337 подписчиков

Рю Мураками: Исследователь темных сторон человеческой природы

838 прочитали
Иногда начинаешь читать новую книгу и сразу понимаешь - это сильно. Мерзко, натуралистично, неприятно, но сильно.

Иногда начинаешь читать новую книгу и сразу понимаешь - это сильно. Мерзко, натуралистично, неприятно, но сильно. Писатель не боится показать и рассказать о вещах, с которыми никто не хотел бы столкнуться к своей жизни. Но они есть, и этот поезд уже разогнался на полной скорости - автор не будет тормозить. Чух-чух, ту-ту.

В этой поездке вы узнаете:

  • Кто такой Рю Мураками и почему его не стоит путать с Харуки
  • Какие темы и проблемы поднимает автор, кроме очевидной чернухи
  • Несколько книг, которые можно прочитать

Об авторе

Иногда чтобы лучше понять произведение нужно узнать контекст жизни автора: в какой семье он вырос, в какой стране и в какое время, какие события повлияли на него. Посмотрим немного в эту сторону.

Город Сасебо (1952)
Город Сасебо (1952)

Взросление

Рю Мураками родился в послевоенной Японии в 1952 году в семье художника. Рос в портовом городе, где было много американских военных - западная культура оказала на него значительное влияние. Еще в старшей школе принимал участие в акциях против присутствия американских военных в стране. Тема войны неоднократно будет упоминаться в разном виде в произведениях Рю, чаще всего связана она именно с ужасами войны. С другой стороны культура хиппи и западная культура в целом привели Мураками к созданию рок-группы и началу работы над первыми произведениями.

В молодости
В молодости

Первый успех

В 1976 году выходит первый роман "Все оттенки голубого". Роман состоит из хаотичного описания жизни подростков-маргиналов: насилие, употребление наркотиков, трипы, секс, парадоксальная и бессмысленная жестокость при отсутствии смысла. Книга вызвала сенсацию в консервативном японском обществе: миллион экземпляров и премия Акутагавы (самая престижная из литературных премий Японии, присуждаемых дебютантам). Неплохо для студента.

Меня не волнует, поймут ли в моих сочинениях что-нибудь читатели, не имеющие опыта в групповом сексе и наркомани

Некоторые произведения вызывают раскол среди зрителей и критиков: одни в восторге, вторые критикуют и осуждают. Так было и в этот раз: с одной стороны писали, что Рю создал новое направление в японской литературе, с другой обвиняли в декадентстве.

Дальнейшее творчество и другая деятельность

Творчество Рю на всем его протяжении отличает жесткий стиль, глубокое изучение психологии героев, особенно темных сторон их личности.

Персонажи Рюноскэ – странные и диковинные – кажутся очень реалистичными, правдоподобными. Писатель говорит, что люди слишком глубоки и свободны, поэтому им сложно контролировать тьму и хаос, скрытые в подсознании. Мораль и здравый смысл не могут сдержать темных сторон личности.

Повороты в его произведениях часто шокируют и вводят в ступор: представь, что идешь по солнечной летней улице к пляжу и внезапно оказываешься свидетелем сюрреалистичной и натуральной картины жесткого убийства. Недавние мысли о пляже сменяются шоком, такого просто не может быть, застываешь и не можешь сдвинуться с места. Но продолжаешь смотреть. Примерно так действуют книги Рю на читателя.

"Полуденный ужас" или ужас средь бела дня
"Полуденный ужас" или ужас средь бела дня

Рю не только писатель, но еще режиссер и сценарист: снимает фильмы по своим же книгам. Первый фильм он снял в 1979 году по своему дебютному роману. Я не смотрел ни один из его фильмов, возможно позже восполню этот пробел.

В начале девяностых Мураками занялся распространением кубинской музыки в Японии и основал лейбл Murakami в Sony Music. Позже он создал электронный журнал Japan Mail Media, главным редактором которого является до сих пор. С 2006 года Рюноскэ ведет ток-шоу по бизнесу и финансам Kanburia Kyuden. В 2010 году он стал основателем компании G2010, занимающейся производством и продажей электронных книг.

Известен Рю прежде всего, как писатель и здесь мне хочется перейти к своим свежим впечатлениями от его книг. Приятно, когда после книги есть о чем подумать и рассказать.

Иногда начинаешь читать новую книгу и сразу понимаешь - это сильно. Мерзко, натуралистично, неприятно, но сильно.-5

Чем интересны книги Рю

Не доверяй воспоминаниям

Книги Рю Мураками мне запомнились как шокирующие, но интересные и стоящие внимания. Такое делают редко и эта нетипичность оставляет в тебе свой след.

