Вот так можно стараться снять новаторский фильм, а в итоге просто отстать от жизни. Видимо, это печать эмиграции — Отечество воспринимается даже не таким, каким оно запомнилось, а таким, каким оно нафантазировалось. Конечно, сюжет романа Булгакова М. А. "Мастер и Маргарита" и так ирреален. Но если очень хочется, то можно и сюда добавить ирреальности.
То, что новый фильм "Мастер и Маргарита" вовсе не экранизация, а собственное сочинение с использованием мотивов известного произведения становится ясным сразу после титров и начала основного действа. И здесь авторы фильма для знающих людей сразу дают разгадку: неведомый мастер вовсе не неведомый, а очень даже известный, раз афиши с анонсом премьеры его пьесы в центре Москвы висят, а в фойе театра молодые актрисы на вечер вдвоём (?) напрашиваются. Хотя в начале фильма он пишет свой роман в психиатрической лечебнице, но это уже год спустя. Но и это не всё, как только вместо премьеры герой попал на разгромное собрание в свою честь, следует жирный намёк на то, что перед нами Михаил Афанасьевич Булгаков собственной персоной. Пока герой пробирается к своему дому после несостоявшейся по предложению друга Алоизия Могарыча протестной акции, ему быстренько подсовывают Маргариту, не заморачиваясь на проведение какой-нибудь комбинации по внедрению. Просто так вот: "на, художник, утешься", потому неведомо откуда взявшийся букет жёлтых цветов без особых колебаний выукинут как неуместный реквизит. И, надо сказать, герой настроен вполне спокойно и даже иронически. А вот Маргарита торопится сорвать неумелую операцию внедрения: "Я замужем" в ответ на приглашение в гости. Можно, конечно, предположить, что просто подогревает к себе интерес. К тому же она потом сама пришла в эффектных тёмных очках домой к мастеру, вопрос только, откуда же узнала адрес, если буквально накануне "обломала" мастера после продолжительной прогулки. Видимо, куратору так нужен был Мастер, что заморачиваться с легендированием было недосуг.
Те, кто усиленно путает патриотизм с коммунизмом, умудрились обвинить авторов фильма, что те не любят советскую власть. Хотя им надо бы вспомнить, что и Булгаков М. А. не любил советскую власть. Но и советская действительность в фильме какая-то лубочная получилась в стилистике между "Чёрной молнией" и "Стилягами" с одной стороны и всякой американской стряпнёй типа "Красной жары" и "Из России с любовью" с другой. Сцена игры мальчишек в расстрел чего стоит. К тому же создаётся впечатление, что режиссёр со сценаристом так спешили похвастаться знакомством с современным американским кинематографом, что нашпиговали картину отсылками ко всевозможному голливудскому ширпотребу от Джокера с Блейдом до привычных сентиментальных сцен в беседке. И сюжет с карательной психиатрией тоже совсем не нов. Вот только российское кино режиссёр со сценаристом как-то игнорируют, иначе не пропустили бы то важное обстоятельство, что так и не построенный на месте взорванного храма Христа Спасителя Дворец Советов уже обыгран лет этак десять назад в скандально известном фильме "Шпион". Зато не обошли вниманием ещё один уже обыгранный прежде голливудский сюжет — смешение реальных людей с литературными персонажами.
Имеются отсылки и к более шедевральному из американского кино: Воланд в исполнении Аугуста Диля очень напоминает другого дьявола под именем главы юридической фирмы Джона Милтона в исполнении Аль Пачино из знаменитого "Адвоката дьявола". Впрочем, фильм "Мастер и Маргарита" образца 2023 года может показаться больше даже чем сам роман Булгакова М. А. похожим на историю похождений Фауста и Мефистофеля. Но это только если воспринимать эту историю просто как забавное приключение. В целом же у режиссёра, сценариста и продюсера получилась компиляция из осколков давно уже знакомого американского кино, которой булгаковский сюжет и булгаковские герои сильно мешают. Все эти штатовские кинокартины, заимствованиями из которых скроил своё кино уроженец США режиссёр Михаил Локшин, российский зритель давно уже видел и его всей этой мишурой давно не удивишь. Потому и намёки на современность выглядят скорее нелепо, чем актуально.
В сети Дзен есть видеоролик от психолога по сюжету фильма, там высказана весьма интересная версия. Мол, весь сюжет, последовавший за разгромным собранием, — это мстительные фантазии автора, в которых он по своему восстанавливает справедливость. Пусть только в своём воображении. В этом есть рациональное зерно: и в самом романе Булгаков М. А. под видом второстепенных персонажей Латунского, Лавровича, штурман Жорж и других изобразил в наше время известных только специалистам деятелей литературной и театральной Москвы 1920-х - 1930-х годов. Но и такое понимание сюжета в целом этот вариант "Мастера и Маргариты" не делает более выигрышным.
Во всём этом торопливом (хронометраж фильма 2 с половиной часа) стремлении удивить зрителя тем, что ему уже успело надоесть, есть всё-таки немного положительного новаторства — это довольно правдоподобные критик Латунский и бывший барон Майгель. Выступление Латунского на собрании звучит весьма убедительно, так что вполне верится, что Мастера стоит пропесочить. Ну а Майгель в исполнении Алексея Гуськова тоже обрёл большую осмысленность, чем в исполнении роли без слов Дмитрием Нагиевым. Этому Майгелю куда больше верится, что он бывший барон и по возрасту, и по сущности.
Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.