Вступление
Всем знакома ситуация, когда ты вечером дома решаешь посмотреть какое-то кино, но идей нет. Ты можешь открыть какой-то список фильмов из интернета, спросить у друзей в чате, или открыть свои закладки - фильмы, которые ты возможно когда-то посмотришь (скорее всего нет, не обманывай себя).
В очередной раз открыв свои закладки, я выбирал что бы такого посмотреть. Взгляд моей девушки упал на фильм из списка - "Все страхи Бо". Фильм показался интересным, Феникса я люблю, что может пойти не так? Ок, давай посмотрим)
Забегая вперед, скажу, что это по итогу хороший пример того, как самостоятельный выбор (вне рекомендательных систем и алгоритмов) приводит тебя не совсем к тому результату, который ты хотел бы получить. Тем интереснее. Да и потом, если фильм вызывает в тебе эмоции, то наверно ты не совсем зря его включил, но это уже не точно...
О чем фильм
Сразу скажу: скорее всего где-то по тексту будут спойлеры, а может нет, я пока не решил. Беру пример с режиссера, буду весь такой внезапный, что вы мне сделаете? Я в другом городе!
Завязка фильма такова: Мужчина около 50 лет, Бо (Хоакин Феникс) пытается как-то жить эту жизнь (как и все мы). Получается у него так себе, все у него валится из рук, психологические проблемы давят (тревога, бессонница, депрессия), воду отключают, соседи спать не дают. Любая мелочь, которая может пойти не так обязательно идет и даже сам его район кажется хочет его убить или хотя бы покалечить. Абсолютно беспомощный главный герой, который оставил любые попытки активной борьбы с миром, старается как может смягчить получаемые удары и кое-как двигаться дальше.
Он собирается прилететь в другой город навестить свою мать и даже это простое действие ему не удается (кто-то ворует у него ключи от квартиры и чемодан), с чего и начинается основное действие.
Начинается довольно бодро: лично я не мог понять, действительно ли главный герой живет в таком ужасном районе (стрельба, убийства, постоянный шум, крики, грязь и далее по списку)? Если да, то понятно, почему у него такие беды с головой, там любой бы начал пить таблетки. С другой стороны, если район таким не является, то тревога главного героя и его ментальные проблемы показаны очень круто и даже остроумно.
Ты смотришь и тебе реально интересно, ты не понимаешь что происходит, но ты заинтригован. Дальше случается череда немного абсурдных и смешных даже событий (известие о смерти его матери, истерия по поводу выпитых без воды таблеток, стремительный бег за водой в магазин через "враждебный" район, незнакомый мужик в ванной на потолке, паук), где по итогу Бо оказывается сбитым машиной, при этом убегая голым от полицейского.
Ок, дальше пойдут лютые спойлеры (все же предупрежу) и моя бомбежка по поводу и без. Если описанное выше заинтересовало, то предлагаю сначала на свой страх и риск посмотреть фильм (он идет три часа, так что да, понимаю...), а потом дочитать, ну или делайте что хотите, люди взрослые - разберетесь)
Основная часть бомбежки обзора
Следующая часть фильма в целом тоже пока держится бодрячком: Бо просыпается в какой-то девчачьей комнате в незнакомом доме и пытается понять что с ним произошло. Его сбила машина, а те кто его сбил любезно забрали его к себе домой (мужчина - известный хирург, Бо в "надежных руках") и выхаживают (или делают вид). Герой пытается прийти в себя и доехать наконец до похорон матери, но у него плохо получается.
Мне честно лень пересказывать все события трехчасового бед-трипа, давайте лучше сразу перейдем к тому, что я понял (а понял я очевидно не очень много).
Некоторые рецензенты писали (я мельком видел их размышления), что мол фильм пронизан "Фрейдизмом", чуть ли не "справочник по психологии" и так далее. Я бы поспорил, с тем, что это справочник хоть чего-то. Справочники обычно структурированы и имеют какую-то логику, последовательность, цельность, тут такого даже близко нет.
Дальше пойдут мои горячие заметки, которые были сделаны в час ночи, сразу после просмотра, с более поздними дополнениями.
Первое: "Бо - это ты"
Если пытаться найти во всем этом смыслы, то вот вам первый. Бо - это я, мы, ты, зритель. Мы так же как и Бо мало того, что часто идем по жизни, не понимая ничего, как мы тут оказались (в заднице конечно же), что нам теперь делать и вообще.
Нас несет течением жизни в разные стороны из одного дерьма в другое, и мы не понимаем, зачем и почему. Кажется мы не можем никак повлиять на свою судьбу, только робко пытаемся барахтаться, стараясь не нахлебаться из этой канализации, ну или хотя бы хлебнуть не очень сильно, хотя бы не носом.
В этом смысле единение зрителя с главный героем получается фантастическое: давно я не был настолько в одной связке с главный героем и не охреневал с ним так же синхронно. Не знаю, браво это или нет - не уверен, что режиссер это закладывал)
Второе: "Раскрытие тем"
Плыть по течению жизни Бо (и нам часто тоже) мешают страхи и психологические проблемы, которые собственно и отображены в названии фильма.
Перечислю темы ниже.
1. Психологи, психологические проблемы, терапия и вот это все: показано это все через придурковатого продажного психолога, который сливал все сеансы главного героя его тираничной матери (лицо людей, которые сейчас в терапии представили?).
