Найти тему
Александр Асов и К°

Защитник "Велесовой книги" протоиерей о. Стефан Ляшевский — бургомистр Краснодара... и советский разведчик.

Оглавление

Продолжим серию статей об протоиерее о. Стефане Ляшевском, о его взглядах на историю, о его жизненном пути, начатую тут: (1, 2).

"Велесова книга" и протоиерей о. Стефан Ляшевский в Любеке (Германия, 1944).
"Велесова книга" и протоиерей о. Стефан Ляшевский в Любеке (Германия, 1944).

Прежде чем рассказывать, пусть кратко, о жизненном пути защитника подлинности "Велесовой книги" протоиерея о. Стефана Ляшевского, следует пожалуй упомянуть о причинах, понуждающих это делать, а также о своей позиции — условно говоря политической, не самой важной для меня, но тем не менее...

Ну, прежде всего. Причина понятна, — о сём я уже писал в прошлых статьях, — на ряде важных и публичных ресурсов, противники "Велесовой книги" проталкивают тезис о защитниках ВК, как ультра-правых националистах, по сути сторонниках фашизма, анти-христианах и проч.. Но всё это совсем не так... И это — мягко говоря...

И тут, к слову, стоит упомянуть и о нашей семье, взгляды коей я отчасти и унаследовал. Ведь в моей семье, в далёком прошлом, были и служители церкви, причём высшей иерархии, и даже м.с. — идеологи православия. А были потом и те, что отстаивали коммунистические идеалы.

Пояснение: Мой дед, Иван Асов, сражавшийся в Гражданскую за красных, взял в жёны Ольгу Высоцкую, — дочь сподвижника патриарха Тихона (о. Михаила Высотского).
Потом Иван Асов попал под молох репрессий, в 30-е. Замечу, несмотря на это, мой отец, сын репрессированного, до конца оставался коммунистом... Хотя, — тут стоит заметить, — для него более всего был авторитетен как раз не Ленин, а — его учитель и теоретик марксизма Г.В. Плеханов (1856—1918), — тот, кто не признал позиции большевиков-"пораженцев" в текущей тогда I-ой Германской войне. А потом Плеханов не принял и Октябрьскую революцию.
И, кстати, уже тогда, в 1917-м, Георгий Валентинович Плеханов предсказал: «Несвоевременно захватив политическую власть, русский пролетариат не совершит социальной революции, а только вызовет гражданскую войну..."
Да и, похоже, сам В.И. Ленин, после "кровавого колеса" Гражданской войны, в конце-концов признал правоту своего учителя Г.В. Плеханова, включив его в м.с. "коммунистические святцы". А затем Ленин также сделал по сути "плехановский" поворот — к НЭПу. (И по тому же пути затем пошли, и доселе успешно идут, китайцы).

Так что и коммунисты бывают очень и очень разные: это если в двух словах... И, разумеется, в нашей семье всегда оставалось уважение к православию, интерес к истории, во всех поколениях.

О. Стефан Ляшевский: начало духовного пути, репрессии, заключение...

А теперь вернёмся к предмету нашей беседы, — к жизненному пути протоиерея о. Стефана Ляшевского, оставившего после себя обширное духовное, литературное и публицистическое наследие, в том числе и два важных труда о "Велесовой книге", к изучению и осмыслению коей он обратился в последние годы жизни...

Итак, родился о. Стефан Ляшевский в 1899 году в Таганроге, в Области Войска Донского. Получил образование геолога, там же и женился. Был близок к архимандриту Иосию (Сорокину), настоятелю Таганрогского подворья Старо-Афонского Пантелеймоновского монастыря, который, собственно и направил его на служение, по духовной стезе.

В 1920-е годы о. Стефан был близко знаком с патриархом Тихоном, а ещё и с митрополитом Сергием (Страгородским), который также впоследствии стал патриархом (после возвращения патриаршества И. Сталиным).

