Книга вышла в свет в 2013 году и полностью называется ««Хроники Раздолбая. Похороните меня за плинтусом 2». Автор позиционирует её, как непрямое продолжение своего главного литературного хита.
Речь идёт о девятнадцатилетнем юноше, который полностью потерян в жизни, не знает, чего хочет, куда двигаться, и, конечно же, изнемогает от тяги к женскому полу. Зовется он в романе Раздолбаем. История стара как мир. В этом герое каждый узнает себя полностью или отчасти, но точно вспомнит что-то очень похожее из своего прошлого. Да, именно из него, потому что потенциальные сверстники Раздолбая вряд ли прочтут данную книгу, а если и прочтут, то им будет очень сложно адекватно оценивать сходства или различия своей жизни и судьбы героя ввиду объективных факторов.
Повествуется о сложном пути взросления со всеми вытекающими «весёлыми» и не очень штуками. Происходят действия в конце восьмидесятых – начале девяностых, непростом во всех отношениях времени в судьбе нашей страны.
Раздолбай совсем не готов к взрослой жизни. Его интересы обычны для многих в его возрасте и той эпохи – хеви-металл и журналы интересного содержания.
Ни учеба, ни работа его не интересуют. Живет он с матерью и отчимом. При всём выше обозначенном, герой не лишен таланта. Он вполне сносно может рисовать, а в дальнейшем и «писать» картины. По этому причине его и определили в Суриковский институт.
Ну а дальше, свобода взрослой жизни, чарующая поначалу, а потом пугающая своей жестокой реальностью. Вращение в кругу «золотой молодёжи», первая любовь.
Особенно захватывающе наблюдать за упорными попытками Раздоблая добиться взаимности от объекта своего вожделения. И нужно отдать ему должное – он добился своего благодаря своей настойчивости, искренности и изобретательности.
Интересно видеть обычного молодого человека на изломе политических, экономических и культурных времен. Люди со связями, люди искусства, люди науки, все они стали такими разными и такими, вдруг, непохожими на самих себя.
Образование перестало быть ступенькой лестницы к нормальной жизни. Культура перевернулась. «Править бал» начинали «Барракуды» (нахальные и сильные парни, силой берущие своё и чужое), дельцы и те, кто просто посмелей и понаглей других. Все это: самостоятельная жизнь заурядного парнишки, борьба за любовь, испытания дружбой, попытки стать успешным, - картина глазами Раздолбая.
Интересно ли это читать? – да, конечно. Является ли это «шедевром»? – пожалуй, нет. Это, как говорят критики, «хорошая беллетристика». Да, книга 18+, потому что имеет в изобилии ругательства и сцены только для взрослой публики.
Заметил вот такой отзыв об этой книге:
«Нудные, скучные и бессмысленные "Хроники раздолбая" никому не рекомендую, если не хотите испортить впечатление об авторе. Рада хотя бы, что не купила ее в бумажном виде, как собиралась. Это была бы макулатура, которую бы потом в жизни ни разу не открыла». – Не имею права судить, у каждого есть свое мнение. Но никак не могу согласиться ни на толику. Рецензент явно уважает писателя, но так гневно реагирует на его творение. Да, бывает и так, что случаются явные провалы у признанного мастера. Но тут явно не тот случай. Книга по слогу и «ядру» повествования прямо следует признанному произведению - «Похороните меня за плинтусом», которое уже стало классикой, как мне кажется. Как же так? Ну да ладно, дело вкуса.
Сильнее ли книга «Похороните меня за плинтусом»? – возможно. Но и «Хроники Раздолбая» вполне интересная и занимательная история.
Очень полезно прочесть (конечно, тем, кто ещё не читал) родителям подростков, чтобы лишний (не лишний) раз понять, что творится внутри у их взрослеющих детей, как они думают, что им нужно, как им помочь. Многим (большинству) реально нужно помочь на таком важнейшем этапе их жизни, как переход из жизни юнца в новый статус, новое мироощущение. Без такой поддержки можно натворить кучу всего, что приведет к провалу, к тяжелым последствиям, как минимум. Нужно быть готовым, приспособленным, иначе детей «приспособит» уже сама жизнь, но вряд ли так, как хотелось бы хорошим родителям.
Апофеозом перехода Раздоблая в новую жизнь стал спор с его другом, умелым и образованным дельцом, Мартином, о том, сможет ли герой стать успешным, стать «Барракудой» в жизни.
«Раздолбай пытался понять, в какой момент проиграл свою жизнь. Год назад он был счастлив, учился, любил, набивал карман деньгами… Чем он провинился, что его захлестнула соленая вода с Барракудами, и этим Барракудам принадлежит всё – деньги, кафе, девушки?».
«Ты не Барракуда и никогда им не будешь, но это не единственный путь, твердо и даже сурово заговорил голос».
Начавшись как подростковая исповедь, где-то знакомая, где-то умилительная, книга плавно сдвинулась в сторону иных серьезных тем: самопознания, самоидентификации, соперничества во взрослой жизни, где родители уже не помогут.
Самым примечательным для меня стало потрясающее погружение в поздне-советское время, а также сложные и интригующие взаимоотношения главного персонажа с его друзьями, возлюбленной, с самим собой. Их диалоги и реакции увлекают, а душевные метания Раздолбая провоцируют задуматься.
«Какой смысл держаться за принципы, если знаешь, что в определенных обстоятельствах нарушишь их все равно?».
«Зачем удерживаться от маленького зла, если знаешь, что способен совершить большое?».
«Все религии – способ подавить естественный страх смерти и убедить себя, что «там что-то есть».
«Слова «жрать» и «работа» слились было в сознании Раздолбая в одно целое».
«И молитва – не нытье покорного раба. Чтобы она была услышана, нужно определенным образом жить, а это как раз много сил требует и отнюдь не рабских».
«Если в одной ситуации ты поступаешь честно, а в другой – готов честность преступить, не будет ли самым честным признать это перед собой, не корчить из себя порядочного и всегда поступать, как выгодно? Скажи мне».
И последнее, очень правильное суждение одного из героев:
«Ты – раздолбай. Это не оскорбление, это – образ жизни. Раздолбаев в этой стране миллионов сорок, если брать зрелых самцов, и все почти будут как-то жить. Но сорока миллионов коней для всех нет, так что мечтать о них раздолбаю – обрекать себя на танталовы муки. Помнишь старика Тантала? Боги дико обломали его с водой и фруктами. Теперь я, с твоего позволения, выжру стакан, потому что необходимость говорить тебе неприятные, но спасительные вещи дико утомила меня».
Стоит ли читать? – да. Но не стоит ждать чего-то невероятного. Это хорошее, достойное произведение.
P.S. Книга имеет продолжение "Хроники Раздолбая II. Спор на балу Воланда".
Подписывайтесь на канал, чтобы чаще видеть новые статьи о книгах и кино в своей ленте.