После прошлогоднего триумфа студии А24 с ее безумной и одновременно философской картиной «Все, везде и сразу», ожидания от их фильмов значимо возросли. И в 2024 году целых 2 фильма их производства номинированы на премию Оскар на звание лучших - это «Зона интересов» и «Прошлые жизни».
И говоря о «Прошлых жизнях», А24 продолжает раскрывать тему восточной философии, хоть и без эпатажной манеры повествования. Но от этого фильм совсем не потерял, и скорее даже наоборот приобрел более консервативных зрителей, в том числе.
Глядя на слово «мелодрама» в столбце «жанр», не нужно обманываться.
Чаще всего этот жанр в популярном понимании означает слезливые любовные сцены и в финале прыжок в такси, чтобы догнать уезжающего любимого, поцелуй и уход в закат.
Давайте признаемся, сколько раз мы такое видели?
«Прошлые жизни» имеют совсем другой характер. Более трепетный. Более живой. Более настоящий.
И каждый кадр операторской работы простой, но такой теплый, как будто отражающий всю суть смысловой нагрузки фильма.
В некоторых рецензиях «Прошлые жизни» сравнивают со знаменитым «Ла-Ла Ленд», но это в корне неверно. И речь идет не только о разнице в атмосфере картин. Возможно, сюжет может отдаленно напоминать работу Дэмиена Шазелла, однако главное отличие в самом смысле.
И предлагаю поговорить о главном значении.
Встречи под влиянием ин-ён
Подсказку нам дают в самом начале фильма.
Мы смотрим на трех людей, сидящих в баре, и вместе с закадровыми голосами пытаемся понять, кто перед нами, что они друг для друга представляют, кем приходятся.
И ответом на эту сцену является короткое корейское слово ин-ён.
Ин-ён - предназначение или судьба, взаимосвязь человеческих душ, которые из жизни в жизнь пересекаются на Земле на протяжении 8000 воплощений.
Считается, что с рождения люди связаны одной нитью, и проходя по своему жизненному пути, взаимодействуя с разными личностями и получая необходимый опыт, мы как по хлебным крошкам идем навстречу своему предназначенному человеку.
И поэтому важно относиться к проводникам с добросердечием. Потому что они становятся учителями души на пути к своему человеку.
Все это и есть значение ин-ён.
И если так рассуждать, то какая разница, кем приходятся за столом эти трое в этом коротком воплощении? На протяжении 8000 жизней каждый из них мог быть и братом, и другом, и даже гидом.
Они связаны тем самым ин-ён.
Есть такая теория, в которой говорится, что все души разбиты на кластеры.
И каждый раз при воплощении на Землю мы встречаемся с душами только из своего поля, но в разных ролях и с разным обучающим жизненным материалом.
Есть души более близкие, есть более далекие.
И самое глубокое отношение - между родственными душами.
Они встречаются из жизни в жизнь, и эта связь ощутима, даже осязаема.
Это больше обычного влечения, и это не пошлые и банальные слова.
Но это становится понятно сразу.
И в фильме нам показывают именно это.
Больше всего это выражено через сцену, в которой Нора и Хэ-Сон стоят друг напротив друга в ожидании такси.
Лично у меня это вызвало трепет внутри.
Это сцена отражающая все. Молчаливый диалог, который глубже любых слов. И главное, что любое слово нарушило бы таинство.
И когда мы говорим о родстве душ, то невольно задаешься вопросом: не это ли ответ на вечный вопрос, что такое любовь?
Что такое любовь?
Иронично, что этот фильм случайно выпал мне именно на 14 февраля.
И именно в этот день пишется статья с главным тематическим вопросом.
Но в то же время, говоря о любви, можно ли дать одно единственное определение?
Ведь если все люди, с которыми мы соприкасаемся на протяжении жизни - это части нашего кластера душ, и весь наш путь строится на том, чтобы относиться к каждому с любовью, то в таком случае любовь - это не только про глубокое родство душ.
Любовь бывает разной. Она меняется, она крепнет и чахнет, она взрослеет. Мы можем испытывать любовь к родителям, детям, друзьям, партнерам и даже врагам.
И тогда мысль о родстве душ встает выше понимания любви.
Или ее источником становится ин-ён, судьба или бог.
Это то, что читается в глазах.
В фильме мы видим очевидное родство душ Норы и Хэ-Сона, нам показывают это через глубокое понимание, долгие разговоры, отсутствие осуждения, стремление поделиться всем именно с этим человеком.
Но поскольку мы люди, мы не только наша душа.
Мы это и наше тело, и наш дух, и наша душа.
И так уж сложилось, что мы наделены разумом и силой характера.
И порой наша любовь рождается из головы: как и с кем нам комфортней живется, кто по нашим представлениям нам подходит, или кто просто стал подходящим кандидатом за неимением никого другого.
В фильме для нас отношения "от головы" показаны через Нору и Артура.
Он хороший парень, они давно вместе, но он чувствует, что на его месте мог оказаться любой другой американец, с которым Нора могла оказаться в том домике, переспать, начать жить вместе, чтобы было выгодней платить за квартиру, и выйти замуж из-за грин карты.
Артур говорит, что учит ее язык, чтобы понимать, что она говорит во сне, что он хочет знать язык, на котором она мечтает.
Что для него закрыт какой-то уголок ее души.
И дело тут совсем не в разнице культур или национальностей.
Иногда бывают пары из разных стран, но они, даже не зная чужого языка, понимают друг друга без слов.
Просто их отношения сложились из обстоятельств. И это не значит, что между ними нет любви. Она есть. Но эта любовь родом "из головы".
И вопросом становится, почему все так, если все так очевидно?
Интересно, что Хэ-Сон и Нора встречаются и расстаются каждые 12 лет.
12ти летний цикл в жизни человека является важной вехой перехода из одного этапа в другой.
И жизнь как будто намеренно сводит их в начале каждого нового цикла, проверяя их на готовность быть вместе.
Прошли ли они достаточно уроков? Распутали ли достаточное количество узлов на пути друг к другу?
И когда Хэ-Сон едет в Нью-Йорк, прогноз погоды показывал дожди и грозы.
Но по приезде в город и встретившись с Норой, погода как будто специально благоволит им. Когда люди должны быть вместе, все складывается так, чтобы это случилось.
Невольно вспоминается сцена из советсткого "Обыкновенного чуда", когда волшебник завалил гостиницу снегом, чтобы Медведь и Принцесса могли остаться вместе. Но даже когда волшебник разозлился на Медведя и стал преграждать ему путь, он все равно смог прорваться к ней.
И когда Нора прощается с Хэ-Соном в очередной раз, в этом есть чистота и надежда.
И Нора извиняется перед Артуром за свои слезы, потому что испытывает то, что "не должна" испытывать замужняя женщина.
И он ее понимает.
Почему же они не остаются вместе, если чувствуют такую связь?
И можно сказать: пути Господни неисповедимы.
Возможно, в этой жизни они должны пройти такой опыт.
Возможно, Артур молодая душа, и Нора должна научить чему-то его.
И при разговоре с Артуром Хэ-Сон говорит: Возможно, и мы с тобой ин-ён.
Что говорит о смирении перед судьбой в этом воплощении.
А возможно, дело в человеческой гордыне.
Ведь часто люди делают вид, что лучше знают, что им нужно, не слушая при этом голос бога, который указывает направление.
И когда Нора говорит Хэ-Сону, что перед ним уже не та девчонка Ён-На, что ее уже нет, что она совсем другая.
По меркам человеческой жизни, да.
Но для души 24 года не зачеркнут знание 8000 встреч родственных душ.
Так или иначе, фильм "Прошлые жизни" дарит нам мысли о том, что может быть выше любви. И путь к этому лежит через то, чтобы увидеть любовь от бога, а не действовать только "от головы".
Благодарю, что дочитали до конца!
Также буду благодарна за ваши лайки и подписки, это действительно помогает моему блогу развиваться.
И конечно, если вы хотите поддержать меня как автора, то вы можете отправить донаты по ссылке здесь.