Слева направо: 1) О Сергий (Старгородский); 2) патриарх Тихон. 3) О. Иосиф (Чернов).
Слева направо: 1) О Сергий (Старгородский); 2) патриарх Тихон. 3) О. Иосиф (Чернов).

Был в те годы о. Стефан участником Таганрогского православного молодежного братства. Часто посещал Серафимо-Дивеевский монастырь. Поддерживал связь с насельницами обители и после закрытия монастыря в 1927 году.

Тогда же начались жесточайшие преследования церкви новой властью. Попал под каток и о. Стефан. Но потом о трёх годах в ГУЛАГе, о пережитом там лично, о. Стефан никогда не вспоминал... И лишь в оставшихся после его смерти рукописях были найдены картины гонений на церковь в 20-е и 30-е годы, о расстрелах и арестах священнослужителей, о бесчинствах обновленцев и т.д. И прежде всего о мученичестве его учителя о. Иосия.

Первый раз я увидел батюшку во всей его духовной красоте зимой следующего года перед Великим постом. Накануне был расстрелян настоятель Ильинского Афонского подворья в Таганроге иеромонах Исайя. Батюшка ждал такой же участи. Очень поздно вечером, не помню по какому случаю, я пришел к батюшке в те тревожные и страшные дни. Мне открыл дверь один из монахов, старик о. Феодосий; руки его тряслись, все думали, что это пришли в такой поздний час арестовать батюшку. Я прохожу тёмным коридором и вижу в освященной комнате, как из своей келлии выходит батюшка, в новой рясе, торжественный, с сияющим лицом. Он думал, что идет на смерть и одел новую одежду и шёл навстречу ей с сияющим лицом, как на праздник, к радостной встрече с Господом, шёл получить венец мученический, потому такой радостью озарялось его лицо. Я был потрясен величественным выражением батюшкиного  лица, но ещё не знал причины этого. Увидев меня, батюшка обрадовался, благословил меня, позвал к себе в келлию и сказал, что ждёт палачей, что мысленно уже попрощался с жизнью. У меня покатились слезы. Он достал своё Евангелие, которым благословила его мать, и благословил им меня, думал, что оно больше ему не потребуется. поразился духовному мужеству батюшки перед лицом смерти: — Батюшка, — сказал я, — если Вас расстреляют, — я пойду и разыщу Ваше тело, чтобы достойно его похоронить. Батюшка ласково посмотрел на меня: — Нет, не надо, — сказал он, — чем более позорна будет смерть и погребение, тем большая будет награда...

Вот такое было жестокое время.

Сам же о. Стефан был арестован в 1933 году по стандартному обвинению в "антисоветской агитации". Тогда вместе с архимандритом Иосией, они оказались в Ростовской тюрьме в одной камере. Арест был связан также с делом епископа Иосифа (Чернова), открыто осудившего красный террор. И так о. Стефан Ляшевский получил срок, а затем с 1936 по 1939 год он находился в заключении близ Красноярска, в одном из лагерей ГУЛАГа...

В тот год, 1939-й, во власти по настоянию И. Сталина (который, наконец, разгромил оппозицию в партии, и получил полный контроль над страной) пошли первые послабления по отношению к церкви, кои продолжились и потом, вплоть до восстановления патриархата. А ведь в те годы церковь находилась уже в состоянии почти полного разгрома и на грани окончательного уничтожения.

В эти же годы к СССР были присоединены обширные области на Западной Украине и в Прибалтике, где было множество православных приходов. И было решено, что вместо упразднения оных (что привело бы к нежелательным волнениям, а то и восстаниям), лучше бы во главе их поставить лояльных новой власти священников, в том числе тех, которые были осуждены по лёгким статьям (этот путь, например избрал отец патриарха Алексия II, о чём речь ещё впереди).

