Найти тему
Жизнь Зрителя

Джон Фаулз «Мантисса» или связь творчества и эротики | Мета-роман | Жизнь зрителя | 18+

Оглавление

Сегодня расскажу о необычной книге, про которую мало говорят, а зря.

В статье вы узнаете:

  • Кто такой Джон Фаулз и почему стоит читать его книги
  • Несколько книг писателя: коротко про 3 книги, которые я читал и почему советую
  • Связь творчества и секса: метафоры и не только
  • Кто главный в процессе написания романа: муза или писатель?

Джон Фаулз: Романист и Постмодернист

Немного истории и контекста. Джон Фаулз родился в преуспевающей семье торговца сигарами. Служил в королевской морской пехоте, но выбрал изучение языков. Преподавал во Франции и Греции на острове Спецес. Именно этот опыт и остров послужили основой для первого романа писателя "Волхв". На острове Джон начал писать, но пока не публиковался.

Джон Фаулз
Джон Фаулз

Там он познакомился со своей женой Элизабет, с которой прожил 35 лет. Женщина значительно повлияла на писателя и стала прообразом женских персонажей его романов (что мы еще увидим в Мантиссе). Позже Фаулз напишет самые известные свои романы "Коллекционер", "Волхв" и "Женщину французского лейтенанта".

Фаулз и его идеи. Одну из основных проблем современного общества писатель видел в неравенстве. Человек ощущает собственную никчемность и незначительность, что и толкает его на преступления в попытке самоутвердиться. Я сразу вспомнил тут про Достоевского и пришил на всякий случай петельку для топорика в свое пальто.

Вторая идея писателя - конфликт между Немногими и Многими: теми кто имеет власть и "право" и кто не обладает подобными возможностями. Решение этого конфликта Джон видит в ответственности Немногих, которые должны со всей ответственностью использовать выпавшие им возможности. Конечно подобная концепция является утопией и не может быть реализована в силу устройства общества и человеческой природы. Тут на ум мне пришел "Атлант, который все никак не расправит плечи", утопия идеалистов технократов.

Ещё студентом в Оксфорде Фаулз испытал сильнейшее влияние французских экзистенциалистов — Сартра и Камю. Их идеи о несовершенстве мира, о свободе личности, которая одновременно является выдающимся благом и тяжким бременем, и о необходимости самостоятельно принимать решения, нести ответственность за них и искать своё предназначение, глубоко повлияли на Фаулза и проходят сквозь его романы 1960-х. Герои «Волхва» и «Женщины французского лейтенанта» в какой-то момент оказываются на распутье, когда они должны решить, продолжать ли обыденную жизнь или следовать чувству, возможно, отказавшись от своей социальной роли, но по-настоящему реализовав себя.

В 1970-х гг. Фаулз стал пересматривать свои взгляды на жизнь и экзистенциализм. Главный герой повести «Башня из чёрного дерева» между свободой и обычной жизнью выбирает обычную жизнь. Проблема поиска себя отражается в следующем романе «Дэниел Мартин»: главный герой это повзрослевший герой «Волхва» — и во многом сам писатель.

Романы Фаулза

Отмечу тут кратко книги, которые прочитал сам и чем они мне понравились. После чего сразу перейдем к основному делу.

"Коллекционер" (1963)

-3

История застенчивого сталкера и похитителя. Наверное самый известный роман автора. История о молодом человеке, клерке, который увлекается коллекционированием бабочек. Фредерик увлечен студенткой художественного училища, но не может найти в себе смелости познакомиться с ней. Издалека восхищается ей и томительно страдает, но одна случайность меняет все.

Проверка стокгольмского синдрома. Фред выигрывает деньги на скачках и покупает дом в сельской местности. Зачем? Похищение и попытки влюбить в себя пленницу. Местами жуткий и некомфортный роман, который оставляет после себя гнетущее впечатление. Читается очень интересно.

"Волхв" (1965)

-4

Яркие образы Греции. Когда я читал этот роман у меня перед глазами стояли яркие и солнечные образы заброшенного острова Греции. Белые небольшие дома, яркое солнце, духота, морская вода, кипарисы и звуки насекомых.

Что-то подобное
Что-то подобное

Тяжелая жизнь английской интеллигенций. Именно в таком антураже и происходят действия романа. Главный герой выпускник-интеллигент из Англии. Без целей, ответственности и стремлений плывет по жизни. В один момент он вдруг расстается с девушкой и решает уехать на далекий остров в Греции ради нового опыта и впечатлений. Собирает в чемодан свои небольшие пожитки и уезжает.

Вымышленный мир интереснее реального. На острове он постепенно понимает, что писатель из него бездарный, существование тлен и вообще жить как-то не хочется. Казалось бы от себя не убежишь, но тут он наконец находит то, что искал. Загадку, тайну, мистику. Интригующие обстоятельства, которые проверят на прочность все его убеждения.

