Говоря о танках, состоящих на вооружении российской армии, чаще всего речь идёт о Т-72 и его производных — Т-90. Однако почти забыт прорывной танк, которому с трудом, но удалось удержаться на вооружении в постсоветской России.
«Летающий танк» — больше многие о нем ничего и не знают. Пушка та же, что и у Т-72, автоматическое заряжание и те же три человека экипажа. Но можно сказать с уверенностью, что это совершенно другая машина, которая могла бы стать платформой для дальнейшего развития танкостроения. Так в чем же отличие Т-80 от современных модификаций Т-72 и Т-90? Чем он лучше небезызвестного Т-14 «Армата» и как он вообще попал на вторые роли? Сегодня в этом и разберемся.
Списать нельзя помиловать
Танк Т-80 разрабатывался с 1968 года на Кировском заводе, как модернизация и развитие Т-64. И только 6 августа 1976 года первый в мире серийный танк с газотурбинной силовой установкой Т-80 был принят на вооружение СССР.
К концу 1980-х годов машина стала основой танковых войск СССР. Т-80 получил более продвинутую систему управления огнем 1А45 «Иртыш», улучшенную ПТУР «Инвар». Перед самым распадом СССР добавляется и новый двигатель ГТД-1250, который накинул ещё 150 лошадей к мощности. В итоге, на то время танк превратился в лидера по скоростным и маневренным показателям.
Но холодная война не перешла в горячую фазу. И постсоветская Россия не могла содержать подобную технику из-за дороговизны. В локальных конфликтах преимущества были не столь явными, а недостатки очевидны — двигатель «восьмидесятки» требует в 3 раза больше горючего, чем Т-72. Поэтому в РФ планировали полностью отказаться от Т-80 из-за его экономической нецелесообразности. Дошло до того, что все танки Т-80 думали списать для унификации узлов и агрегатов, которые у тагильских машин Т-72 и Т-90 фактически идентичны и в теории взаимозаменяемы.
Но недавно стало известно, что в России возобновили выпуск 1250-сильных газотурбинных двигателей (ГТД-1250) для танка Т-80. Производство запущено в Калуге на ПАО «КАДВИ». Для модернизации снятых с хранения танков. Ведь уже сегодня на вооружении армии РФ имеются танки Т-80БВМ, способные работать из орудия калибра 125-мм, при этом применяются управляемые противотанковые снаряды. Усовершенствована система стабилизации орудия. Установлены современные прицелы с тепловизором.
По достоинству оценили военные и то, что с ГТД-1250 при движении задним ходом машина способна развивать скорость 30 км/ч, тогда как тагильские машины имеют скорость заднего хода 5 км/ч. В боевой обстановке это указывает на невозможность оперативного передвижения задним ходом, прикрываясь мощной лобовой броней.
А если совершать разворот, теряется быстрота маневра, а в корму может быть нанесено огневое поражение даже автоматическими пушками. Хочется отметить возможность использования ГТД в северных регионах. В отличие от дизельных двигателей, ГТД можно запускать, не прогревая, при -5 °С и наблюдать бесперебойную работу при -40 °С.
❗В связи с участившимися случаями ограничения наших каналов и непрозрачностью контентной политики Дзена мы занялись поиском альтернативных площадок для переноса публикаций. Вероятнее всего, такой площадкой станет приложение SFERA. Мы уже перенесли туда канал про Космос. А скоро в SFERA появится возможность добавлять длинные посты. В дальнейшем будет создан и сервис для статей.
Скачать мобильное приложение SFERA:
Танки — коробки
По характеристикам российскому Т-80 уступают и M1 Abrams. Об этом рассказал глава делегации России на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями Константин Гаврилов:
«Танки — такие же обычные коробки, снаряженные оружием. Abrams и Leopard мало чем отличаются, они даже хуже, чем наши Т-80, военные это знают» (РИА Новости).
«Американец», как и Т-80, оснащен газотурбинным двигателем — АGТ-1500 мощностью 1500 л. с. при 3000 об/мин. При этом максимальная его скорость равна 72 км/ч. Он хорошо бронирован, но только в лобовой части. Соответственно борт — это слабое место танка, по нему пробивали много и часто, это может сделать обычный РПГ-7. Вторым негативным фактом является то, что в состав брони M1 Abrams входит обедненный уран, он тяжелый и вреден для экипажа. Всё это влияет на подвижность.
На M1 Abrams не в полной мере проработана система фильтрации воздуха в двигателе, это сказывается на его работе в условиях повышенной концентрации пыли и грязи, что делает его пригодным только для использования, как говорится, «в домашних условиях». Тогда как в Т-80 данная проблема успешно решена путем установки системы удаления пылевых отложений с покрывных дисков рабочих колес центробежных компрессоров и с соплового аппарата турбины высокого давления.
У Т-80 и с двигателем ГТД-1250 были выдающееся скоростные и тяговые характеристики. Машина весом почти 46 тонн развивала скорость до 80 км/ч, имея при этом запас хода до 500 км.
В сравнении с последними модификациями Т-90, оснащенными двигателями В-92С2 мощностью 1130 л. с. при 2000 об/мин, мощность ГТД-1250 на Т-80 ушла не далеко, однако маневренность этих двух машин просто несопоставима. Реактивный монстр гениального конструктора С. П. Изотова творит чудеса в реальных условиях интенсивной эксплуатации как в южных регионах, так и в условиях арктических морозов. Одним словом: списать нельзя помиловать — так где же поставить запятую? Ответ на этот вопрос — во второй части.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить.
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA