Такое ощущение, что последние годы любовь стала не в чести. Как будто любовь - это слишком банально. То ли дело вопросы толерантности, эмансипации и все такое прочее. Но до всего этого обострения, в далекой-далекой Галактике в 2016 году режиссер Дэмьен Шазелл дал нам не просто музыкальную открытку с надписью «Долго и счастливо», он показал нам картину, наполненную чувством, красотой, ностальгией, наивной искренностью, которая разбивается на осколки, сталкиваясь с реальностью.
Мюзикл "Ла-Ла Ленд" в свое время собрал кучу наград, а номинаций и того больше.
А сейчас предлагаю вспомнить этот потрясающий фильм и поговорить о его смыслах.
Знаю-знаю, что многим показалось, что «Ла-Ла Ленд» - это история про то, какую высокую цену нужно платить за исполнение мечты, про жертву и бла-бла ленд.
Но на самом деле, это не совсем так, если не сказать, совсем не так.
Прежде всего, начнем с названия La La Land, да, это сленговое название Лос-Анжелеса, где происходят все события фильма, но также это выражение имеет значение как страна грез, а еще как состояние, оторванное от реальности, основанное на мечтах и легкомыслии.
Режиссер Дэмьен Шазелл везде на протяжении фильма оставляет нам подсказки.
И диалог Себастиана с сестрой намекает нам, о том, что не надо романтизировать грезы и фантазии:
- Тебя не просто облапошили, тебя ободрали как липку
- А в чем разница?
- Второе менее романтично
И тут встает вопрос, а что не так с мечтами и желаниями? Нам постоянно преподносят идеи о том, как нужно идти за своей мечтой. Всегда нужно желать большего. Составлять списки желаний и делать все для их осуществления.
Что не так с мечтами?
Последние десятилетия появилась возможность пользоваться огромным количеством знаний и получать образование из любой точки мира, но у всего блага всегда есть обратная сторона медали. Вместе с пользой к нам пришло множество ложной и даже опасной информации, которая затуманивает разум. Соцсети открыли дверь шарлатанам, которые показывают «жизнь на богатом».
Все миллионеры с Патриков вызывают взрывы в комментариях, и люди корчатся от боли «почему он, а не я?». В то время как советы «великих» это что-то вроде «подними булки с дивана» и «стремись к большему».
«Одна ошибка - и ты ошибся» (с) Джейсон Стетхем.
В то время как постоянная гонка за бОльшим является ничем иным как ловушка для заточения в самой высокой башне мира грез и затягивает в черную дыру фантазий.
Необходимость (именно необходимость) стремиться к бОльшему - это чаще всего путь к чужой картинке успешности. Это вводит в состояние тревожности, если не получается, как у людей в соцсетях. Ты постоянно чего-то не успеваешь. И за всем этим шумом невозможно услышать себя и желания своей собственной души.
А у каждого человека свой личный путь, а мы хотим идти по чужому, что и приводит нас зачастую в тупик безысходности.
А осуществление мечты не приносит ожидаемого счастья.
Давайте посмотрим на примере наших персонажей в Ла-Ла Ленд.
Миа мечтает стать актрисой, стучится в каждую закрытую дверь, 6 лет получает одни отказы и после провала собственной пьесы сбегает в родительский дом.
Откровенно говоря, Миа одна из многих. Она и сама это понимает:
Я прохожу сотни кастингов, а люди сидящие со мной в очереди, они такие же как я, только красивее и лучше.
И хотя ее мечта «стать актрисой» выглядит чем-то нестандартным, но на самом деле в Голливуде - это обычная, посредственная мечта любой официантки, которая осуществляется у одной из сотни тысяч таких же, как она.
И режиссер нам показывает это через ее работу в кафешке «Это классика», когда она просит Себастиана взять ее ключи от машины, мы видим, что ее Приус такой же как и у всех, за исключением зеленой ленты, она ходит на все тусовки, чтобы встретить того, кто сможет ее заметить в толпе таких же как она.