Загадочный человек, его дочь и странные отношения, которые развиваются по каким-то чужеродным и необъяснимым правилам. Дальше читайте сами)

Дэниел Мартин (1977)

-6

Масштабное произведение. История о голливудском сценаристе, который живет "успешной жизнью": престижная работа, деньги, красивая любовница. Внутри же герой не удовлетворён жизнью. Все меняется, когда ему приходит приглашение от умирающего друга на родину - в Англию. Там его ждет много старых воспоминаний, тайн и неожиданностей из прошлого, которые заставят его пересмотреть свой взгляд на жизнь. Скелеты в шкафу умеют ждать, ты только приезжай.

Роман поднимает многие актуальные темы и вопросы: что такое искусство? как быть "честным художником", в мире где все продается и покупается? Почему искусство проще сфотографировать, чем понять? И к чему ведет такое потребление. Поднимаются и более общие проблемы: выбора, ответственности, вины, совести, отношения отцов и детей.

"Мантисса" (1982) или то, ради чего мы собрались

-7

Многие слышали про книги выше. Но одна из самых интересных и необычных книг Фаулза кажется мне обделенной вниманием. Перед написанием статьи я как обычно перечитал ее со свежей головой и не ошибся: она понравилась мне даже больше, чем несколько лет назад. Сейчас расскажу почему.

Сцена 1: Активная стимуляция творчества

Больница, амнезия и необычные методы лечения. Главный герой романа просыпается в больничной палате. Кто он и чем занимается он не помнит: жена, которая пришла его навестить не кажется ему знакомой. Врач и медсестра готовят его к новым экспериментальным процедурам. Ему нужно раздеться и лечь на кушетку. Зачем? Не совсем понятно, но доктор Дельфи непреклонна в своих методах.

Доктор, в методах которого не стоит сомневаться
Доктор, в методах которого не стоит сомневаться

Эротическая дезориентация в пространстве. Если вы когда-нибудь читали эротические романы - вам понравится первая часть книги. Фаулз с юмором, вкусом и отсутствием лишней пошлости показывает сцены с пациентом, доктором и медсестрой. Дело в том, что современные методы лечения амнезии предполагают эротическую стимуляцию больного: якобы центры памяти и удовольствия связаны между собой и все в таком духе. Главный герой самоотверженно сопротивляется этому безобразию, но в итоге умелые руки доктора и медсестры ставят жирную точку на его моральных ориентирах.

Ты просто мог бы встать и уйти. Так говорит ему доктор Дельфи, и герой понимает, что да, мог бы, но не ушел. Почему? Пока не совсем понятно. Главный герой, как и читатель не понимают что происходит, но происходящее конечно интригует, глупо было вы встать и просто уйти. Или закрыть книгу на этом месте. "Вы тут находитесь всего лишь несколько страниц", - говорит герою доктор Дельфи, что жирно намекает нам в какую сторону смотреть.

"Продолжайте не останавливайтесь, вплоть до последнего слога». И вот уже на столе палаты лежит незаконченная рукопись.

БАМ!

Сцена 2: Панк-фурия бьет по самому дорогому, по самолюбию

Смена контекста. Как только мы начинаем догадываться, что это все имеет какое-то отношение к творчеству, все резко меняется, В палату врывается девушка в косухе, с гитарой, ирокезом и яростью в глазах.

Примерно такая
Примерно такая

Она готова рвать и метать и герой не понимает, а что он сделал?? Мы тоже не понимаем, но читаем и пробуем пытаемся разобраться.

Звенящая пошлость или объективация сексизмом. Фурия с гитарой дезинтегрирует доктора и медсестру - они исчезают. Пропадают не только они - исчезает рукопись и все что сделал автор. Девушка кроет матом снобизм автора и его увлечение «умными метафорами», сцены, придуманные им, сексизм, шовинизм и прочее. Сексуальная объективация и отсутствие смысла - вот в чем виноват главный герой. Это ему подробно и доходчиво объясняют. Читатель тоже понимает, что виноват: ему ведь было интересно. Пошлость, звенящая пошлость..

Творческая страсть сменяется бытовухой. Дальше идет очень муторный диалог двух людей, которые не хотят быть вместе, но и не могут друг друга оставить. Болезненная привязанность, привычка. Отношения писателя с музой похожи на отношения мужчины и женщины, когда им уже нечего сказать по существу, остается только болото взаимных претензий и упреков: «Что я здесь делаю, с этим совершенно чужим мне человеком?». Он и сам не знает.

Безыдейная порнография. Писатель, который без идеи пытается «домогаться музы» в итоге делает пошлость и порнографию. Если же он помолчит и прислушается к тому, что муза пытается ему сказать, то может получится что-то стоящее. Не факт, что даже так в итоге не получится пошлость иного рода: дешевый романтический роман от Музы, против порнографии от писателя. Штампы, клише, "неожиданные повороты сюжета", беллетристика в худшем смысле слова.

