Новая выставка, рассказывающая о мужской моде рубежа XVIII–XIX веков, открылась 14 февраля.
Мода как отражение исторических событий. Именно с этой точки зрения предстает перед посетителями экспозиция новой выставки в филиале Исторического музея в Туле «Красавец мужчина. Мужская мода рубежа XVIII–XIX веков».
Андрей Яновский, заместитель гендиректора ГИМ по научной работе:
— В советское время всем этим вещам, которые вы можете увидеть здесь, не уделялось должного внимания. Что изучала историческая наука? Революцию, деятельность выдающихся полководцев, реформы, государственные преобразования, значимые события.
Цель выставки — показать смену эстетических идеалов и предпочтений модников того времени, сделать чуть ближе и понятнее как ушедшую эпоху в целом, так и облик, поступки, пристрастия конкретного человека.
Экспозиция подчеркивает, что именно крупные исторически события оказывают значительное влияние на внешний облик людей и в некоторых случаях даже кардинально меняют моду. Таким событием, в частности, стала Великая французская революция 1789 года.
Одежда становится характерным маркером исторических событий.
До революции вся власть находилась исключительно в руках аристократии. Отсюда пестрые наряды, большое количество украшений — такое было по карману представителям этих слоев общества.
После революции в центре внимания оказываются буржуазные слои общества. Они одеваются менее пышно, и именно их образ становится идеалом настоящего модника.
Наталья Виноградова, старший научный сотрудник ГИМ, куратор выставки:
— На нашей выставке представлен переломный период, когда один идеал уходит в прошлое, а на смену ему приходит другой. Долгое время была в моде грушевидная форма тела: узкие плечи, немного впалая грудь, небольшой животик и стройные, подвижные ноги. Это был образец изящества. Все это увязывалось с танцами, которые исполняли на балах при дворе.
Именно тогда в моду входит образ денди. Мужскую красоту теперь подчеркивает покрой, качество ткани и обилие декоративных элементов.
— Теперь самое главное — это умелое сочетание элементов одежды, а не просто их наличие. Модным признавался тот, кто умел мастерски завязывать галстук сам, а не использовать готовый. У нас есть целая витрина, на которой можно увидеть 35 способов завязывания галстука, — добавляет Наталья Виноградова.
На выставке представлено порядка 250 экспонатов из фондов Государственного исторического музея. Это предметы одежды — кафтаны, фраки, жилеты; украшения — кольца, пуговицы, башмачные пряжки; модные аксессуары — табакерки, лорнеты, зрительные трубки, часы, несессеры, шпаги; приспособления по уходу за внешностью. В экспозицию также вошли живописные портреты, гравюры, сатирические и другие издания. Что-то будет показано впервые.
Многие экспонаты лишь на первый взгляд кажутся статичными и демонстрирующими посетителю лишь свой визуальный образ. На самом деле они — яркие элементы общественной жизни, за которыми скрываются целые истории и даже достижения промышленности того времени. Последние, кстати, тоже оказывают огромное влияние на моду.
Так, на выставке можно увидеть английские башмачные пряжки 1880-х годов, оформленные в технике граненой стали. Это не просто имитация драгоценных камней из металла, это новая, прогрессивная технология обработки стали. Тульская художественная сталь является, кстати, в какой-то мере продолжателем традиций английских мастеров.
Хрустальные стразы — тоже результат развития и совершенствования технологий. Обработка хрупкого хрусталя требовала особого мастерства — только в этом случае он будет походить на бриллиант. Тогда украшение со стразами считалось признаком не низкого достатка, а просвещенности человека, знакомого с тонкостями их создания.
В рамках выставки «Красавец мужчина. Мужская мода рубежа XVIII–XIX веков» российская социальная сеть LOOKY представит проект «Нейрокостюм. Историческая мода».
Каждый посетитель выставки посредством нейроаватара сможет «примерить» платье, которое носили два века назад. Разработчики предусмотрели варианты и для дам, и для кавалеров.
— Мы понимаем, что такая тема, как мода, будет сложна юным посетителям. Для них мы приготовили интерактивные программы и мастер-классы. Пока это сюрприз, скоро все расскажем, — добавила Екатерина Шельяева, заведующая сектором по научно-просветительской работе ГИМ.
Выставка будет работать до 15 июля 2024 года включительно.
Галерея
Читайте полную версию статьи на сайте MySlo.ru:
В тульском филиале ГИМа можно увидеть красавца мужчину XVIII века: репортаж