Найти в Дзене
2,5K подписчиков

Питер Брейгель Старший: зеркало морали + 9 картин

2,1K прочитали
"Мизантроп", 1568 г., Музей Каподимонте, Неаполь
"Мизантроп", 1568 г., Музей Каподимонте, Неаполь

Питер Брейгель старший (1525-1569) был одним из выдающихся художников Северной Европы XVI века, чьё мастерство остаётся великолепным примером для искусства. Он проявил себя как живописец, чертёжник и мастер гравюры, оставив свой неповторимый след в истории пейзажной живописи.

Хотя его произведения широко известны в наши дни, о его личной жизни мы знаем крайне мало, лишь некоторые факты: вступление в гильдию художников Антверпена в начале 1550-х годов, переезд в Брюссель в 1563 году и смерть в 1569 году. Однако не сохранилось ни дневников, ни писем, ни воспоминаний современников, которые могли бы рассказать нам о его художественном пути, вдохновении или взглядах на мир. И всё же его произведения говорят сами за себя, раскрывая нам удивительный мир его воображения и таланта.

Информация о жизни и творчестве Питера Брейгеля, хоть и ограниченная, в значительной степени обрела известность благодаря "Книге о художниках" Карела ван Мандера, опубликованной в 1604 году. Однако ван Мандер, хоть и рассказал несколько захватывающих историй о художнике, но прозвал его "Питером Шутником", создавая ошибочное впечатление, будто Брейгель был только мастером комических сцен. Вероятно, это было связано с тем, что ван Мандер не имел возможности ознакомиться с главными работами Брейгеля, хранящимися в частных коллекциях, и, возможно, знаком был только с его гравюрами.

"Большие рыбы поедают малых", 1556 г., Галерея Альбертина, Вена
"Большие рыбы поедают малых", 1556 г., Галерея Альбертина, Вена

На самом деле Брейгель был образованным человеком, а многие его картины были проникнуты глубокой моралью и философским содержанием. Ван Мандер также утверждал, что Брейгель получил своё имя по названию деревни неподалеку от Бреды, но эта легенда так и не была подтверждена. Он также заявил, что Брейгель обучался у Питера Кука ван Альста, но несмотря на это, влияние итальянского стиля на его творчество было минимальным. Возможно, связь с семьей художника, включая его брак с Мэйкен, дочерью Кука ван Альста, играла роль в его формировании как художника.

После завершения обучения Питер Брейгель отправился в Италию, как это было принято у амбициозных художников того времени. Его путешествие включало посещение Реджо-ди-Калабрии, возможно, Неаполь и Мессину. Однако наиболее значимой частью его путешествия стало пребывание в Риме в 1553 году, где он познакомился с известным миниатюристом Джулио Кловио, который купил у Брейгеля четыре его картины.

Пребывание в Италии, кажется, не особо впечатлило Брейгеля, в отличие от поездки в Альпы, которая потрясла его глубоко. Возможно, горные пейзажи привлекли художника больше всего, поскольку он отправился в путь через Лион и восточные районы в сторону Инсбрука. В горах он создал множество детальных рисунков, которые были весьма необычны для его времени. Ведь в то время пейзажи рассматривались в основном как фон для изображения исторических или религиозных сюжетов, а не как самостоятельные произведения искусства.

"Поклонение волхвов", 1556 г., Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
"Поклонение волхвов", 1556 г., Королевские музеи изящных искусств, Брюссель

Вернувшись в Антверпен к 1555 году, Питер Брейгель начал работать на печатника Иеронима Кока. Ему быстро поручили создание серии "Двенадцать больших пейзажей" (ок. 1555-1558 гг.). Однако стоит отметить, что Брейгель добавлял в свои пейзажи фигуры людей и здания по своему усмотрению, чтобы придать им дополнительную привлекательность в глазах потенциальных покупателей.

Иероним Кок был бизнесменом с проницательным взглядом и вскоре втянул Брейгеля в другие коммерчески привлекательные проекты. Он заметил огромный интерес публики к гротескным фантазиям Иеронима Босха, и Брейгель доказал, что способен справиться с этим запросом: вскоре художник начал создавать фантастические пейзажи с монстрами и демонами. Его картины были настолько вдохновлены работами старого мастера, что Кок не смог удержаться от того, чтобы не представить их как оригинальные произведения Босха. Даже имя Босха появилось на одной из картин Брейгеля — "Большие рыбы поедают малых".