«Майлз, вряд ли современный роман можно закончить на предположении, что простое траханье решает все проблемы». Конечно не решает, тем более писатель и не собирался делать порнографию ради порнографии, музе просто не хватило знания и кругозора, чтобы понять его замысел. Она ворвалась в его текст и начала его учить тому что хорошо, а что нет. Ошибка.

Сцена 3: Переживал за их отношения больше, чем за свои

Опять все меняется. Писатель отчитывает Музу за ее недальновидность, малообразованность, закостенелость в творческих аспектах. Как маленькая девочка она выслушивает его упреки и безропотно соглашается. "Я узнала много нового, но не сердись на меня, позволь мне тебя приласкать" - говорит она.

Наивная богиня обучает искусству (любви)
Наивная богиня обучает искусству (любви)

Мы узнаем ее историю. Муза вспоминает великих поэтов прошлого: Вергилия, Овидия, Горация и других. Безбожно путает одного с другим. «Мне просто интересно: если ты вот так обращаешься с великими поэтами прошлого, как, черт возьми, ты можешь относиться….». Реальна ли она или просто существует в воображении главного героя? А так ли это важно.

Модернизм и постмодернизм. Главный герой продолжает поучать "наивную" девушку: «Темой серьезного современного романа может быть только одно: как трудно создать серьезный современной роман»:

  • Роман признает, что все лишь фикция и никого более.
  • Следовательно писать о романе намного важнее, чем писать сам роман.

Настоящий писатель не станет заниматься грязной и ненужной работой: составлять истории, добавлять персонажей и так далее. И самое главное: Автор является все лишь агентом, посредником. На творческом уровне нет связи между автором и тестом: ничего нельзя заключить или выяснить о тексте у автора или об авторе из текста.

"Роман перестал был средством отражения действительности и стал средством размышления"

Вспоминается фильм "Адаптация", от сценариста Энди Кауфмана. Энди не мог написать сценарий фильма - адаптацию книги. И в итоге сделал сценарий о том, как трудно ему написать сценарий. Гениально, рекомендую посмотреть.

«Адаптация» (Adaptation., 2002)
Там два Николаса Кейджа!
Там два Николаса Кейджа!

Чем заканчивается бесконечный любовный спор? Говорить не буду, лучше почитайте сами. Тем более, что я не раскрыл и половины поднимаемых тем и сцен.

Итог: Круто, ну это же круто

Мета-роман, рефлексия. Это роман о том, как писатель пишет роман. Самокритика, самолюбование, сомнения и самомнение проносятся в голове писателя. Рефлексия автора над своим творчеством. Как он хотел пойти по пути великих писателей современности, но муза постоянно пыталась загнать его в банальное болото.

Напоминает чем-то фильм «Дом, который построил Джек», как метафору творчества режиссера. Триер тоже очень любит отсылки к античному искусству, вот только у Фаузла это получается легче - не так пафосно и претенциозно.

"Дом, который построил Джек" (2018)
"Дом, который построил Джек" (2018)

Эротика, как метафора творческой искры. Вся книга - одна большая метафора творческого процесса, показанная в виде эротических и диалоговых сцен. Главный герой сначала сопротивляется творческому процессу. Он мог бы встать и уйти, но не делает это. Почему? Возможно подсознательно ощущает, что ему нужно продолжать. А может ему и некуда уходить, ведь он заперт в своей голове. От себя не убежишь.

Секс, как акт созидания. Творческий акт здесь показан в виде взаимодействия мужчины и женщины, дело без слов. Когда же начинаются бесконечные диалоги и рассуждения это уже не творчество - рефлексия и самокопание. Как давно живущие вместе супруги: знают друг о друге почти все и места для нового остается все меньше. Удивить еще возможно, стоит лишь проявить фантазию и желание.

Все что мы видим - игра, творческий экспромт писателя и музы. Импровизация, когда заготовки кидаются на стол и что-то получается. Или нет. Роли меняются, все переворачивается с ног на голову и обратно. Все зависит от перспективы, точка обзора меняет все.

Одиночество творца, которого мотает от неуверенности в себе до вселенского могущества. Он создатель миров, но в то же время будто бы ни на что не годен. Автор словно божество - летает в беспредельном, бесконечно вечном. Преисполнившийся создатель и уничтожитель миров. В то же время заперт внутри своей головы, одинокий. Одинокое безумие творца.

«Думаешь, что ловишь ускользающую тему, на деле же гоняешься за своим хвостом»

Подписывайтесь, ставьте лайки, рекомендуйте друзьям.

Читайте в Телеграм: https://t.me/zhizn_zritelya

Смотрите на YouTube: https://www.youtube.com/@zhizn_zritelya

Читайте и другие мои статьи:

#джонфаулз #коллекционер #волхв #обзоркниги #жизньзрителя