Премьера сериала режиссёра Владимира Бортко по одноимённому роману Михаила Булгакова состоялась 19 декабря 2005 года на телеканале «Россия» показом первых двух серий. В России сериал посмотрели почти 40 млн человек. В это число и вошли мы вместе с мужем. Эта картина просто поразила наше воображение, мы не отрывались от экрана. Затем посмотрели и все остальные серии. Уже через полгода мы с ним побывали в сирийском городе Маалюля, где до сих пор единственном в мире люди говорят на языке Иисуса Христа — арамейском. Город этот лепится у подножия горы. В нём храм святой Фёклы.
Со времени съёмок сериала прошло двадцать лет, а творение Владимира Бортко по-прежнему вызывает неизменный зрительский интерес. Владимир Бортко поставил перед собой задачу наиболее полно и адекватно передать содержание романа. И ему это удалось. Но всё-таки я бы рекомендовала вначале роман прочитать. А потом уж и фильм посмотреть. Этот роман я читала трижды. И всякий раз находила в нём нечто новое в соответствии с возрастом.
Москва начала 1930-х показана в тонах сепии, Ершалаим — жёлтыми и красными оттенками, а «чудеса» Воланда и его спутников — в красках.
Фильм Михаила Локшина я нахожу не менее интересным, но не столь красочным, как по фону, так и по одеждам его героев. И в том и в другом звучит замечательная музыка композиторов Игоря Корнелюка и Анны Друбич.
Но более меня занимают главные герои этих произведений киноискусства.
1. Олег Басилашвили — Воланд. Уж на кого как, а мне сдаётся, что человек в прошлом, видевший в Иудее Понтия Пилата, никак не может быть молодым.
К тому же этот странный человек некоторым людям внушает опасение, но есть в нём и доля магнетизма и сострадание к современному человечеству. Вот они то и заставляют Маргариту ему довериться и даже попросить о помощи.
Аугуст Диль — Воланд. Он молод, красив и не лишён обаяния и всем нравится. Для меня преградой послужила уже бы его молодость. Он человек не моего поколения. И мне нынешнее поколение внушает недоверие уж больно оно себе на уме. Всё пытается доказать, что оно нас старших умнее. Сейчас среди них столько мошенников развелось. К тому же этот молодой Воланд из Германии.
Вы только посмотрите, каким он красавцем был, когда впервые взял в руки роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Однако, как же я неправа! Ведь Аугуст Диль говорит и играет на русском языке и любит русскую культуру. Я просто в восхищении от его игры. И совсем напрасно Олег Басилашвили не хочет посмотреть игру этого замечательного актёра-коллеги. Я бы посмотрела.
Меня восхитил режиссёр Владимир Бортко своим подбором и других актёров на главные роли в своём фильме нисколько не устаревшим за последние 20 лет.
2. Александр Галибин — Мастер. У актёра глаза страдающего человека. Он словно руку протягивал людям в поисках сострадания, а они ему туда только лишь камни положили, да ещё в душу наплевали и в психушку поместили.
Вот никого иного кроме Александра Галибина в роли Мастера я себе даже и не представляю. И не случайно выбор актрисы на роль Маргариты пал на Анну Ковальчук, женщину благородную, добрую, но и мстительную за поломанную судьбу Мастера, за неопубликованный роман и за их прерванную любовь.
Евгений Цыганов — Мастер. Может он и Мастер, но это не мой Мастер. Глаза у него не сострадательные, внешние эмоции отсутствуют. Да и как же им быть, если их внутри нет. А, если они и есть, так запрятаны в пятке его правой ноги.
Напрасно я так о нём. Вот на этом фото глаза у него вполне печальные. Да уж достали его кинозрители подобные мне со своими критическими замечаниями. Чтобы они там, вообще, в том кино понимали, сравнивая меня с Александром Галибиным. Хорошо, что Маргариту играет моя законная жена — Юлия Снигирь и никто меня к ней не приревнует, что я его жену обнимаю и целую.
По большому счёту и я душой не покривлю, если скажу, что и игра Евгения Цыганова в дуэте с Юлией Снигирь мне также понравилась. Они хорошая пара!
А теперь пойдём далее. Я расскажу вам сначала о Маргарите от Владимира Бортко. Кого только ему на эту роль не предлагали, но он выбрал Анну Ковальчук. И он выиграл. Актриса отнеслась к этой роли с ответственностью.
3. Анна Ковальчук — Маргарита. Маргарита Николаевна жила себе спокойно пока Мастера не повстречала. Анна Ковальчук в эту роль вложила всю свою душу. Её героиня на любые подвиги была готова, чтобы только увидеться с Мастером. Она совершила ряд преступлений и даже с Воландом познакомилась.
И не только с ним, но и с его свитой — Азазелло, Фаготом и котом Бегемотом. Она так неистово за свою вечную любовь к Мастеру боролась, что даже вместе с ним была согласна переместиться на другую планету с нашей грешной Земли.
На долю гордой женщины досталось много приключений, но она выстояла.
Юлия Снигирь — Маргарита. В её интерпретации Маргарита Николаевна женщина очень красивая, нежная и утончённая. Ни в чём не отклонилась актриса от своей роли. Некоторые кинозрители заявили, что она просто красивая. А другие ответили, что в этой роли она лучше смотрится, чем неистовая Анна Ковальчук. Но тем не менее эта нежная женщина совершила из-за любви к Мастеру те же самые преступления, что и в романе. Вот если бы она с Мастером только по Москве гуляла это было бы совсем другое дело.
Пара, повторюсь, очень красивая. Но не надо мне забывать и о других героях Москвы. В составе свиты Воланда, которая к нам прибыла из самой Германии, была и вампирша Гелла. Так, кто же у нас Геллу у Владимира Бортко играет?
