Подавляющее большинство подписчиков и гостей моего канала, уверен, хотя бы раз посещало православный храм. Однако не каждый сможет точно описать всё, что есть внутри него. В этой статье мы постараемся объяснить некоторые понятия, а начнем с самого основного: устройства церковного помещения.
______________________________________________________________
➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️
_______________________________________________________________
По традиции, внешний вид православного храма восходит к скинии ветхозаветного пророка Моисея (скиния — палатка для молитвы).
В помещении храма нет ни одного лишнего предмета — у каждой вещи есть свое символическое значение.
Здание православной церкви состоит из трех частей: притвора, внутренней (срединной) части и алтаря (его еще называют пресвитерией).
Храмы обычно расположены алтарем на восток, а притвор находится на западной стороне. Во времена становления христианства притвор предназначался для оглашенных и временно отстраненных от Причастия. Оглашенными называют людей, которые проходят обучение основам веры, но еще не приняли Крещение. Вначале христиане не допускали до Крещения тех, кто не был научен основам религии. Считалось, что необученный человек не может полностью принять веру. Крестили только взрослых, которые могли принять решение осознанно. Времена были суровые: за веру можно было отправиться на казнь. Принимали только тех, кто осознавал — куда и зачем идет.
Со временем оглашенных и кающихся перестали отделять от основной массы прихожан, а храмы Древней Руси часто строили вовсе без притворов. Позже они появились вновь, но уже как функциональные пристройки: в них стали располагать свечные ящики, церковные лавки и библиотеки.
Кроме практического назначения, у притворов есть и богослужебное: здесь проводятся панихиды и литии (вид короткой панихиды). В притворе священники читают очистительные молитвы над недавно родившими женщинами. Такую молитву положено читать по прошествии 40 дней после родов, без нее женщина не может приступить к Таинствам, так что еще не всех освободили от стояния в "предбаннике".
* Притвор — западная часть храма, пристройка перед входом в храм. В нём иногда устанавливают канун (место для поминальных свечей) и Голгофу (большой крест с Распятием). Притвор олицетворяет земную жизнь и мирские заботы.
Срединная часть храма символизирует ангельский мир. Посередине главного купола изображают Спасителя. В центре внутренней части всегда устанавливается аналой — высокая подставка. На ней находится Евангелие, а в праздничные дни — икона праздника.
Голгофа и канун не всегда находятся в притворе, чаще их ставят именно в срединной части храма.
Голгофа выглядит как огромный деревянный крест, высотой в человеческий рост. На кресте изображено Распятие, а внизу крест стоит на груде камней, на которой нарисованы кости и череп. Они символизируют останки первого человека — Адама.
Канун — стол для поминальных свечей. Он может быть сделан из металла или дерева. Деревянные заполняют песком, в который ставят свечи. Иногда для удобства возле кануна прикрепляют табличку с молитвой об упокоении — для тех, кто не слишком воцерковлен и не помнит эту молитву наизусть.
В срединной части храма располагаются клирос (место, где находятся певчие) и исповедальня. Она может быть открытой — группа исповедующихся и священник собираются просто на открытом месте, или, по примеру католических костелов, закрытой, отгороженной от обзора со стороны молящихся. "Католические вкрапления" не слишком приветствуются, но они намного более удобны.
Срединная часть отделена от алтаря иконостасом, перед которым есть ступенька (солея) с выступающей частью, которая называется "амвон". На него священник выходит во время проповеди. На солею запрещено вступать женщинам, хотя было время, когда женщины даже служили дьяконами. Они назывались диакониссами. Такой чин был, например, у великомученицы Татианы. Сейчас за стояние на солнце женщина может даже попасть в тюрьму (дело "Пусси Райот" об оскорблении чувств верующих).
Иконы на иконостасе могут быть расположены по-разному. Мы рассмотрим расположение в два ряда:
На схеме есть опечатка: не "деисисный", а "деисусный" чин — от слова "Иисус".
Нижний ряд икон называется "местный чин". Посередине находятся Царские Врата. Из них священник выходит к молящимся во время службы.
Часть икон помещена на Царские Врата. Там их шесть: две иконы Благовещения вверху, а под ними — иконы четверых евангелистов (тех апостолов, кто писал Евангелие). По правую сторону от Врат находится икона Спасителя (1), по левую — икона Богородицы (2). За этим иконами расположены северные (7) и южные (6) диаконские врата. Как понятно из названия, из них во время службы выходят дьяконы. По правому краю нижнего ряда находится храмовая икона (3), по левому — местночтимая икона (4). Это икона, которая почитается не всей Церковью, а только в какой-то отдельной области.
На верхнем ряду (деисусном чине) посередине, над Царскими Вратами, расположена икона Спасителя (1), по бокам — иконы Богородицы (2) и Иоанна Предтечи (3). Не путайте Иоанна Предтечу (Крестителя) с Иоанном Богословом, автором одного из Евангелий. Четвертая икона в верхнем ряду — икона Архангела Гавриила, пятая — посвящена Архангелу Михаилу.
В алтаре находятся престол, жертвенник, запрестольная икона и горнее место.
Престол — главная святыня храма. Он символизирует престол Господа. На нем происходит главная часть службы — Евхаристия (освящение вина и хлеба для Причастия). Под престолом находятся мощи святых.
Слева от престола расположен жертвенник, на нем лежат предметы, необходимые для совершения Евхаристии, которые переносятся на престол по мере необходимости.
Горнее место — это пространство между престолом и восточной стеной. Здесь может устанавливаться кафедра епископа.
Запрестольная икона, как понятно из названия, находится за престолом — на восточной стене. На ней может быть изображена Богородица, Спаситель или Святая Троица.
Заходить в алтарь могут только мужчины: священники, дьяконы, царь (оказывается, царю было позволено входить в алтарь наравне со священниками) и мальчики (мужчины) во время обряда Крещения. Их священник подводит к запрестольной иконе. Женщины и девочки во время Крещения идут к иконе Богородицы, которая находится в срединной части храма.
Все в храме подчинено его главной цели — Евхаристии, божественному Причастию, а иконы и различные предметы культа только служат аллегорией богословских понятий. Сначала бесконечные правила и термины кажутся сложными, потом, когда их запомнишь и привыкнешь, на первый план выступает метафорический смысл и прихожанин уже не отвлекается на предметы и не вспоминает срочно названия, но без заучивания воцерковление не происходит. Второй этап гораздо сложнее, чем просто запоминание неизвестных слов. Но об этом — в наших следующих статьях.
Автор статьи: Татьяна Поденкова
_______________________________________________________________
Наш телеграмм-канал:
_______________________________________________________________
Читайте также:
_______________________________________________________________
Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент! 😊