Из-за этой перемены тогда и о. Стефан, да и о. Иосиф (Чернов), получили свободу. Однако, хоть о. Стефан и сохранял старые связи, всё же в услужение НКВД, чтобы далее идти по линии церкви (предлагалась та же Прибалтика), не пошёл. Он вспомнил свою светскую профессию — геолога. И стал работать старшим геологом в Бюро инженерных исследований в Красноярске, а затем, уже пред самой войной, переехал в Краснодар...

Бургомистр Краснодара и... "Штирлиц в рясе", советский разведчик.

И вот настали грозные 40-е. Краснодар 9 августа 1942 года захватили немцы. Тогда, ввиду близости линии фронта, на захваченной территории Кубани правление в течение всего времени оккупации в целом сохранялось за военными комендатурами. И всё же вопросы гражданские, — продовольственное и водо-снабжение, порядок, затемнение окон, пожарная охрана, старосты и т.п. были перепоручены вновь созданной немцами гражданской администрации, набранной из тех, кто у кого были свои счёты с советской властью.

(И между прочим, за такого рода гражданскую работу при оккупации, — если она не была сопряжена с борьбой против партизан, например, потом никого особо не осуждали. И разве лучше было бы всем, после захвата города немцами, не тушить пожары, отказаться от водо- и продовольственного снабжения... Может, вообще, стоило массово покончить с собой, чтобы не утруждать этим немцев?)

Тогда в число "благонадёжных" попал и недавний узник ГУЛАГа С.Н. Ляшевский. Вначале он был назначен заместителем бургомистра Краснодара — бывшего адвоката М.А. Воронкова. А после болезни последнего 9 сентября 1942 г. распоряжением коменданта капитана Блехшмидта Степан Николаевич Ляшевский был назначен уже бургомистром. И проработал он на сём посту до 8 декабря 1942 г., то есть 4 месяца. Вот, казалось бы, — коллаборант и предатель Родины!

1) Степан Николаевич Ляшевский — бургомистр Краснодара, 1942. 2) О. Стефан (Ляшевский).
1) Степан Николаевич Ляшевский — бургомистр Краснодара, 1942. 2) О. Стефан (Ляшевский).

Да ведь это же настоящая находка, — хоть она и сделана мною, — для тех, кто желает выставить всех, кто защищает "Велесову книгу", — нацистами... Однако это вовсе не так... Тут далеко не всё так просто.

Ведь, изучив все архивные материалы, я пришёл к выводу, что с самого начала о. Стефан Ляшевский успешно работал также и на советскую разведку. И его по праву можно было бы назвать "Штирлицем в рясе", а также агентом СМЕРШ — т.е. ставленником Судоплатова.

И вот какие к тому резоны.

Во-первых, так дело обстояло чуть не со всеми священниками РПЦ, попавшими в зону немецкой оккупации. Так, например, патриарх Алексий II вспоминал о своём отце священнике Михаиле Ридегере, который служил в оккупированной Эстонии, и был близок к так называемой "псковской миссии".

В одном из интервью "Известиям" патриарх Алексий II рассказывал, как посещал вместе с отцом (будучи псаломщиком) концлагеря, и как они (похоже, под видом агитации за РОА) спасали в лагерях людей, детей... Разумеется, все они только внешне исполняли то, что им предписывали оккупанты, но на деле, чуть не все, сотрудничали с советской разведкой, со СМЕРШем, помогали партизанам и т.п... Сотрудничество с советскими спецслужбами безусловно продолжилось и после оккупации — и у советской власти к ним, за деятельность во время войны, претензий никогда не было.

Кстати, на основе тех событий недавно был снят фильм "Поп", где главную роль (по сути отца патриарха) сыграл Сергей Маковецкий...

Также было и на Кубани. Немцы открывали приходы — прежде всего для ведения в них антисоветской пропаганды среди прихожан. Открыли и они, по настоянию восстановленного в правах епископа о. Иосифа (Чернова), 4 храма в Таганроге, и даже храм Георгия Победоносца, что был поставлен вообще-то во славу русского оружия... Там и стал при немцах служить о. Иосиф, — ближайший друг о. Стефана Ляшевского, проходивший с ним по одному делу.

