерико, и Леонид – рыжие клоуны, по теории Феллини. Сейчас расскажу, с чем их едят. )) Один из величайших режиссеров мира Федерико Феллини делил всех людей на белых и рыжих клоунов. Рыжий клоун виделся им как средоточие бессознательного, иррационального, инстинктивного, детского, наивного, чистого, открытого. В чем-то это, по словам самого Феллини, «clochard, ребенок, оборванец», изможденный жизнью, отверженный (вспомним «улыбку Кабирии» – одну из самых знаменитых улыбок в мировом кинематографе, за которую (в том числе) Джульетту Мазину стали называть женщиной-Чаплиным). Это бунтарь, но бунтует он по-детски и на длительный бунт, тем более на революцию не способен. Белый клоун, как говорит в книге «Делать фильм» Феллини, – это «само изящество, грация, гармония, ум, трезвость мысли, которые морализаторы выдают за ка

Вы думаете, их роднят лишь 3 вещи: оба они – европейцы (1) , режиссеры (2) и гении (3)?

А вот не только! Есть еще общее, причем важное, креативное и интересное общее.

И Федерико, и Леонид – рыжие клоуны, по теории Феллини.

Сейчас расскажу, с чем их едят. )) Один из величайших режиссеров мира Федерико Феллини делил всех людей на белых и рыжих клоунов.

Рыжий клоун виделся им как средоточие бессознательного, иррационального, инстинктивного, детского, наивного, чистого, открытого. В чем-то это, по словам самого Феллини, «clochard, ребенок, оборванец», изможденный жизнью, отверженный (вспомним «улыбку Кабирии» – одну из самых знаменитых улыбок в мировом кинематографе, за которую (в том числе) Джульетту Мазину стали называть женщиной-Чаплиным). Это бунтарь, но бунтует он по-детски и на длительный бунт, тем более на революцию не способен.

Белый клоун, как говорит в книге «Делать фильм» Феллини, – это «само изящество, грация, гармония, ум, трезвость мысли, которые морализаторы выдают за качества идеальные, непревзойденные, безусловно, божественные. Белый клоун становится, таким образом, олицетворением Мамы, Папы, Учителя, Художника, Прекрасного и вообще всего, что положено делать…» Это воплощение могущественности, величия. У него холодное лицо, надменный взгляд.

В отношениях друг с другом белый и рыжий клоуны – это учитель и неразумное дите, строгая мать и шалопай-сын. По-детски наивный, ребячливый, ранимый, чистый рыжий клоун подчиняется высокомерному, аристократичному белому.

Вот какие примеры приводит сам Феллини. Белые клоуны: Гитлер, Пазолини, Висконти, Фрейд. Рыжие клоуны: Муссолини, Антониони, Пикассо, Юнг, Мазина, Эйнштейн.

Теория белого и рыжего клоунов обыгрывается во многих фильмах Феллини – «Дорога», «Ночи Кабирии», «Клоуны»...

В целом же у Маэстро неореалистического кино клоун всегда видится как некое мистическое, ирреальное, фантастическое существо; недаром во многих фильмах Федерико показаны карнавальные шествия то с печальными белыми клоунами, то с нелепыми рыжими.

Федерико в творческом гриме. Фото взято из открытого источника в Интернете.
Федерико в творческом гриме. Фото взято из открытого источника в Интернете.

Собснно, теория Федерико Феллини лично мне в чем-то напоминает теорию Эрика Берна, который делил всех людей (вне зависимости от их возраста) на детей, взрослых и родителей.
Или вот еще отчасти отношения белого и рыжего клоунов сходны с отношениями инспектора и инспектируемого в соционике, например социотипов Горький (логик, сенсорик, интроверт, рационал; волевой аристократ) и Гексли (интуитивно-этический иррациональный экстраверт; парящий в облаках, советчик).

Сам Феллини своего советского собрата по кинокамере Гайдая в рамках теории не рассматривал, это уже я ввела его сюда. Но в теорию он вписывается отлично.

Если сравнить Леонида Гайдая с двумя другими гениями – столпами российской комедии – Эльдаром Рязановым и Марком Захаровым, то явно видим разницу: 1-й – типичный рыжий клоун, 2-й и 3-й – белые.

Вот взять хотя бы для примера фильм по одной и той же книге, снятый и Гайдаем, и Захаровым: «12 стульев».

У Захарова стилистика заинтеллектуализирована, замудрена, Остап слишком тяжеловесен и флегматичен, Киса чересчур жалок и ничтожен.

У Гайдая все иначе. Стилистика легкая, воздушная, Бендер подвижен и мобилен, Киса мягок и мил.

Над героями Захарова хочется думать и плакать (так, Остап бывает прямо-таки жесток к Воробьянинову). А у Гайдая все по-доброму, даже когда Киса стоит с протянутой рукой или Остап дает тычки своему нерадивому компаньону после провала на аукционе, это смотрится весело. Ну, слегка пожурил Ося Кису, и все. А вот у Захарова все проходит мрачновато. Оспап даже впервые показан смеющимся уже ближе к концу несколькосерийного фильма – когда он убегает от васюкинцев.

Ради справедливости уточню: сам Марк бы недоволен своими «12 стульями» и говорил, что это один из 1-ых его фильмов, а потому он вышел затянутым и вообще не получился. Остальные же комедии Захарова прочно вошли в золотой фонд советского и мирового кино.

Кстати, оба режиссера – рыжих клоуна любили вводить в свои фильмы таких же рыжих клоунов, как они. Например:

1) у Феллини одной из любимых актрис была его жена – Джульетта Мазина;

Кадр из фильма "Дорога". Фото взято из открытого источника в Интернете.
Кадр из фильма "Дорога". Фото взято из открытого источника в Интернете.

2) у Леонида Гайдая один из любимых актеров был Юрий Никулин. Остальные его «коллеги по троице» Евгений Моргунов и Георгий Вицин даже обижались, что в комедиях играют они все трое, а наиболее выигрышные шутки режиссер придумывает именно Балбесу.

На съемках комедии "Кавказская пленница". Фото взято из открытого источника в Интернете.
На съемках комедии "Кавказская пленница". Фото взято из открытого источника в Интернете.

Читайте также Дзен-статьи о том,

· как Феллини сделал из пикантных толстух секс-эйпл;

· кому отдал свой голос Александр Демьяненко;

· почему рядом с золотым комиком Алексеем Смирновым современные артисты отдыхают (Смирнов, кстати, тоже отличный тип именно рыжего клоуна... как и Демьяненко).