4. Татьяна Ю.Школьник — Гелла вампирша из свиты Воланда. Она была очень красивой девушкой. Прислуживала Воланду и выполняла его особые поручения. Принимала гостей, бойко печатала на машинке, отвечала по телефону. Она была очень понятливой и расторопной девушкой. На шее Геллы был виден шрам, говорящий о её вампирских и ведьминских способностях. Она причмокивала губами и щёлкала зубами. Гелла поцеловала Варенуху и он стал вампиром. Но она была существом низшего разряда. Её в полёт не взяли.
А что девушка очень красивая и элегантная! Она может быть и манекенщицей и ассистенткой и секретарём Воланда. Она может печатать на машинке и с русским и с немецким шрифтом. Но та, которая якобы прибыла в Москву из провинции, чтобы стать актрисой ничуть не хуже той, что из Германии!
Полина Ауг — Гелла вампирша. Ну так и что же, что из провинции? Притвориться Галой, начинающей актрисой из провинции её попросил Воланд. Она сразу же заняла своё место. Подошла к Мастеру и запросто у него автограф попросила, а потом ещё уговорила его пойти в театр на концерт американского джаза. На неё глаз положил этот мерзкий предатель и доносчик, он же друг Мастера — Алоизий Могарыч (Александр Яценко) журналист. Понравилась!
А затем последовала свита Воланда. Меня эта свита в фильме Михаила Локшина совсем не впечатлила. Она получилась такая безликая. Поэтому я решила на ней даже и не останавливаться. Давайте-ка лучше вспомним нашу от Бортко.
5. Александр Абдулов — Коровьев-Фагот демон-рыцарь из свиты Воланда прикидывался то переводчиком при знатном иностранце, то референтом.
Что только не вытворял герой Александра Абдулова в составе свиты Воланда? Эта свита всю Москву 30-ых годов на уши поставила. Она была просто неуловима. Её не могли догнать ни граждане и ни милиционеры. Александр Абдулов так отлично сыграл свою роль, что навсегда нам с вами запомнился.
6. Александр Филиппенко — Азазелло демон-убийца из свиты Воланда. У него внешность самая устрашающая. Такого встретишь ночью в тёмном переулке сразу испугаешься. Ему доверяют самые страшные и кровавые дела.
На актёрах, играющих этих персонажей в фильме Михаила Локшина, останавливаться не буду по той простой причине, что я их просто не запомнила.
А не пора ли нам теперь переместиться в Иудею. Там происходят дела ещё пострашнее. Нависла смертельная угроза над самым добрым человеком в мире.
7. Сергей Безруков — Иешуа Га-Ноцри бродячий философ. Сердце кровью обливается, глядя на страдание этого человека, для которого все люди добрые. Всё в мире происходит по воле Бога и он правитель небесный выше всех земных правителей. И вот за всё за это его собираются приговорить к самой позорной казни — распятию на кресте. Иешуа Га-Ноцри ведёт себя достойно.
Даже сам Понтий Пилат проникся к нему состраданием. Нам Иешуа Га-Ноцри очень жалко. Но он в наших глазах не выглядит жалким. Хотя он и слаб телом, но зато силён духом. Сергею Безрукову это удалось показать очень достоверно.
А вот Иешуа Га-Ноцри в фильме Михаила Локшина я просто не запомнила.
8. Кирилл Лавров — Понтий Пилат прокуратор Иудеи. Ему эта Иудея уже давно и изрядно надоела. Он так устал от жизни и измучен бессонницей. И тут к нему приводят этого бедного бродячего философа, который избавляет его от головной боли. У него такие странные воззрения. Понтий Пилат понимает в душе, что этот человек прав и проникается к нему явным состраданием.
Спасёшь чужую голову, свою потеряешь и до пенсии не доживёшь. Его мнение мало что значит. Участь философа решает синедрион. Единственное, что он может себе позволить, так это отомстить за смерть этого человека. Он мечтает о том, что когда-нибудь он встретиться с Иешуа Га-Ноцри в другом мире и при других обстоятельствах и там они закончат свой философский спор. Вы же понимаете, в каком возрасте Кирилл Лавров играл Понтия Пилата. Ему было уже за 80 лет и это была одна из последних работ в кино. 27 апреля 2007 года его не стало. Великий актёр Кирилл Лавров вложил всю свою душу и веру в эту роль.
Клас Банг — Понтий Пилат. Высокий, стройный мужчина 56 лет. Говорит очень долго и складно на каком-то древнем языке, играет и смотрится очень хорошо. Но в нём и близко нет той мудрости, которая приходит только с возрастом.
9. Любомирас Лауцявичюс — Афраний начальник тайной стражи прокуратора Иудеи. Какая талантливая игра литовского актёра! В начале этот безжалостный человек у меня вызывает только отвращение. В романе Михаила Булгакова Афраний и Понтий Пилат стремятся сделать доброе дело, не порывая со злом. Пилат желает помиловать Иешуа Га-Ноцри, но утверждает смертный приговор. Афраний по долгу службы руководит казнью Иешуа, затем убивает доносчика Иуду. Долг службы заставляет творить зло, а долг совести добро.
Этот персонаж в фильме Михаила Локшина прошёл мимо меня? А напоследок я скажу, что каждая из этих кинокартин хороша по своему. Но уж, если я полюбила произведение Владимира Бортко, то это навсегда. Сама Москва в картине Бортко более домашняя и патриархальная. А в фильме Михаила Локшина она слишком индустриальная, фантастическая и меня пугающая.
Всем спасибо за внимание и за то, что дочитали мою статью до конца!
Любите кино? Интересно читать? Не забывайте ставить лайки. ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, расскажите своим друзьям в соцсетях.