Время стирает воспоминания
Время стирает воспоминания

Проходит время и подробности забываются, остаются только самые яркие образы и эмоции. Именно поэтому я стараюсь перечитывать то, о чем собираюсь писать.

Что мне запомнилось? Шокирующие образы, странные герои, необычные сюжеты и социальные комментарии автора между строк. И вот я перечитал одну книгу, потом другую и начал третью. В голове звучал вопрос: к чему это все? Неужели насилие и дикие ситуации здесь просто так, чтобы шокировать и ничего более. Что хотел сказать автор?

Пытаемся разобраться

На первый взгляд да, шок-контент, необычный, местами изощренный. Но только ли? Я решил проанализировать его книги и вот что выделил для себя.

Обычные люди со своими проблемами. Мураками не показывает нам очевидных и понятных злодеев, на которых ты смотришь и думаешь: «В конце фильма хорошие парни надерут ему задницу». Вместо этого Рю показывает на первый взгляд обычных людей, которых можно встретить в метро или в магазине.

Иногда начинаешь читать новую книгу и сразу понимаешь - это сильно. Мерзко, натуралистично, неприятно, но сильно.-7

В толпе ты бы даже не обратил на них внимание, абсолютно непримечательные люди, от которых не ждешь ни хорошего, ни плохого. Можно даже попытаться понять каждого из них и их проблемы: одиночество, болезнь, психологические выверты, апатия и бесцельность существования. Можешь понять потому что находишь в них отражение себя, ведь у каждого были свои похожие периоды в жизни.

Обыденность превращается в кошмар. Дальше Мураками без предупреждения бьет тебя прикладом по лицу - главный герой оказывается втянут в дикие события, в которых часто виноват сам. Ты смотришь на него и не понимаешь, как такое возможно? Как человек, которого ты сначала понимал и даже мог сочувствовать может творить такое. Причем воспринимать это как что-то обычное. Может ты изначально ошибся в нем и чего-то не заметил?

"Мисо суп" Рю Мураками (1997)
"Мисо суп" Рю Мураками (1997)

В такие моменты оказываешься шокированным, как герой "Мисо-супа": на твоих глазах происходит ужас, ты теряешь чувство реальности и твои личные ценности подвергаются сомнению. Как оценивать героя теперь? Может ли твой реальный сосед или случайный человек на улице вытворить что-то подобное и потом спокойно пить чай с печеньками? Как мы иногда видим из новостей и интернета - может, и даже хуже. Но что толку от того, что люди бывают бессмысленно жестокими?

Вглядись в себя самого. Автор как бы дает нам взглянуть на свое темное отражение, на свою Тень. Многих из нас временами посещали глупые, жестокие или ужасные мысли.

Alan Wake 2
Alan Wake 2

Эти импульсы проходят, но пугают и никто не признается другому в наличии подобных мыслей. Кто-то в сердцах желает смерти кому-то, кто-то представляет как мстит за что-то, или вытворяет дичь в общественном месте, просто для того, чтобы увидеть как поведут себя окружающие. Как обычно сделают вид, что ничего не происходит и их это не касается? Промолчат? Как далеко может завести такое равнодушие и безразличие к кому-то кроме себя?

Социальные комментарии. Здесь мы подходим к важной теме: социальные комментарии автора. Тут и про общество в Японии, и про одиночество, равнодушие, отчужденность, безответственность, бессмысленность. Поведение героев выглядит дико для нас, а как оно должно выглядеть для японца, который привык все делать по правилам, работать всю жизнь на одной работе, в рутине и малом объеме личного пространства. Как для такого человека должна выглядеть та безумная свобода действий, что показывается в романах? Думаю еще более шокирующе и отрезвляюще.

Вся жизнь, как во сне
Вся жизнь, как во сне

Социальная разобщенность и зажатость многих японцев иногда находит выход в совершенно непонятных нам диких и странных продуктах культуры: телешоу, фильмах, книгах, аниме, манге и музыке. Невозможно постоянно носить на себе груз давления и не лопнуть: кто-то находит отдушину в эскапизме, другой же в виде агрессии направленной на себя или на кого-то другого. Герои книг Мураками относятся скорее ко вторым - это люди, которые жили обычной жизнью, но в какой-то момент в них что-то щелкает, и результат предсказать уже невозможно.

Что почитать

В этой части пробегусь по нескольким книгам, которые перечитал перед статьей. Выбрал именно их, потому что они мне запомнились. Чем именно? Сейчас посмотрим.

