Найти тему
Дневники Зеленого края

Команч-2, или новая грандиозная афера в авиастроении США. Американцы опять потратили миллиарды на вертолёт, который никуда не полетит.

Так по замыслу фирмы Локхид\Сикорский должен был выглядеть новый вертолёт FARA.  Прототип "Сикорский Райдер-Икс" мог взлететь до конца 2024 года. Но теперь этого не произойдет никогда. Картинка Локхид Мартин.
Так по замыслу фирмы Локхид\Сикорский должен был выглядеть новый вертолёт FARA. Прототип "Сикорский Райдер-Икс" мог взлететь до конца 2024 года. Но теперь этого не произойдет никогда. Картинка Локхид Мартин.

Хорошее - повтори. Похоже, именно этим принципом руководствовались фирмы "Белл Текстрон Инкорпорейтед" и "Сикорский" (ныне - дочерняя компания концерна Локхид Мартин), когда начинали конкурс на проектирование новейшего вертолёта для армии США. Моментально вспомнилась предыдущая попытка спроектировать "вертолёт будущего" в рамках программы LHX (Light Helicopter Experimental). Эта знаменитая история давно приводится как один из ярких примеров грандиозной коррупции в американском военно-промышленном секторе и стала настоящей легендой в области оборонных попилов. Напомню, что в течение 12 лет, начиная с 1992 года, конструкторское бюро Сикорского, тогда ещё принадлежавшее Боингу, проектировало и строило прототип "супер-пупер" стелс-вертолёта, способного летать с огромной для такого типа машин скоростью и при этом оставаться невидимым для радаров. Новинке, получившей название RAH-66 "Команч", посвящали компьютерные игры, презентации и даже эпизод из голливудского боевика про зелёного громилу Халка. Что и говорить, форму ему придумали причудливую и очень киношную. Фактически живое воплощение фантастических киносаг, эпохи "Звёздных войн".

"Если играешь с шулерами, опасайся за кошелёк". Удивительная история, как индийцы на себе почувствовали, насколько опасно "дружить" с США.

RAH-66 "Команч" в отличие от нового проекта FARA летал, и довольно долго. Проблема лишь в том, что летал он плохо и задорого. Фото АР
RAH-66 "Команч" в отличие от нового проекта FARA летал, и довольно долго. Проблема лишь в том, что летал он плохо и задорого. Фото АР

"Из 300 Х-22 не сбито ни одной". Что это за ракета и в чем секрет её неуязвимости.

Но одно дело красивые обводы и дизайнерские изыски, и совсем другое - реальные боевые возможности машины. А с этим у вертолёта, стоившего по замыслу создателей, почти в три раза дороже знаменитого "Апача", было не очень. Слабое вооружение и никакое бронирование не смогли компенсировать ни дизайн, ни рекламные кампании в поддержку этого чуда техники. В итоге, компания Сикорский построила два действующих прототипа, каждый из которых обошёлся военному бюджету США в 4,4 миллиарда долларов. И на этом программа была закрыта. Естественно, никто за ту историю ответственности не понёс, о ней просто тихо попытались забыть. Хотя, злоупотребления и нецелевые расходы фиксировались буквально на каждом этапе строительства злосчастного "Команча". Фирмы-разработчики, получив солидную компенсацию за отмену программы, пообещали учесть ошибки прошлого и впредь их не повторять. Но похоже, единственный опыт, который им удалось извлечь, это то, что деньги можно делать без особых усилий и никому отвечать в случае неудачи не придется. В декабре 2018 года, в новой вертолётной программе Пентагона Future Attack Reconnaissance Aircraft (FARA), приняли участие все те же люди, неплохо попилившие на безвременно почившем "Команче".

"Наше решение по Су-57 - ошибка". В Индии признают, что были "обмануты США на счёт российского стелса" и намекают на возвращение в программу

Фирма "Белл" имела свое представление о том, как должен выглядеть вертолёт 21 века. Их прототип "Белл 360 Инвайктус" даже показывали комиссии Пентагона, но 8 февраля 2024 года программу всё равно закрыли. Картинка Белл Текстрон
Фирма "Белл" имела свое представление о том, как должен выглядеть вертолёт 21 века. Их прототип "Белл 360 Инвайктус" даже показывали комиссии Пентагона, но 8 февраля 2024 года программу всё равно закрыли. Картинка Белл Текстрон

Теперь американцы почувствуют то же, что советские лётчики в Афгане. Лучший БПЛА США из охотника стал жертвой и сбит под Багдадом ПЗРК.

FARA задумывался как винтокрылый штурмовик-разведчик. По замыслу и техзаданию американских военных, это должен был быть компактный вертолёт лёгкого класса, способный поддерживать группы Сил Специальных операций и наносить удары и днём и ночью, без оглядки на погодные и световые условия. В 2021 году корпорации представили два прототипа, каждый из которых обошелся Пентагону более, чем по миллиарду долларов за единицу. Обе модели: "Белл 360 Инвайктус" и "Сикорский Райдер-Икс", собирались опробовать до конца нынешнего года. Но что-то пошло не так. Чтобы запустить пробные партии, обе фирмы потребовали от военного ведомства 5 млрд долларов. Звездно-полосатые военные почесали в голове и решили сомнительную лавочку прикрыть. Слишком вся эта история походила на финансовую "чёрную дыру" с "Команчем", куда бесследно засосало 9 млрд военного бюджета. На этот раз понадобилось всего пять лет и три миллиарда улетевших в никуда средств, чтобы осознать никчёмность данной затеи. Как заявил курировавший программу генерал Джеймс Рейни:

"Мы добились большого прогресса, у нас есть импульс, подавляющее большинство наших знаковых усилий по проектированию новой машины произошли либо вовремя, либо с опережением графика и начали превращаться в возможности. Но новые условия войны породили новые ожидания и потому программа FARА закрывается, как и беспилотные программы Shadow и Raven".

"Конец корейской сказки". Затея Польши создать лучшую армию в ЕС за счет танков и САУ из Южной Кореи провалилась. У Варшавы просто нет денег

Один из прототипов программы Future Long Range Assault Aircraft. Фото Армия США
Один из прототипов программы Future Long Range Assault Aircraft. Фото Армия США

"Патриоты" оказались дорогими игрушками". Между Саудовской Аравией и США - крупный скандал. Шейхи меняют западную ПВО-ПРО на российскую

Это уже четвертая с 1992 года попытка сделать разведывательно-ударный вертолёт для армии США. Все они оказались провальными, а "Команч" и FARA ещё и чрезвычайно затратными, с одинаковым нулевым выхлопом. Но производителям вертолётов по этому поводу грустить не приходится. В 2025 году Пентагон планирует провести новый вертолётный тендер, уже в рамках программы Future Long Range Assault Aircraft. Так что, унывать некогда, пора с новыми усилиями браться за дело.

Принуждение к миру, туареги не хотят воевать с оркестром. Армия Мали с нашими инструкторами вернула области, где французы завязли на 10 лет

Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Спасибо!.