"Фламандские пословицы", 1559 г., Берлинская картинная галерея
"Фламандские пословицы", 1559 г., Берлинская картинная галерея

Брейгель, несомненно, создавал комические сцены, о которых упоминал ван Мандер, но эти гравюры не просто призывали к веселью: они служили моральными уроками, подчеркивая глупость и греховность человеческой натуры. Особенно часто в центре внимания оказывались крестьяне — низшее звено социальной пирамиды того времени, поскольку их считали наиболее склонными к глупостям. Сами сюжеты базировались на популярных афоризмах и пословицах из таких произведений, как "Корабль дураков" (1494 г.) Себастьяна Бранта или "Похвала глупости" нидерландского учёного Эразма Роттердамского (Париж, 1500 г.). Таким образом, работы Брейгеля не только развлекали, но и предостерегали зрителей от человеческих недостатков, призывая к самокритике и размышлениям.

Гравюры Брейгеля были востребованы не только в Нидерландах, но и во Франции, Италии и Германии, что сделало его имя узнаваемым и укрепило его репутацию. Однако, согласно тогдашней практике, прибыль от продажи гравюр делилась между гравёром и издателем, что оставляло самому Брейгелю небольшую долю. Это заставило его больше заниматься живописью, и хотя его работы могли видеть меньше людей, это помогло ему преуспеть в карьере. Многие картины, созданные Брейгелем в Антверпене, напоминали его крупные гравюры. Некоторые из них были нравоучительными жанровыми сценами, такими как "Битва Масленицы и Поста" или "Фламандские пословицы", в то время как другие обладали стилистическими чертами, схожими с работами Босха, как "Триумф Смерти" или "Безумная Грета".

В 1563 году жизнь и творчество Брейгеля кардинально изменились после его свадьбы с дочерью Иеронима Кока и переезда в Брюссель. Удивительно, что, согласно ван Мандеру, тёща Брейгеля настояла на переезде, возможно, чтобы разлучить художника и его возможную иную женщину. Однако также вероятно, что Брейгель принял решение о перемещении, стремясь найти более выгодные заказы. В столице Бельгии, центре политической власти, ему открывались новые перспективы. После переезда его стиль начал эволюционировать. Он отошел от сложных композиций с множеством персонажей на полотнах, предпочитая более простые, но более реалистичные сцены. Фигуры людей стали более крупными и значительными, что отражало вкус и предпочтения покровителей художника.

"Поклонение волхвов", 1564 г., Лондонская национальная галерея
"Поклонение волхвов", 1564 г., Лондонская национальная галерея

В последние годы своего творчества Брейгель создал окончательные версии некоторых из своих любимых тем. Особенно выделяется его преданность пейзажной живописи, что нашло своё заключительное воплощение в серии произведений под названием "Времена года". Этот цикл картин был заказан богатым антверпенским купцом Николасом Йонгелинком. Идея возникла из миниатюрного календаря, изображенного в часослове - иллюстрированной богослужебной книге, однако Брейгель расширил её, придав эпический масштаб этому проекту.

Одна из наиболее выдающихся картин в этом цикле, "Охотники на снегу", вероятно, представляет январь. Брейгель придавал большое значение деталям, включая погодные условия и окружающую среду. Перед тем, как начать работу, он предварительно обработал деревянную панель белой меловой краской, что стало необходимым шагом из-за использования определенных оттенков.

"Охотники на снегу", 1565 г., Музей истории искусств, Вена
"Охотники на снегу", 1565 г., Музей истории искусств, Вена

Брейгель продолжил свое эпическое творчество и в жанровых работах. В его работах "Падение Икара" и "Притча о слепых" он развил два эпизода, которые первоначально были малыми деталями в его картинах "Фламандские пословицы", но полностью преобразовал их. Изображение слепых мужчин, ведущих друг друга к обрыву, стало одним из наиболее впечатляющих произведений Брейгеля. Возможно, это была его реакция на насилие, которое потрясло Нидерланды. Историки искусства пытались понять, какую точку зрения на этот вопрос занимал Брейгель, но он оставил этот вопрос без ответа.

"Притча о слепых", 1568 г., Музей Каподимонте, Неаполь
"Притча о слепых", 1568 г., Музей Каподимонте, Неаполь

Брейгель скончался в 1569 году, оставив после себя огромное наследие. Ему приписывается множество произведений, но до наших дней дошло всего лишь сорок пять картин. Влияние его художественного стиля ощущалось не только в творчестве его сыновей-художников, таких как Питер Брейгель младший (1564-1638) и Ян брейгель старший (1568-1625), но и на многих других фламандских живописцев того времени.

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала по ссылке:

Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями:

#брейгель #картины #искусство #музеи #художники