И даже когда она в конечном итоге добивается успеха, она заходит за кофе так же, как актриса в самом начале фильма и говорит ту же фразу. И это только подчеркивает то, что она осуществила мечту, но свою ли?
Ведь распространенное мнение об осуществлении мечты говорит о том, что ты находишься на своем месте и чувствуешь себя счастливым, но стала ли она таковой?
Стать как образ в своей фантазии не всегда значит стать собой.
Но как тогда определить, своя ли это мечта? И вообще стоит ли идти по этому пути?
Любопытно, что актеры, которые находятся на своем месте, зачастую рассказывают о том, что их карьера произошла совершенно случайно. Например, Джонни Депп в своем интервью говорил о том, что он некомфортно себя чувствовал, когда снимался в сериале, и делал все, чтобы его уволили, но его не увольняли. Его везде продвигали, позже ему начали предлагать действительно интересные роли. И в сериале он начал сниматься просто потому, что надо было за квартиру платить. Он не хотел чувствовать себя товаром, и говорил, что был готов работать на бензоколонке, он мог заниматься чем-угодно, но ему было важно быть собой.
И по сути актерская карьера - это не его мечта, но именно в ней он мог реализовать то безумие, о котором он рассказывал, которое терзало его.
Что же касается Мии, то она работала в кафешке, чтобы за квартиру платить и хоть как-то пробиться на самую захудалую роль.
И на примере Джонни Деппа мы понимаем, что дело в общем-то не в мечте.
Дело в том, чтобы идти по тому пути, куда тебя ведет жизнь. Для него это был не путь к успеху, а путь к выплескиванию своей сущности, которая приносила ему не мало страданий.
И можно сказать, а как же Джоан Роулинг? Она же как и Миа терпела множество отказов, прежде чем ее книги стали бестселлером.
Она же тоже нелегко пришла к своей мечте.
Но вспомним, что Роулинг писала с самого детства, потому что у нее были тяжелые отношения с отцом, и она выливала свою боль через сочинение сказок и рассказов. А когда она бросила, у нее начались депрессии, и психолог сказал, что либо она вернется к своим рассказам, либо нужно будет рассматривать медикаментозное лечение - и это было еще в юном возрасте.
А после развода она чуть не совершила необратимое со своей жизнью, но болезнь дочери спасла ее, и она поклялась вернуться к книге и писать несмотря ни на что, лишь бы дочь выздоровела. И только после этого она уже шла через 14 отказов, но ей уже было все равно на эти отказы, она до этого прошла через ад.
Поэтому сравнивать "я просто хочу стать знаменитой актрисой" и путь раскрытия себя через определенное дело - это совсем разные истории. Многие из великих думали о том, что они могут дать своим талантом, а не о том, что хотят взять.
И если мечты Мии достаточно посредственны, то Себастиан наоборот летает в облаках эфемерности. Его мечта не просто играть музыку, не просто открыть клуб, его мечта - спасти джаз, который умирает. При этом сам он является консервативным джазменом, а не тем революционером, которыми он восхищается. Новая музыка, которая может привлечь молодежь и запустить новую волну любви к джазу, ему не нравится. То есть он мечтает об иллюзии, которая далека от реальности.
И действительно, все настоящие мечтатели, которые что-то воплотили в жизнь были революционерами. Их единицы. Будь-то Жорж Мельес - первый режиссер игрового кино, в то время как братья Люмьер думали, что кино - это просто временно, и мода на него скоро пройдет, фантазер Мельес начал придумывать то, чего не было еще никогда в то время.
Уолт Дисней еще один настоящий первопроходец, который создал первый полнометражный цветной мультфильм со смыслом - «Белоснежку». И такие люди помимо того, что являются мечтателями, они твердо стоят на земле и смотрят глазами реальности.
