09 февраля 2024 года британскому актёру Тому Хиддлстону исполнилось 43 года. Самый знаменитый бог Коварства и Обмана раскрыл своё театральное амплуа не только в кинокомиксах, но также подарил нам несколько хороших ролей. Давайте разберём 8 прекрасных работ актёра.
1. Архипелаг (2010)
«Архипелаг» — не является для него дебютом на большом экране: Хиддлстон к 2010-му уже успел принять участие в десятке ситкомов и телепроектов, но впервые, пожалуй, сыграл настолько заметную роль. Сложную и во многом определившую его дальнейшую киносудьбу.
В фильме он играет Эдварда, одного из семьи Лейтонов. Вместе с матерью Патрисией и сестрой Синтией, они отправляются в двухнедельный семейный отпуск на остров Треско. У Эдварда в жизни переломный момент. Он как раз ушёл с работы и решил посвятить себя волонтерским работам в Африке, а именно одной образовательной программе по осведомлённости и профилактике СПИДа. Эдварда всё ещё терзают сомнения. Отпуск мог бы помочь с решением, но вместо островной идиллии Эдвард оказывается посреди настоящего крушения семьи. Непонимание, раздор и ещё больше вопросов.
2. Тор (2011)
Персонаж Локи, сводный брат Тора и бог хитрости, заимствованный из скандинавской мифологии, по многим причинам становится центральным для карьеры Хиддлстона. Когда в 2011 году его приглашают подписать контракт с Marvel — он не столько на пороге признания (к этому моменту у актёра уже есть и награды, и опыт), сколько на пороге будущей популярности. На протяжении последующих десяти лет популярность эта будет только расти, пока в 2023 году Marvel не выпустит финал второго сезона сериала «Локи».
Хиддлстон отлично вписывается в свою роль. Ключ к его персонажу можно отыскать в театральном прошлом акёра: когда его берут в постановку «Отелло», то он идет вовсе не на роль коварного Яго, он — простодушный Кассио. Вот и у Локи, при всей его хитрости, всегда находится место частице искренности, бесхитростной любви. Для миллионов зрителей Локи, которому в этом мире божеств и супергероев позволено быть слабым и совершать ошибки, — это способ найти в этом мире и себя. Локи важен в марвеловской вселенной своими психологическими качествами, а вовсе не силами: каждый раз зрители вынуждены следить не за тем, как и в кого он превратится, но чью сторону займёт. Именно его персонаж наиболее человекоподобен. Хотя в своём облике Локи не чужд и готичности: тёмные волосы, тёмный плащ, слабость к изящным костюмам. Надо сказать, что и этот стиль перейдёт с Хиддлстоном в другие его фильмы, а Локи станет его талисманом.
3. Полночь в Париже (2011)
Вместе с популярностью приходят и новые предложения. В том же 2011-м, когда выходит «Тор», Хиддлстон снимается в небольшой роли в «Полночи в Париже» у Вуди Аллена. Аллен устраивает очередной фильм-вечеринку, которая на сей раз разворачивается во всём своём великолепии в Париже 1920-х. Там полно невообразимых личностей: и Дали, и Хемингуэй, и Гертруда Стайн. Там же и Фрэнсис Скотт Фицджеральд, которого и играет Хиддлстон.
Мир алленовского фильма настолько плотно населен известными личностями, что, разумеется, всё, что успевают делать актёры — не столько играть своих персонажей, сколько протаскивать на экран известный исторический багаж и шарм. Персонаж Хиддлстона, Фитцджеральд, известен не только своими романами, но и слабостью. Несчастный муж, который не верит в себя и в любовь жены. Таким его и описывал Хемингуэй в романе «Праздник, который всегда с тобой», таким же он интересен и Аллену, который находит в герое свой любимый типаж неуверенного в себе невротика. Хиддлстон тут важен изящными чертами лица, готичной хрупкостью.
4. Глубокое синее море (2011)
Ещё один фильм 2011 года — «Глубокое синее море» Теренса Дэвиса. Хиддлстон тут играет в паре с Рэйчел Вайс. По сюжету он — бывший военный летчик Фредди Пейдж. На дворе 1950-е. Однажды в местном гольф-клубе он знакомится с Эстер Кольер, и между ними вспыхивает страсть. Проблема в том, что Эстер замужем, и будущего у них нет, есть только пламя, которое согревает двоих.
Оба героя в фильме глубоко несчастны. В жизни Эстер не хватало страсти, которую она нашла во Фредди. Ему же, страдающему от воспоминаний войны, никак не влиться в спокойную жизнь, ему не хватает риска, адреналина и того самого мига, в котором он чувствует себя живым. Эстер помогает Фредди вернуть пьянящее волнующее чувство жизни, но этот миг истинного счастья будет недолгим. И снова Хиддлстон отыгрывает человека в поисках собственной идентичности, и снова он теряется.
