10 февраля картина Клода Моне “Весна” в Лионском музее изобразительных искусств во Франции стала очередной жертвой атаки экоактивистов. Две девушки из экологического движения Riposte Alimentaire (рус. «Пищевое контрнаступление») облили произведение искусства супом, скандируя: “Эта весна будет для нас последней, если мы не примем меры. Что нарисуют наши будущие художники? О чем мы будем мечтать, если весны больше не будет?”. Картина отправилась на экспертизу, чтобы выяснить, какой ущерб был нанесён. Мэр города выразил сожаления о действиях протестующих, при этом подчеркнув, что, тем не менее, беспокойство климатической ситуацией вполне оправдано. О том, с чего начались массовые нападения на предметы искусства и действительно ли это необходимо для привлечения внимания к глобальным проблемам мы сейчас и поговорим.
______________________________________________________________
➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️
_______________________________________________________________
С чего всё началось?
В нынешние дни само понятие “экоактивист” воспринимается довольно неоднозначно. Лицом борьбы за сохранение природы зачастую выступают медийные личности (взять, к примеру, известных Леонардо Ди Каприо или Анджелину Джоли), либо же конкретные организации, действия которых активно освещаются в СМИ. Но с недавних пор этот термин всё чаще начинает ассоциироваться с новым “трендом” — порчей известных произведений искусства для привлечения внимания к проблемам экологии.
Первым запоминающимся случаем стала порча “Мона Лизы” в Лувре в мае 2022 года. Тогда некий мужчина, переодевшись в пенсионерку и усевшись в инвалидную коляску, попытался разбить защитное стекло картины. Так как людей с ограниченными возможностями подпускают к произведениям искусства ближе, чем рядовых посетителей, он поспешил воспользоваться такой возможностью. Потерпев неудачу, мужчина просто обмазал поверхность тортом, заявляя, что все художники должны думать о Земле и сами люди должны задуматься о планете. Его быстро увела охрана, однако это было лишь началом череды похожих случаев.
Дальнейшие события
Наиболее активно в этом подходе себя проявило довольно молодое британское движение Just Stop Oil, основанное в феврале 2022 года. Согласно официальному сайту, это группа гражданского сопротивления, требующая от правительства Великобритании прекратить лицензирование всех новых нефтяных, газовых и угольных проектов. Внимание к данной проблеме они привлекают самыми креативными способами: чуть меньше, чем через месяц после основания члены движения сорвали церемонию вручения кинопремии Британской киноакадемии (BAFTA), неоднократно предпринимали попытки сорвать футбольные матчи, блокировали нефтяные объекты для остановки подачи бензина, садились посреди трассы во время проведения чемпионата “Формула-1”, метали торт в восковую фигуру Карла III в Музее мадам Тюссо.
Нападать на произведения искусства в публичных галереях представители этой группы начали в июле того же года. Они приклеили себя к картине Джона Констебла «Телега для сена», сверху закрыв её другой иллюстрацией, изображающей тот же пейзаж, но в апокалиптической версии после разрушения природы человеком. На следующий же день была атакована и копия “Тайной вечери” Леонардо Да Винчи. На стене под ней протестующие написали «No New Oil» («Нет новой нефти») аэрозольной краской. С октября они уже обливали картины едой: так, картину Винсента Ван Гога «Подсолнухи» попытались испортить томатным супом. Однако все выбранные картины защищены стеклом. Всё же вскоре ущерб был нанесён раме картины “Персиковые деревья в цвету” того же Ван Гога, когда участники движения приклеили себя к ней на фоне предупреждений о том, что места, послужившие натурой для работы, могут столкнуться с засухой.
Но за британцами последовали и другие. Представители немецкого движения по борьбе с изменениями климата Letzte Generation (“Последнее поколение”) в том же году облили работу Клода Моне «Стог сена» картофельным пюре и то же самое сделали с “Сеятелем” Ван Гога. Но нападения были безобидны для самих полотен. А последнее резонансное событие произошло уже благодаря французскому движению.
Последствия и влияние
После уже не одного скандала были задержаны десятки активных протестующих. Сами выступающие зачастую заявляют, что у них нет стремления нанести урон культурному наследию, и что столь громкие провокации призваны заставить общественность задуматься. Это подчёркивается и выбором наиболее известных и, следовательно, защищённых полотен, что также позволяет нести меньшую ответственность за свои деяния. Однако многие работы выставляются и без стекла, что вынуждает опасаться и за их сохранность.
Многие специалисты, как и общественность, сомневаются в эффективности подобной стратегии, потому что в большинстве своём трудно понять, какую всё-таки мысль хотят донести те, кто, казалось бы, не так уж и заботится об объектах культуры. Люди в первую очередь обращают внимание на эпатажное поведение, нежели на то, чего именно им добиваются. Но и выбор самих активистов не случаен: где ещё говорить о человечности и спасении, как не в местах искусства? Тем не менее, именно эта схема в последнее время подрывает доверие к самим движениям за экологию, в то время как явных положительных результатов не даёт.
Автор статьи: Анна Коробко
________________________________________________________________________
Наш телеграмм-канал:
_______________________________________________________________
Читайте также:
_______________________________________________________________
Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент! 😊