Жизненный путь - это не всегда про осуществление фантазии, которые мы строим у себя в голове, это про те возможности, которые приходят нам от жизни, и мы ныряем в них и делаем то, что от нас зависит. Это не про то, что мы мечтаем делать, это про то, чего мы не можем не делать. И когда наш фокус внимания обращен на ту жизнь, которая у нас есть, мы насыщаем ее деятельностью и выбираем среди тех возможностей, которые к нам приходят.
Жизненный путь - это впустить хаос
Самая первая сцена в фильме сразу открывает нам взгляд режиссера. Мы видим множество людей, стоящих в пробке, звуки разной музыки в машинах, шум двигателей, какофонию звуков.
И все хаос. Это джаз жизни.
И Себастиан, который живет джазом, дает потрясающее определение:
Джаз - это и конфликт, и компромисс, это новое каждый раз.
Джаз во всей истории Ла-Ла Ленда - это тот непредсказуемый поток жизни. Ты что-то планируешь, выстраиваешь, но у жизни чаще всего бывают другие планы на нас.
И есть те, кто вливается в этот поток, а есть те, кто хочет, чтобы было именно так, как они хотят и никак иначе. И если первые быстро адаптируются, перестраиваются, берут от жизни не все, а выбирают из тех возможностей, которые приходят, их жизнь постоянно бурлит, потому что они открыты ей. В то время, когда вторых - жизненная сила либо сносит с ног, либо вообще не открывает возможности, потому что они просто к этому не готовы, тем самым оберегая их как детей. Ведь детям не дают много возможностей, потому что с ними идет и ответственность.
Так у Мии все возможности перекрыты. Она говорит, я ненавижу джаз. По сути это история о том, что она закрылась в своей коробочке и не готова к непредсказуемости жизни, к новым возможностям.
Возможности не открываются детям
Она зациклена на карьере актрисы, и даже не замечает, а что есть помимо этого? Почему она хочет быть именно актрисой? Какие еще в ней есть способности и таланты?
И только Себастиан подсвечивает ей, что она вообще-то еще и драматург, она может делать что-то новое, творить, создавать.
В момент острой боли, когда ее пьеса проваливается, она уходит в детскую позицию: если плохо что-то одно, то плохо все.
В психологии это называют генерализацией аффекта, прекрасный пример приводит психолог Екатерина Сокальская: если ты ударился мизинчиком, то он берет на себя все внимание, и там уже не важно здоровая ли у тебя печень или легкие, боль от мизинчика перекрывает все. Но через пару минут это отпускает.
Так же работает и психика. И если взрослый человек может отделить свои части и понять: да, в этой сфере сейчас плохо, но в пяти других все очень даже сносно. И в моменте боль может перекрывать всё хорошее, но только в моменте. Ребенок же впадает в истерику и считает, что плохо всё, и всё против него.
Именно такое случилось с Мией, пьесу не приняли - значит кончено всё.
И неважно, что есть крыша над головой. Неважно, что она здорова и красива. Неважно, что Себастиан ее любит. Неважно, что благодаря ему у нее есть возможность поискать другие варианты, попробовать что-то новое. Неважно, что в целом мир за окном прекрасен.
И сцена, когда Себастиан приезжает к ней сообщить о кастинге, очень четко показывает в диалоге: Ты ребенок. Даже плачешь как они.
И он прав, она ушла в истерику от боли в мизинчике, вместо того, чтобы остановиться, дать себе возможность пережить это, подумать и в конце концов посмотреть, что можно сделать.
Мы живем в реальном мире, и может не получиться так, как мы хотим, а иногда это даже к лучшему, потому что это ведет к чему-то другому, что мы даже представить себе не могли
Она могла поехать в тур с Себастианом, смотреть мир за пределами своих ограничений, это всегда расширяет кругозор, а для актрисы это особенно важно. Помимо этого она же еще и драматург, она может видеть истории, общаться с разными людьми, находить вдохновение, писать то, что придет ей в голову. И получив новый опыт, она могла начать писать более глубоко, играть более глубоко.