Причём, как служил о. Иосиф?.. Похоже, он вполне намеренно добивался стать велико-мучеником, пострадать за веру. Публично отказался от участия в пропагандистских акциях нацистов. И, несмотря на предложения с их стороны, продолжал поминать на богослужениях вместо Берлинского митрополита Серафима — митрополита Московского Сергия (Страгородского), которого потом сам И. Сталин (посредством собора, разумеется) назначил патриархом.

Отец Иосиф тогда многим помогал, был связан с партизанами, коим передавал собранные через церковь немалые средства, что было сопряжено с настоящим героизмом (см!). Да и, есть все основания полагать, что связь осуществлялась и через о. Стефана Ляшевского, который вскоре, отойдя от работы бургомистром, был рукоположен о. Иосифом в сан иеромонаха.

Связь о. Стефана Ляшевского с партизанами подтверждается ещё и тем, что в организованную им при бургомистрате Краснодара колаборантскую газету "Кубань" он принял на работу советского разведчика, известного ему ещё с довоенных времён, профессора экономической географии М. С. Артёмова-Волобуева (см. о сём тут!). Волобуев, как корреспондент газеты, ездил по краю, собирал крайне ценные сведения о противнике. Проникал в расположение войск и военных объектов врага, посещал ведомства оккупационных властей. По донесениям Волобуева советская авиация неоднократно проводила бомбардировку вражеских объектов в Краснодаре. Благодаря его данным, она вывела из строя аэродром, разрушила площадку с установками для управляемых снарядов "ФАУ-1" и "ФАУ-2", уничтожила находившиеся в пригороде Краснодара склады с боеприпасами и другие объекты. (После войны он удостоился наград, продолжил работу профессором).

Сам же о. Стефан, судя по всему, продолжал раскидывать разведовательную сеть. Подпольщики были всюду: в бургомистрате, в полиции, среди старост, в газете, церкви, на рынке (см!). И все это координировалось, что вполне очевидно, С.Н. Ляшевским. В оккупированный Краснодар на связь с подпольем ходили связные Тася Кузьменко, Вера Карпович, сестры Ольга Смолей и Злата Золотовская, Раиса Лихонос (Ищенко), а также бойцы группы Иван Остапенко и Трофим Брухно, юный разведчик Вася Гильченко и др. В Краснодаре кроме М. С. Артемова-Волобуева, работали также М. В. Косякина, С. П. Маринец. И. И. Федоров, его дочь Галина и многие другие...

Почему же о. Стефан Ляшевский стал тогда "Штирлицем в рясе", несмотря на все испытания, пережитые им до войны? Да потому, что зверства гитлеровцев в Краснодаре не шли ни в какое сравнение с тем, что было даже и в период "красного террора".

Оккупация Краснодара продолжалась 186 дней. За это время в городе только по сохранившимся документам погибли более 13 тысяч мирных жителей. В городе в тот период население составляло около 150 тысяч человек. Уничтожали по тысяче человек в день! Таким образом, погиб каждый одиннадцатый житель города. Почти семь тысяч погибших жителей Краснодара были убиты в душегубках — машинах с герметичными фургонами, в которые подавались выхлопные газы. Впервые немцы опробовали работу душегубок (Gaswagen) в Польше, но только в Краснодаре их начали применять для умерщвления местных жителей в столь крупных масштабах. Целенаправленно уничтожались не только члены партизанского подполья, коммунисты, комсомольцы, евреи. Также проводились акции и по уничтожению просто мирных жителей — попавших в облаву случайных прохожих, посетителей базаров, включая женщин с грудными младенцами. Особенно жестоко расправлялись с инвалидами и тяжелобольными людьми — их просто уничтожали в больницах.

