2 марта 1823 года в Туле родился один из основоположников научной педагогики К.Д. Ушинский. Помню как в Санкт-Петербурге во время учебы в аспирантуре нам преподавали основы педагогики. Было достаточно интересно. С чем-то я согласен, с чем-то не совсем, глядя уже со стороны своего 27-летнего опыта преподавания. Помню какая жаркая дискуссия у нас была по вопросу о том, какие задания должны быть вынесены для решения на уроке: легкие, чтобы с ними мог справиться троечник, чтобы не "убить" его мотивацию, или сложные, чтобы даже отличнику они давались с трудом. Вариант средние не рассматривался вообще, поскольку он не удовлетворил бы ни ту, ни другую сторону. То есть троечнику это было бы не под силу, а отличник решил бы это не напрягаясь, а соответственно расслабился, перестал бы тренировать свой мозг. А из этого вытекал второй вопрос: могут ли быть задания дифференцированными.
Так вот на этих занятиях нам очень много рассказывали про Макаренко, Сухомлинского и как раз Ушинского. Он очень много говорил об образовании, воспитании, об их взаимосвязи. В общем действительно заложил принципиальную основу педагогики. И, конечно, он был одним из основных идеологов того, что нужно учить мыслить, учить логике мышления, а не запоминания. Он сам, кстати, считал педагогику не наукой, а искусством. Примерно также полагал и один из моих наставников, утверждая, что невозможно читать лекцию по бумажке, ибо каждая лекция должна быть в чем-то импровизация, которую эта бумажка убьет. Вы должны владеть материалом настолько, чтобы как истинный виртуоз музыкант могли начать импровизировать.
И вот еще одна из цитат Константина Дмитриевича мне прямо очень хорошо запомнилась:
Воспитатель - не чиновник, а если он чиновник, то он -
Кто же он тогда, по мнению К.Д. Ушинского? Закончите, пожалуйста, эту фразу.
Желаю успеха!