Вопрос: берем ли мы те возможности, которые нам предлагает пространство, или мы в шорах идем к тому, что есть только в наших фантазиях?
Но вместо этого, она ругается с Себастианом за ужином, потому что она видит его успех, и ей горестно, что это происходит не с ней. Он находится на пути к своему успеху, для него открылась возможность, а у нее кроме мечты стать актрисой больше ничего нет.
Себастиан же в самом начале фильма витает в облаках, даже не разбирает вещи в своей квартире, с посылом "Я это сделаю, когда открою бар". Его обманывают, он перебивается непостоянными заработками, играя всякую ерунду. Но к осуществлению мечты открыть бар, и уж тем более спасти джаз - это никак его не приближает.
Это такая же детская позиция наивности.
И настоящая возможность к нему приходит, когда он открывает глаза и смотрит в лицо реальности. Он увидел, как протекает потолок, а до открытия бара неизвестно, сколько джингл беллз нужно еще отбарабанить.
Возможно и ранее к нему приходили возможность как игра в группе, но он их не замечал или отказывался, потому что "это же отвлечет меня от мечты", а точнее от иллюзии.
Многие думают, вот Себастиан пошел играть нелюбимую музыку ради Мии. Он предал свою мечту, делает то, что не хочет.
Но позиция взрослого и заключается в том понимании, что осуществление мечты - это не просто фантазия, это путь, состоящий из действий. И часто это действительно долгий путь.
И он абсолютно прав, когда говорит Мии "Это и есть моя мечта", он копит деньги на открытие бара, он приобретает известность и репутацию хорошего музыканта в группе.
Бар не откроешь на чистом энтузиазме, это такой же бизнес как и многие другие.
Кто Миа и Себастиан друг для друга?
Любовь - это часто тот самый переключатель для взросления, выхода из детских фантазий в мир ответственности.
И для Себастиана любовь к Мии, несмотря на волшебный полет влюбленности среди звезд, стала возможностью приземлиться и посмотреть на реальность трезво. Она верила в него, и он был готов сделать для нее многое, даже посмотреть на мир реальным взглядом.
Она же не смогла сделать это. Попрощаться со своими иллюзиями - это слишком больно. И для нее переломным моментом стал провал пьесы. Она перестала тешить свое эго. Она поняла, что ее жизнь не будет такой, как она придумала. В ее диалоге с Себастианом, она сказала, наверно я из тех, чьи мечты не сбудутся.
Она отпустила эту важность своих грез. Но в то же время любовь к джазу жизни она не обрела, она не смогла увидеть другие возможности. И Себастиан это понял, когда отпускал ее.
И в их диалоге "Я никогда тут не была днем" показано, что теперь они оба проснулись от сладких снов. Ведь все это время мы видели сказочные сиреневые закаты. А фиолетовый цвет - это цвет волшебства и сказки, из которой они выбрались.
Таким образом, Себастиан стал для нее просто трамплином. Он поддерживал ее, он видел ее свет, и именно ему позвонили, когда искали ее на кастинг, а он уже приехал и убедил ее ехать. Она встретила его в толпе, чтобы взлететь, как пелось в одной из ее песен. Но сделало ли это ее счастливой?
Он не стал для нее мечтой, но она стала его пробуждением, стала его любовью, его реальностью, и это показано через название его клуба Seb's. Он понял, что джаз ему не спасти, но он основал клуб с классикой джаза, благодаря этой любви.
В финале мы видим, как Себастиан играет их мелодию. И пролетают сцены их идеальной жизни вместе. Той жизни, о которой можно только мечтать. Но жизнь неидеальна. Она как джаз, в ней и конфликт, и компромисс - все переплетено друг с другом, а потому она такая разная, такая интересная и непредсказуемая - только открой ей дверь.
И это и грустно, и радостно одновременно.
Благодарю, что дочитали до конца, я также буду благодарна за ваши лайки и подписки. Это действительно помогает моему блогу развиваться.
А также буду рада вашим донатам, подробности здесь.