Найти тему
SFERA — Pro Технологии

Для нового Т-80 в Калуге начнется производство «реактивного двигателя» увеличенной мощности ГТД-1500. Часть 1

Оглавление

В России недавно возобновили выпуск 1250-сильных газотурбинных двигателей (ГТД-1250) для танка Т-80. Производство запущено в Калуге на ПАО «КАДВИ». Выпуск двигателей начат из-за модернизации снятых с хранения танков Т-80 различных модификаций. Их обновляют до версии Т-80БВМ, показавшей свою эффективность в реальных боевых условиях. Однако стало известно, что ведется работа над более мощным двигателем ГТД-1500. Что он из себя представляет и что может дать новому Т-80? Или этот двигатель разрабатывается вовсе не для него?

SFERA — Pro Технологии — Подписывайтесь...
SFERA — Pro Технологии — Подписывайтесь...

Летающий танк

Основной боевой танк Т-80 разрабатывался с 1968 года в СКБ-2 Кировского завода, как развитие Т-64. Изначально планировалось заменить устаревшую дизельную силовую установку на ГТД-1000Т мощностью 1000 л. с. Именно в таком виде первый прототип Т-80, «объект 219 сп. 1», был изготовлен в 1969 году. 6 августа 1976 года первый в мире серийный танк с газотурбинной силовой установкой и противоснарядной динамической защитой Т-80 был принят на вооружение СССР.

Почему же сначала советский, а потом и российский танк Т-80 стал называться «летающим»? Таким его называли еще 45 лет за маневренность и быстроту передвижения. Ключевое событие, которое подтвердило эту характеристику Т-80, произошло в 1993 году в Абу-Даби на оружейной выставке. Там развернулась своеобразная дуэль между M1 Abrams и российским Т-80У в версии 1985 года. В испытании на самый дальний выстрел победу одержал российский танк. Дабы закрепить результат, танкисты произвели прыжок с трамплина. В ходе зрелищного маневра бронемашина смогла «улететь» на невероятные для подобной техники 14 метров. Экипаж же Abrams, трезво оценивая свои возможности, даже не попытался попробовать такое.

SFERA — Pro Технологии
SFERA — Pro Технологии

После этого в копилке Российской армии появился «летающий» танк. На него уже устанавливался ГТД-1250, с которым машина весом почти 46 тонн развивала скорость до 80 км/ч. При всем этом запас хода составлял до 500 км, можно было совершить марш-бросок от Москвы до Нижнего Новгорода и Воронежа.

Военный эксперт, полковник с боевым опытом Анатолий Матвийчук в беседе с «Лентой.ру» назвал наиболее эффективные боевые машины Российской армии, применяемые на сегодняшний день:

«Основу наших танков составляют Т-72М, Т-90 "Прорыв". Также подошли танки Т-80, но они используются на второстепенных направлениях, где танки типа Т-62, Т-55 [используются] как артиллерийские системы для разрушения долговременных корневых сооружений противника», — перечислил эксперт. Таким образом делаем вывод, что Т-80 крайне эффективен в использовании и в современных условиях».
-3

❗В связи с участившимися случаями ограничения наших каналов и непрозрачностью контентной политики Дзена мы занялись поиском альтернативных площадок для переноса публикаций. Вероятнее всего, такой площадкой станет приложение SFERA. Мы уже перенесли туда канал про Космос. А скоро в SFERA появится возможность добавлять длинные посты. В дальнейшем будет создан и сервис для статей.

Скачать мобильное приложение SFERA:

🇷🇺Rustore

🤖Android

🍎iOS

SFERA — Pro Технологии — Поставьте лайк...
SFERA — Pro Технологии — Поставьте лайк...

Разработка газотурбинного двигателя мощностью 1500 л. с.

Согласно сообщению самого осведомленного в России специалиста по газотурбинным двигателям Юрия Лейковского, президента ПАО «Калужский двигатель», на заводе приступили к созданию более мощного газотурбинного танкового двигателя. По его словам, в связи с тем, что Т-80 нового образца получит усиленную защиту и другие дополнительные системы, была поставлена задача создать современный двигатель с цифровой системой управления мощностью 1500 л. с.

«Планируется, что в 2025 году на предприятии уже начнется производство танковых газотурбинных силовых установок повышенной мощности», — заявил Лейковский.

Газотурбинный двигатель ГТД-1500, или «Изделие 39», разрабатывался и проходил испытания еще при СССР, причем успешно. Разработчики, установив ГТД-1500 на Т-80, провели дорожные испытания на Волхонском шоссе. На скорости более 90 км/ч танк оставался управляемым, а зафиксированный тогда максимум составил 95 км/ч. Дальше были 90-е, развал, кризис, со всеми вытекающими последствиями. Двигатель пытались привязать к проектам «Черного орла», Т-95 (Объект 195) и Объект 187. Но ни один из них не стал серийным.

SFERA — Pro Технологии
SFERA — Pro Технологии

Таким образом, перед предприятием поставлена задача не просто возобновить производство старых двигателей ГТД-1250, а необходимо практически заново создать более мощный газотурбинный агрегат: 1500 лошадиных сил вместо нынешних. Работы в этом направлении уже начались, испытания проводятся.

ГТД-1500 представляет собой перспективную форсированную модификацию двигателя ГТД-1250. Двигатель создается с применением новейших материалов. По сравнению с ГТД-1250, у него увеличена степень сжатия в компрессоре на 5–6 %, а расход воздуха — на 6–8 %. Существует модификация двигателя с гидрообъемной передачей — ГТД-1500Г («Изделие 39Г»).

1500 л. с. для летающего танка?

Сложно представить, на что будет способен Т-80, оснащенный подобным двигателем, по сравнению с бронетехникой стран НАТО, имеющих такую же мощность. Так, например, тяжеловесные Abrams и Challenger 2 вовсе не удивишь мощностью 1500 л. с. «под капотом». Но есть одно большое «но». Те самые «американцы» и «британцы» в своих самых свежих версиях весят около 70 тонн, а их российские конкуренты, такие как Т-80БВМ, как минимум на 20 тонн легче. Что делает разницу в маневренности и скорости колоссальной.

SFERA — Pro Технологии — Подписывайтесь...
SFERA — Pro Технологии — Подписывайтесь...

Еще Т-80БВМ при движении задним ходом способен развивать скорость 30 км/ч, тогда как тагильские машины имеют скорость заднего хода 5 км/ч. От «восьмидесятки» недалеко ушел и тот же Abrams со скоростью по пересеченной местности в 42 км/ч, только это уже при движении передним ходом.

Можно с уверенностью заявить, что по заказу Минобороны танки Т-80 с новым двигателем, изготовленные с нуля, в скором времени будут запущены в серию. А с ГТД-1500 связан еще один любопытный момент.

Сегодня уже понятно, что 1500 л. с. — сильно избыточно для Т-80 даже в модификации БВМ. И у нас есть одна гипотеза, которая могла бы объяснить причину появления такого двигателя. Но о ней мы напишем во второй части, а первую, пожалуй, на этом закончим.

Читайте также:

Материал создан при поддержке проекта SFERA