Найти в Дзене
Журнал Сапфо

Как понять, хорошая перед вами книга, или плохая? Критический метод.

Критериев для оценки литературных произведений, на самом деле, не так много, как кажется. Чтобы не пришлось тратить время на глупую литературу, собрала для вас самые важные и полезные из них.

Критерий 1. Стиль и язык автора.

Хорошее литературное произведение захватывает с первой страницы: это яркое вступление, отличающееся оригинальным стилем и отвечающим времени. Небольшой лайфках: если вы читаете современный роман, который начинается с использования атавизмов "Петр кручинился из-за Анастасии", "Что делать, когда вырасту? Право, не знаю" или "Алексей зажег свет" - перед вами графоман. Смело закрывайте книгу, поскольку дальше будет только хуже.

Стилистические приемы, работавшие в 19 веке и немного в начале 20 не могут работать также хорошо в 21 веке: они неизбежно становятся избитыми клише. И если автор этого не понимает, его книге самое место на пыльной полке.

Критерий 2. Сюжет и структура.

Литература знает множество примеров "бессюжетности". И только некоторые из них по-настоящему имеют ценность. Например, «Бесконечный тупик» Дмитрия Галковского, или «Опавшие листья» Василия Розанова. Но как правило, хорошее произведение должно все-таки иметь запоминающийся сюжет.

То же касается и арок персонажей. Если вы читаете художественную литературу, в которой все персонажи делают что-то "просто так, просто потому что автор решил что так круто" - перед вами, скорее всего, картонка, а не книга. Персонажи должны иметь мотивацию, даже в том случае, если эта мотивация - безумие.

Критерий 3. Художественная ценность.

Художественная ценность книги определяется в совокупности. У нее интересный сюжет, богатый и оригинальный язык, понятная мотивация персонажей. Поскольку в мире существует всего 4 сюжета (см. картинку), и та книга, которую вы читаете, с вероятностью 99.9% - соответствует одному из них, ее может выгодно отличать основная идея.

4 сюжета по Хорхе Луису Борхесу
4 сюжета по Хорхе Луису Борхесу

Если произведение безыдейно, у него нет и не может быть будущего. Зачем читать болванку (которой, собственно, и является любой сюжет), если за ней не стоит идея?

Но всегда помните, что оценка литературных произведений является субъективной и может различаться в зависимости от вкусов и предпочтений каждого критика.

Хобби
3,2 млн интересуются