И даже если у кого-то и были счёты с советской властью, оккупанты быстро убедили их в том, что они вовсе не "освободители". По самым скромным подсчетам, в ответ из-за действий кубанских партизан оккупанты потеряли около 16 тыс. солдат, 14 эшелонов было пущено под откос, было уничтожено или захвачено 206 машин, 130 ручных и станковых пулеметов, 43 миномета и т.п.

Недолгое (но такое славное!) правление бургомистра о. Стефана Ляшевского закончилось, когда гестапо арестовали его друга, епископа о. Иосифа (Чернова), выступившего с патриотической речью при открытии немцами памятника Петру I. Епископа приговорили к расстрелу (от чего его спасли наступающие части Красной Армии). А главный редактор "Кубани", поставленный тем же Ляшевским, был умервщлён в душегубке (за пропавшие деньги редакции, похоже, отправленные партизанам)...

(Кстати, о Иосиф по приходу советских войск в Таганрог (30 августа 1943) провёл сбор средств в помощь фронту: по его благословению с 1 сентября по 31 декабря 1943 года в церквях собрали 41 996 рублей, а к 8 апреля 1944 года ещё 37 526 рублей (ТФ ГАРО, ф.165, оп.5, д.3, л.1.), сбор в церквях происходил ещё и на оккупированной территории также. И это только суммы, подтверждённые документально...)

Тогда же, в начале 1943, тучи сгустились и над о. Стефаном, все вокруг уже были арестованы, или даже убиты... Но он, вовремя получив рукоположение от о. Иосифа, далее (исполняя новое задание) перебрался в Киев, где как бы занялся восстановлением Владимирского собора.

После чего, ещё в 1944 году, он перебрался уже в Германию, в Любек (куда, полагаю, шли теперь шифровки "центр — Юстасу", а от Юстаса шли сводки о военных кораблях в Любекском порту), и где, кстати, местная православная миссия опекала лагерь советских военнопленных и т.п.. А затем, после разгрома фашизма, С.Н. Ляшевский оказался в США.

...И там мы его вновь видим в компании советского разведчика, — Сергея Парамонова-Лесного, специально для сей встречи, как и для финансирования компартии, приезжавшего из Австралии в США (о сём мы рассказывали прежде). Теперь о. Стефан поддерживает его исторические исследования, наполненные борьбой с "норманнской идеей" (предтечей фашизма), участвует в работе обществ, выступающих за дружбу с СССР, продолжает ратовать за подчинение зарубежной церкви "советскому патриарху" Сергию и т.п.

* * *

Ну, да ладно, о. Стефан — был отличный конспиратор и далеко не вся его деятельность нам известна, тем более документально подтверждена, ведь она и не была публичной... Но вот что нам известно доподлинно, — так это его взгляды и философия, изложенная им в книгах...

А ведь в них, помимо осуждения ультра-национализма, филоэтизма (т.е. принесения духовных ценностей в жертву политике и национализму), а также и проклятий гитлеризму, — мы находим и совершенно неожиданные вещи... Нет, я здесь говорю не о "Велесовой книге" — это само собой... А о том, что внёс протоиерей в православный дискус. Например, он встал на стороне идей эволюционизма, полагая что эволюция — это "инструмент в руках Бога", что вообще-то противоречит ветхому библейскому креационизму, примитивно понимаемому...

Да там, вообще, много такого: все его работы касающиеся толкований древних библейских катастроф, неожиданно рациональны и прогрессивны. А его библейская агиология критиковалась за отход от традиции и... за "фантастику" и т.п.

Так что лично для меня вопросов тут нет: о. Стефан Ляшевский — был, помимо прочего, законспирированным советским агентом, человеком по сути советских взглядов.

+++++

Подписывайтесь на Дзене, а ещё на резервные каналы:

В Ютубе; в Rutube; во Вконтакте; в Телеграме

Заказать книги Александра Асова можно в Wildberries или в Ozon, а ещё в Читай-городе . Кстати, почти всё только тут, ибо по сети АСТ мои книги доселе под запретом.

Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси, а также "Сказания славян".

"