Бросаешь 1 взгляд – и сразу понимаешь: да это же ОН! Эльдар Рязанов, или Марк Захаров, или Сергей Бондарчук… Сергея Параджанова никак не спутаешь с Григорием Чухраем, а Татьяну Лиознову – с Александром Роу.
Думаю, у вас даже улыбка возникла при сравнении некоторых из этих режиссеров – настолько они разные. Причем каждый талантлив в своем роде.
Но почему их авторство так четко угадывается? Ведь ты, вроде бы, видишь всего 1 кадр?
А потому, что у хороших режиссеров есть свой стиль. Вот этот стиль любители их творчества и угадывают.
Давайте рассмотрим 3 разноплановых (чтоб было интереснее) примера советских режиссеров и фишек, по которым можно просчитать, что видишь именно их фильмы.
1. Андрей Тарковский: советский духовный кино-интеллект
Общепризнанный интеллектуал советского кино угадывается с 1 кадра даже теми, кто далек от фильмов подобного рода. Во многом это происходит благодаря таким моментам в его картинах:
- постоянные размышления, да не столько о собственно-личном для героя, сколько о глобальном. Как минимум – о судьбах мира в текущий период. Как максимум – о мире в целом;
- глубокие голоса персонажей. Вспомните хотя бы интонации Криса из «Соляриса». Его сыграл Донатас Банионис, а озвучил Александр Демьяненко. Этот актер, более любимый публикой в роли Шурика, обладал потрясающе глубоким голосом. Что как раз и подходило для стилистики Тарковского;
- актеры, играющие (озвучивающие) в совсем непривычных для них амплуа. К примеру из предыдущего пункта добавим слишком «замороченную» Наталью Бондарчук в «Солярисе», необычно для себя спокойную Маргариту Терехову в «Зеркале», асоциальную и несчастную Алису Фрейндлих в «Сталкере» и др.;
- длинные видеоряды, вот как сезонные природные пейзажи либо картины (европейское Возрождение, древнерусская иконографика...) в разных фильмах маэстро;
- отсутствие технических спецэффектов. Акцент делался совсем на другом;
- показ аномальных событий и способностей персонажей;
- резкая смена событийности. Конечно, это ни в коей мере не экшн. Однако это то, что можно назвать философским актом, а героев кино – философскими акторами (не актерами, но именно акторами – от английского actor);
- неверие кому-то или чему-то как одна из значимых сюжетных линий;
- резкий поворот объяснения.
Вы можете почти весь фильм считать, что вам показывают такую-то историю с такими-то моралью и подоплекой, а в финале оказаться перед развенчиванием, находящимся в совершенно иной плоскости. Как забавно высказался один из участников обсуждений в Сети, «весь Тарковский – в обломных концах, и это важно».
2. Георгий Данелия: лирико-трагические комедии
Будучи одним из самых известных режиссеров СССР, Георгий Николаевич весьма хорошо «алгоритмизируется». В частности, вы почти всегда встретите в фильмах Данелии такие аспекты, повороты и навороты:
- душевно-лирическая трагичность сюжета при заявке на то, что это комедия;
- отсутствие четкого раздела в историях – на белое и черное, а в героях – на положительных и отрицательных;
- интроверсивность, акцент не на внешних событиях, а на внутренних переживаниях и воспоминаниях героев;
- часто – вообще отсутствие сюжета как такового.
Вспомните хотя бы кино «Я шагаю по Москве». Как можно в 2 словах объяснить, о чем эта картина? Герой приехал в столицу, познакомился с местными парнем и девушкой, заинтересовался ею, а потом уехал? Но не всё так просто… а порой очень непросто;
- гротески в сюжетах, характерах и трюках;
- любимые актеры режиссера – Вахтанг Кикабидзе, Евгений Леонов (его Данелия вообще считал своим талисманом), Фрунзик Мкртчян, Леонид Куравлев…
3. Леонид Гайдай: гениальная простота
На сладкое скажем об одном из лучших режиссеров – авторов советских комедий. Маэстро Леонида Иовича можно узнать по следующим фишкам:
- бодрая, задорная музыка с отрывистым стаккато;
- короткие, но емкие реплики героев. Именно поэтому комедии Гайдая на цитаты буквально разодрали. До сих пор его смешные афоризмы цитируют практически все.
Как обойтись без всех этих «космические корабли бороздят Большой театр», «на его месте должен был быть я!», «не виноватая я»..? Правильно – никак;
- отточенная эксцентрика. Постоянные погони вперемежку с афористичными шутками, яркая мимика с эмоциональными жестами, узнавание героями себя в ином (как в случае, когда Шурик в «Кавказской пленнице…» среди ночующих в туристическом лагере нашел себя) и т. д.;
- смешные трюки –
люки под ногами, которые персонажи до экзамена проходят запросто, причем не глядя, а после экзамена – с проблемами;
скелеты, среди которых прячется вполне себе живой и даже довольно бодрый убегающий;
цейтраферная съемка в немых сценах, при которой движения ускоряются, делая сюжет еще смешнее;
многое другое;
- юмор в самых разных его ракурсах – от гротескной сатиры до народного анекдотизма;
- контрасты и в характерах персонажей. К примеру, чего стоит пара из грубоватого Лелика с мягкотелым пижоном Гешей из «Бриллиантовой руки»! И мы уж молчим о любимой 100% зрителей троице из комедий Гайдая – ВиНиМор;
- непременные животные в кадре. Да одних только черных котов не сосчитать – к ним у Леонида Иовича особая любовь;
- тона и полутона в кадре – яркие, позитивные (психологи назвали бы их мотивирующими), но не кричащие;
В противном случае будьте уверены: перед вами новодел и (или) колоризированная версия.
- ну и, разумеется, любимые актеры Гайдая в его комедиях – Юрий Никулин, Нина Гребешкова, Михаил Пуговкин и др.
П. с. Дорогие читатели, а каких наших режиссеров можете узнать по их специфическим фишкам вы? И какие это фишки?
#культура #кино #СССР #комедии #фильмы #советское кино #знаменитости #актёры
П. п. с. Читайте похожий пост – «Фишки, по которым можно узнать режиссера с 1 кадра: на примере любимых западных кино».
А еще читайте о самых печальных советских комедиях и о том, почему можно с 1 кадра отличить советский фильм от современного российского. И отвечайте на тест, где надо узнать комедию Гайдая по трюку.