2. Проблемы и страхи самостоятельной взрослой жизни. Показано это через инфантильного главного героя, который не может даже о себе минимально позаботиться и боится всего вокруг. Показано местами комично, это одна из лучших частей фильма, начало, когда тебе еще интересно смотреть.
3. Страх смерти родственников/родителей. Смерть матери главного героя, смерть сына приютившей Бо пары. Да и в целом смерть на каждом шагу за пределами квартиры Бо. Не выходи из комнаты, не совершай ошибку!
4. Посттравматический синдром. Посттравматический сослуживец сына, за которым его родители тоже ухаживают. "Необычная" семейка, за позитивным фасадом скрывают кучу скелетов.
5. Страх сексуальной близости, потери/обретения любви. Вообще тоже смешная и одновременно маразматическая часть фильма: Бо всю жизнь думал, что у него наследственная редкая болезнь, он умрет в тот момент, когда испытает оргазм. Именно так ему в детстве сказала его мать, лишив его по сути любых шансов на построение отношений с кем либо.
6. Страх одиночества, потери семьи. Показано кстати круто, через такой анимационный фильм про обретение, потерю и поиск семьи. Жаль только, что к этому моменту режиссер тебя настолько задолбал, что тебе уже просто насрать.
7. Ипохондрия. Если ты не запьешь таблетки водой, то умрешь! Скорее всего мучительно, а как ты хотел? Сейчас загуглим симптомы))
8. Тема маменькиных сынков. Главная, как мне кажется тема фильма, где мать всю жизнь следила за каждым шагом сына, постоянно вмешивалась и в итоге получилось то, что получилось. У него даже имя это не имя, а какое-то прозвище маленького мальчика, уменьшительно-ласкательное, Бо. Борис?! Мог бы быть Борис "Бритва" в фильме Гая Ричи....
В целом темы хорошие и важные, НО. Автор за 3 часа (!) не раскрыл ни одну взятую тему как следует. Ни одну. Он просто взял кучу разных тем, закинул в блендер, потряс, перемешал и получилось нечто непонятного цвета и вкуса. Адское месиво. Если прислушаться к себе, то можно конечно во всем этом что-то найти, но надо ли?
Третье: "Путь главного героя, развитие"
Возможно мы привыкли к стандартным ходам и шаблонам (говоря простым языком, быдло и ничего не понимаем). Но все же хочется в главном герое видеть какую-то внутреннюю динамику. Герой в начале - полный проблем, комплексов, потерянный в жизни мужчина. Герой в конце - точно такой же, а может даже хуже. Несмотря на весь путь, который он прошел (а путь был такой, что даже самый деревянный валенок бы раздуплился), все осознания, новую информацию, он НИКАК не изменился.
Да, в конце он вроде как "сепарируется от матери", но сразу после этого идет сцена метафорического пересечения реки мертвых на лодке, где герой попадает на метафорический же "последний суд". Весь фильм копить энергию для катарсиса и просто слить это все в очередной дебильной финальной сцене, браво.
Четвертое: "Конец Бо".
В конце герой переправляется через "реку Стикс" на моторной лодке, и попадает на "последний суд", где не может в своих же глазах оправдать самого себя (ему мешают психологические проблемы и фобии). В итоге "топит сам себя", на чем фильм заканчивается. Грохот смыкаемых ладоней!
Пятое: "Режиссер - претенциозный выпендрежник"
Который излишне пытался выё**ваться и тот факт, что мы это досмотрели, скорее говорит хорошо о нас, чем о фильме. В какой то момент это стало делом принципа.
Я давно не смотрел кино, с ощущением, что режиссер стебется надо мной в прямом эфире в особо изощренной форме, издевается и мерзко хихикает где-то за кадром. И пару раз даже показывает нам (свою?) письку, мощно) В конце фильма я не выдержал и показал экрану фак. Мне стало легче, надеюсь мы квиты, Ари.
Если ты хотел сделать кино с претензией, тогда зачем используешь такой же прием как тик-ток? Пытаешься постоянно подкинуть зрителю что-то неожиданное (будто держишь его за ребенка с дефицитом внимания). Чтобы он не заскучал? Мог бы просто сделать фильм более коротким и цельным.
Итог
Понравился ли мне фильм? Ахах, кхкхкхкмм. Скорее нет, чем да. Первая половина фильма была интересной, дальше безумие было все менее и менее связным, насилие над мозгом было все более тупым и бессмысленным, было просто скучно, но хотелось досмотреть. Да, некоторые идеи и решения были классные, но этого мало на мой взгляд.
Моей девушке фильм тоже очень понравился. Еще бы! Ведь его выбрала она (из моих закладок), за что я ей безмерно благодарен. Ведь так насыщенно мы бы не смогли провести этот субботний вечер ни при каких раскладах (и безопасно, трип то чужой, ты просто наблюдаешь, а потом идешь пить чай). В следующий раз выбирать будет конечно тоже она <3
P.S.
Конечно, в конце фильма мы бы хотели увидеть рост героя, преодоление его страхов, комплексов и проблем (хотя бы некоторых). Ну или по крайней мере эпическую десятиминутную битву Бо с гигантским пенисом режиссера, олицетворяющую Фрейда, подростковые травмы или нелюбовь матери, я не знаю)) В конце битвы герой бы стоял, как атлант, расправив плечи. Стоял и улыбался нам прямо в камеру. Первый раз за фильм. Я бы наверное даже заплакал.
И посоветовал бы такой фильм всем, а кто нет?