№1 Паразиты

О чем: анонимность в интернете не всегда остается без последствий, а жертва интернет-издевательств может стать охотником. Терроризм, ритуальные убийства, хикикомори и одиночество в сети.

Иногда начинаешь читать новую книгу и сразу понимаешь - это сильно. Мерзко, натуралистично, неприятно, но сильно.-11

Главный герой Уихара - отшельник, почти не выходит из своей квартиры. Груз психологических проблем, прием лекарств и семейные обстоятельства сделали его нелюдимым и апатичным. Необъяснимая тяга к насилию так же временами слегка его беспокоит - хорошо, что он сидит дома. Уихару ничего не интересует, до тех пор пока в интернете он не обнаруживает "секретный" форум своей любимой телеведущей.

Администраторы форума начинают рассказывать ему о паразите, который поселяясь в человеке якобы может вызывать в нем агрессию и желание убивать. История уходит корнями к древним инкам... Уихара загорается желанием узнать все по этой теме и кажется находит свой странный смысл жизни: старые бомбоубежища и то, как они могут помочь в вопросах мести.

Иногда начинаешь читать новую книгу и сразу понимаешь - это сильно. Мерзко, натуралистично, неприятно, но сильно.-12

Это книга поднимает множество тем: терроризм, ужасы войны, хикикомори, отчужденность от общества, в котором живет человек, отсутствие смысла жизни и другие проблемы современного общества. Главный герой с самого начала не вызывает особой симпатии, но его в каком-то смысле можно понять, до определенной грани, которую он постепенно, но уверенно пересекает.

Главная тема книги интернет - мнимая безнаказанность и анонимность привлекает, но может выйти боком. В этот раз анонимы не рассчитали с кем связались и дорого за это поплатились. Самым жестоким образом.

Интересная книга, хоть и оставляет после себя гнетущее впечатление.

№2 Хиты эпохи Сева

О чем: как один акт спонтанной жестокости превращается в эпический кровавый конфликт взаимной мести между группой 40-летних тетушек и шайкой молодых раздолбаев. Кровавое караоке.

Иногда начинаешь читать новую книгу и сразу понимаешь - это сильно. Мерзко, натуралистично, неприятно, но сильно.-13

Две компании: кучка студентов-балбесов без интересов, целей и места в жизни и такое же сборище тетушек средних лет. Кажется совершенно разные группы по полу, возрасту и занятиям, но что их объединяет?

"Кровавое караоке" (2003)
"Кровавое караоке" (2003)

На самом деле многое:

  • Они не умеют слушать никого кроме себя. Каждый говорит о чем-то своем и не желает слушать безразличные ему проблемы своих "товарищей". К своей жизни они так же равнодушны, без целей и стремлений плывут по течению.
  • Почему они вместе? Так вышло случайно, в один день собрались вместе чтобы выпить после учебы/работы и это вошло в привычку.
  • Глубины общения в обоих компаниях нет, да и судят об окружающих там поверхностно и однобоко. Осуждают других и не замечают целого леса бревен в своем глазу.

Одним словом - обычные люди, пустая жизнь которых превращается в маховик насилия и мести. Именно насилие возвращает им вкус в жизни и даже в своих группах они наконец начинают действительно общаться между собой. Появляется желание жить, цели и стремления. Удивительно.

"Кровавое караоке" (2003)
"Кровавое караоке" (2003)

Точно так, как насилие возвращает вкус к жизни у героев, так и книга Рю нарочито утрированная показывает читателям, что не стоит праздно и бездарно проводить свою жизнь. В противном случае конец ее может быть самым бесславным и абсурдным.

Интересная книга, в ее безумии есть свое очарование. Финал так вообще эпический.

№3 Мисо-суп

О чем: о разложении общества, культуре потребления, равнодушии и отчуждении. Три дня с маньяком в злачном квартале Токио, что может быть увлекательнее?

Иногда начинаешь читать новую книгу и сразу понимаешь - это сильно. Мерзко, натуралистично, неприятно, но сильно.-16

Главный герой Кенжи - гид по увеселительным заведениям Токио. За 3 дня до нового года появляется зарубежный клиент Фрэнк, который хорошо платит, но с самого начала вызывает массу подозрений.

Автор постепенно нагнетает напряжение: первую половину книги не происходит ничего по-настоящему страшного. Ты общаешься с человеком и видишь в нем массу "красных флагов", которые говорят тебе не связываться с ним, бежать, отказаться от любого взаимодействия. Но ведь он хорошо платит, верно? Да и не сделал ничего такого. Пока что. Не стоит переживать заранее... А потом уже все равно поздно.

