Во второй уикенд февраля в Приозерском районе Ленинградской области прошла снежно-ледовая баха «Россия – Северный Лес 2024», традиционно открывавшая сезон в чемпионате России по ралли-рейдам. В нынешнем году в списке допущенных на старт участников не было четырехкратного победителя гонки в абсолютном зачете, зато был пилот, выигравший ее двадцать лет назад! А выиграл баху образца 2024 года еще один ветеран российских ралли-рейдов, одержавший на «Северном Лесе» свою четвертую победу. Все подробности о перипетиях борьбы и об итогах гонки – в материале «Движка».
В этом году, как и в прошлом, и в позапрошлом, баха «Северный Лес» по понятным причинам проходила не в международном, а во всероссийском статусе – ранее, напомним, гонка входила в календарь Кубка мира FIA по бахам. И, как рассказала «Движку» руководитель гонки Ольга Сивачева, из года в год подобного рода формальное понижение статуса соревнования не приводит ни к сокращению зрительского интереса, ни к снижению остроты борьбы на спецучастках.
Более того, вполне возможно, что введенные в отношении российских спортсменов ограничения на выступления на международных соревнованиях привели как раз к росту конкуренции в отечественных гоночных сериях. Поскольку многие наши соотечественники, весьма активно выступавшие в прежние годы за рубежом, теперь все чаще заявляются на соревнования, проходящие в России. На «Северный Лес 2024», к примеру, вновь, как и в предыдущие два года, приехали именитые российские участники ралли «Дакар» Сергей Карякин и Анастасия Нифонтова, заявившиеся на гонку в категории Т3 (мотовездеходы).
Главный фаворит предыдущих лет – четырехкратный победитель «Северного Леса» Владимир Васильев – в нынешней гонке участия не принимал, так как в этом году он проводит сезон в чемпионате России по классическому ралли. В его отсутствие «старую гвардию» в списке участников бахи представляли Руслан Мисиков, выигравший ее ровно 20 лет назад, и трехкратный победитель «Северного Леса» Борис Гадасин, уже много лет выступающий в ралли-рейдах на технике собственной конструкции. Именно между этими участниками бахи образца 2024 года и развернулась основная борьба за победу в абсолютном зачете, а разного рода инциденты, определившие финальную расстановку сил, происходили даже на последних спецучастках.
Сергей Карякин / Витторио Соверина
Сергей Карякин, например, выигравший предпоследний с/у, ошибся на заключительном допе, слишком широко вышел из очередного поворота, провалился в глубокий снег и «уронил» свой мотовездеход на бок. Выбраться из снежного плена Сергей и его штурман Витторио Соверина смогли, но из-за потери времени упустили шансы не только на победу, но и на попадание в призовую тройку.
Днем ранее еще более серьезные неприятности выпали на долю экипажа Анастасии Нифонтовой и Екатерины Жадановой, выступавших на мотовездеходе Can-Am Maverick за команду GAZ Raid Sport. После неудачного подброса прямо в повороте их машина вылетела с трассы в заросли деревьев. По словам Анастасии, удар был таким, что у мотовездехода оказались загнуты рычаги подвески, сломан поворотный кулак и оторвано правое переднее колесо.
В тот же день из числа претендентов на победу выбыл Руслан Мисиков, автомобиль которого перевернулся во время прохождения одного из спецучастков. Кроме того, из-за поломки сошел экипаж Александра Мироненко и Андрея Мокеева, помогавший Анастасии Нифонтовой убрать с трассы частично перегородивший ее разбитый мотовездеход.
Борис Гадасин
В результате всех этих передряг на призовой подиум поднялись экипажи, ехавшие не просто быстро, но прежде всего стабильно. Лучшее время по итогам всех восьми спецучастков гонки показал экипаж Бориса Гадасина и Дмитрия Кожухова из команды G-Force Motorsport. Для петербургского пилота и конструктора гоночных автомобилей эта победа в абсолютном зачете на «Северном Лесе» стала четвертой в карьере. Столько же, напомним, на счету другого известного в мире ралли-рейдов петербуржца Владимира Васильева.
Алексей Черкесов / Артем Шевелев
Второе место в итоговой классификации бахи в «абсолюте» с отставанием от лидеров всего в 21 секунду занял экипаж Алексея Черкесова и Артема Шевелева на мотовездеходе Can-Am Maverick. Замкнули тройку призеров Дмитрий Черкесов и Владимир Простаков, также выступавшие на SSV марки Can-Am.
Дмитрий Черкесов / Владимир Простаков
Призовой подиум «Северного Леса», таким образом, вновь, как и год назад, оказался «оккупирован» спортсменами на мотовездеходах. Лучшими же в классе автомобилей были Алексей Игнатов и Евгений Павлов, выступавшие на «ГАЗели Next» в категории Raid за команду GAZ Raid Sport. В категории T2 первенствовали Вадим Новиков и Дмитрий Рыбин на УАЗ «Патриот», опередившие экипажи Леонида Петрова и Антона Мельникова на Toyota LC 200.
Алексей Игнатов / Евгений Павлов
В рамках «Северного Леса 2024» впервые в истории бахи состоялись соревнования среди мотоциклистов в дисциплине «кросс-кантри», проходившие в статусе чемпионата Санкт-Петербурга по мотоциклетному спорту. Мотогонщики преодолели маршрут общей протяженностью свыше 90 км, около 86 км из которых пришлись на спецучастки. Победителем этих соревнований стал Расул Шемиунов из команды «Пилот-Мото» на мотоцикле Husqvarna FE 450, вторым с отставанием в 35 секунд был Сергей Чулочников (команда «Аврора»; TM EN-300), третье время показал Алексей Кричевский (команда Mandush) на KTM 450 EXC-f.
В заключение отметим, что второй этап чемпионата России по ралли-рейдам в сезоне-2024 (баха «Золото Кагана») пройдет 19-23 апреля в Астраханской области.
В качестве «пресс-кара», на котором мы ездили освещать баху «Северный Лес», на сей раз выступил кроссовер Jetour Dashing, предоставленный автоцентром «Авто Премиум Jetour», официальным дилером Jetour в Санкт-Петербурге. Автомобиль вполне достойно проявил себя на второстепенных шоссе и грунтовках Ленобласти, годами не знавших иного ремонта, кроме так называемого «ямочного», и без каких-либо трудностей доставил нас до всех намеченных точек съемки. Кроме того, мы не отказали себе в удовольствии промчать по тем самым дорожкам, где 20 лет назад проходили трассы спецучастков «Северного Леса». Тест-драйв Jetour Dashing читайте в ближайшее время на нашем сайте!..
Фото: журнал «Движок»