5. Выживут только любовники (2013)
Это поэтичное высказывание мастера авторского кино Джима Джармуша довершает начатый в фильмах о Локи готический портрет. Джармуш превращает Хиддлстона в вампира. Правда это не простой вампир, выглядит он очень стильно, занимается музыкой в Детройте, одевается, как будто на дворе 1960-е. Есть у него и возлюбленная жена. Он — Адам, она — Ева. Она сейчас живет в Танжере, но вот милый впадает в депрессию (а как не впасть за многие сотни лет), и она отправляется к нему.
Древние вампиры, их житейские неурядицы, литературные предпочтения и музыкальные сочинения — Джармуш в фильме словно бы и свою любовь к искусству заостряет таким вот жанровым вампирским манером. Ему всегда были интересны другие: инаковые, странные, занятые кино, интересующиеся музыкой, увлеченные жизнью и искусством или уставшие от них. И Хиддлстон ему интересен тем же. Вместе с Тильдой Суинтон, он другой. Красивый, тонкий, вечный, олицетворяющий современность и так не похожий на неё.
6. Багровый пик (2015)
Готический облик героя до того пристаёт к Хиддлстону, что режиссёров уже не удержать. Гильермо дель Торо берёт Хиддлстона в свой костюмный, полный летящих тканей, паутин, листьев и платьев «Багровый пик». Это мистическая история об одном старом поместье, которое стоит на красной глине, и зимой, когда всё вокруг бело, вокруг него, словно кровь, расползается цвет земли, одолевшей снег. В это поместье и прибывает главная героиня фильма Эдит. Прибывает вместе со своим супругом Томасом Шарпом в исполнении Хиддлстона.
Снова Хиддлстона не отпускают семейные узы: в доме с молодожёнами живёт его сестра, и у нее явно что-то на уме. То ли она недолюбливает новую обитательницу, то ли слишком преданно любит брата и не в силах делить его с другими. А Томас, не будь то Хиддлстон, не может решить, кому он вернее: жене или сестре. Как и в «Выживут только любовники», он тонок и поэтичен. Как и в «Торе» — не знает, чью же сторону занять. Хиддлстон здесь собирает воедино свои прежние образы и обогащает героя собственным кинематографическим контекстом.
7. Высотка (2015)
В том же 2015 году, что и «Багровый пик», выходит остросоциальная антиутопия «Высотка» Бена Уитли, где Хиддлстон тоже играет одну из главных ролей. Сценарий основан на одноимённом романе 1975 года Джеймса Балларда. С готической горячкой покончено. Теперь Хиддлстон — врач, высокооплачиваемый специалист, который может позволить себе жить в фешенебельном многоэтажном доме. Дом этот непрост, его архитектор Энтони Ройял, кажется, предусмотрел всё для идеальной жизни: в высотке есть и супермаркет, и бассейн, и школа, и единственное, зачем жителям вообще нужно покидать здание — это работа.
В «Высотке» Хиддлстон сменил не только амплуа, но и жанр. На сей раз мы на территоррии антиутопии. Здание здесь — метафора общества, этажи здания делят общество по классовому принципу. На самом верхнем этаже живет архитектор. В доме постепенно и неуклонно зреет бунт, который сопровождают жестокие беспорядки. И пусть за спиной Хиддлстона нет ни плаща, ни мантии, ни ниспадающих волос, но и здесь он оказывается в уже знакомой роли: ни плохой, ни хороший, такой же, как и остальные, но и другой. Он обеспечит себе неприкасаемость тем, что будет партнёром архитектора по сквошу, но ведь этого недостаточно для полноценной жизни. Разве что попытаться изменить само её определение.
8. Я видел свет (2015)
Ещё одним неожиданным жанром для актёра всё в том же 2015 году становится биографическая драма о жизни кантри и блюзового артиста Хэнка Уильямса, роль которого и исполняет Хиддлстон. Его жену в фильме играет Элизабет Олсен. Подробности жизни, сложности со здоровьем, характер, разъезды, рождение сына, выпивка. Много выпивки. Много любовниц. В этой истории Хиддлстон не просто сыграет талантливого подонка или нерадивого мужа, он откроет всю ту слабость и чувства, которые так старательно скрывал его Локи. Хиддлстон вслед за героем и прототипом Уильямсом будет через эти чувства творить: писать, выступать и петь.
Забавно, что фильм получил полярные отзывы от внучки и внука Хэнка Уильямса. Их дедушке суждено было умереть молодым, ему было всего 29 лет. Действие фильма уложилось в небольшой временной промежуток с 1930- х и по начало 1950-х. Сложные, неспокойные годы: годы Великой депрессии, Второй мировой войны, послевоенной охоты на ведьм. И среди этого всего он — поэт, певец, отрада.