Кабуки-тё - район Токио, в котором происходят события книги
Кабуки-тё - район Токио, в котором происходят события книги

В определенный момент Фрэнк неожиданно слетает с катушек и начинает жесточайшую расправу над посетителями одного из заведений. Кэнжи замер и готовится к смерти, хочет отвернуться и не может. Так же как и читатель от внезапного поворота сюжета. К этому все и шло, только зачем..

Какие тут темы? Мир увеселительных заведений: когда школьницы встречаются за деньги с мужчинами, не потому, что им нечего есть, а просто от скуки или чтобы купить себе новую сумочку. Равнодушие людей друг к другу, даже когда у тебя под носом совершаются ужасные вещи - ты ничего не делаешь. Просто смотришь и ждешь своей участи, как олень в свете фар. Онемение души и тела, автоматическое существование пустой марионетки. Незавидная участь.

Все эти люди из клуба знакомства жили не своей волей, а по чье-то указке. Словно они были созданы для того, чтобы своим существованием иллюстрировать всякие социальные стереотипы. Но дело в том, что я сам был ничем не лучше всех этих убогих придурков… Именно поэтому я их видел насквозь и от этого мне становилось еще гаже.

Фрэнк тут выступает скорее в роли злого духа, которому безразлично то, что происходит. Он просто показывает людям то, кто они есть и им это не нравится. Но кому какое дело?

Мощный триллер, впечатлительным не рекомендую совсем. Остальным по желанию.

№4 Линии

О чем: о непростых судьбах разных людей, которые по касательной связаны между собой.

Иногда начинаешь читать новую книгу и сразу понимаешь - это сильно. Мерзко, натуралистично, неприятно, но сильно.-18

Интересная структура повествования. Конкретно в этой книге мне хотелось бы отметить всего одну главную вещь - структуру. В книге нет главного героя, есть цепочка событий, в каждом из который свой главный герой. Таксисты, служащие компаний, бездомные, студенты, громилы, убийцы. Все они так или иначе связаны между собой. Одно событие влечет за собой другое и хороших людей тут почти нет. Ощущения примерно как в "Криминальном чтиве".

Книга вскользь поднимает множество тем, но по итогу не оставляет после себя какого-то цельного впечатления, и выводов.

Читать опционально, можно пропустить.

№5 Экстаз

О чем: как пресыщенность красивой жизнью толкает людей в пучину наркотиков и нездоровых отношений. Красивые и надуманные оправдания собственной пустоты творческой "элиты".

Иногда начинаешь читать новую книгу и сразу понимаешь - это сильно. Мерзко, натуралистично, неприятно, но сильно.-19

Самая надуманная и скучная книга в моей подборке. Как так вышло, что в тематике бдсм, наркотиков и красивой жизни автор умудрился до смерти зазевать читателя? Не знаю, может быть в этом и был его замысел - показать пустоту героев, которым кажется, что они гении, не меньше.

Здесь есть оператор, который случайно оказывается втянут в странный "любовный треугольник": режиссер, актриса и бдсм-госпожа. Творческая элита показана с одной стороны якобы очень сложными и сильными личностями: главный герой буквально теряет себя при общении с каждым из них. С другой стороны за всей этой вычурной мишурой из размышлений о жизни, силе, страсти и боли скрывается только однобокое желание секса и наркотиков. О какой глубине личности может идти речь, если люди сами себя превратили в двумерных созданий.

Возможно в этой книге Рю частично отсылался к годам своей бурной молодости и пытался нам донести какую-то мысль, но какую? Что наркотики это плохо и что даже секс они превращают в какое-то уродство? Мне не нужно читать целую книгу, чтобы это понять. Так муторно писать про секс и наркотики это еще нужно постараться. А тема мазохизма намного лучше раскрыта в "Венере в мехах".

Не рекомендую.

Итог

Что хотелось бы сказать в конце? Рю меня не разочаровал, его книги все так же дарят разнообразные эмоции (чаще неприятные) и оставляют тебе место для размышлений. Искусство не обязано нравится.

С другой стороны даже через перевод ощущается, что Мураками умеет писать: разные приемы, углы съемки, ситуации и персонажи. Как если бы Харуки Мураками вдруг решил написать что-то реально жесткое.

Чак Паланик
Чак Паланик

Читая Рю в первый раз, я подумал о Чаке Паланике, но по мне Рю намного изящнее использует в своих произведениях провокационные темы. Да и читаются книги японца намного легче и "приятнее", если можно так выразиться. Они не лишены красоты в той же степени, в которой полны уродства. Как и наша жизнь.

Спасибо за чтение!