За 40 лет творческой жизни Николай Андреевич Римский-Корсаков (6 [18] марта 1844 г. — 8 [21] июня 1908 г.) создал буквально «Золотой фонд русской культуры» в разных музыкальных жанрах: 15 опер; 3 симфонии; 10 сюит и увертюр; концерт для фортепиано с оркестром; струнные квартеты, секстеты, пьесы; 3 кантаты; 79 романсов.
Римский-Корсаков входит в мировой пул самых исполняемых композиторов, а его «Царская невеста» с момента премьеры [октябрь 1899 г.] находится в ТОПе постановок лучших оперных трупп.
В течение 37-ми лет Николай Андреевич преподавал а Санкт-Петербургской консерватории [сейчас — его имени]. У него учились А. К. Глазунов, А. К. Лядов, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев.
«В моем музыкальном образовании есть одно большое преимущество— я занимался с Римским-Корсаковым. Он был совершенно замечательным педагогом, чрезвычайно внимательным и обстоятельным, мудрым и остроумным» /Игорь Стравинский/
Кстати, во время революционных событий 1905-1907 гг. профессор консерватории активно выступал в поддержку требований бастующих студентов, за что и был уволен.
Несмотря на вольнодумие и нападки со стороны царской цензуры, композитор получил признание при жизни. Смею предположить — семья не бедствовала.
Осенью 1893 года Римские-Корсаковы купили просторную квартиру на третьем этаже дома № 28Б по Загородному проспекту, в одном квартале от «Пяти углов».
Флигель в уютном дворике [хотелось бы назвать его типичным, но нет, он скорее выглядит как исключение на фоне большинства Питерских дворов] выбрали из соображений практических — дальше от городского шума.
Здесь прошел самый плодотворный период вдохновенной работы Николая Андреевича.
До социалистической революции композитор не дожил.
Несмотря на его безусловную «народность» к вдове Надежде Николаевне большевики отнеслись без должного пиетета.
После октябрьских событий она покинула квартиру на Загородном и переехала к сыну Андрею.
Образовавшуюся коммуналку заселили 10 семей.
Надежда Николаевна пережила мужа на 9 лет. Эти годы она посвятила систематизации обширного архива.
В начале 20-х годов прошлого века дети Римских-Корсаковых передали в Отдел рукописей Публичной библиотеки дневники, фотографии, ценные подарки, поздравительные адреса, афиши и нотную библиотеку.
Решение о создании мемориальной квартиры Николая Андреевича Римского-Корсакова было принято Минкультом в 1967 году, торжественное открытие состоялось 27 декабря 1971 года.
Основу экспозиции составили более 250 семейных реликвий, сохраненных потомками композитора, и документы из запасников Публичной библиотеки.
Интерьер комнат максимально приближен к оригинальному. Говорят, под слоями обоев нашлись фрагменты тех, которые выбрала Надежда Николаевна при обустройстве семейного жилья.
Мебель вернулась на прежние места в прихожей, кабинете, гостиной, столовой.
Кабинет супруги делили на двоих. Николай Андреевич работал за письменным столом; обходился без рояля, доверяя своему исключительному внутреннему слуху.
За соседним столом - верный помощник, жена правила корректуры, делала фортепьянные аранжировки оркестровых произведений, следила за деловым расписанием супруга и детей.
В гостиной устраивали музыкальные вечера. А с 1905 года регулярные «Корсаковские среды».
На рояле фирмы «Беккер» Надежда Николаевна аккомпанировала несравненной Евгении Мравиной, безукоризненному вокалу Надежды Забела-Врубель, великому Федору Шаляпину.
По средам двор на Загородном и соседние квартиры заполняли толпы желающих бесплатно послушать новые сочинения Глазунова, Скрябина, Рахманинова, Глазунова, Лядова и пение звезд оперной сцены.
К чести музейных работников — традиция концертов в теплой семейной атмосфере возрождена.
Каждое утро Николай Андреевич начинал с аккорда на любимом инструменте и только после этого семья садилась завтракать.
Почетное место в столовой занимают портреты предков Н.А. Римского-Корсакова, созданные неизвестными художниками в XVIII-XIX вв.
Родовой девиз Корсаковых: «Чтобы не слишком далеко, начнем с Геркулеса».
На русскую землю первый Корсак — Венцеслав, сын Жигмонта прибыл из Литвы в январе 1390 года.
Венцеслав входил в свиту княжны Софии Витовтовны, невесты князя московского Василия I Дмитриевича. На службе зарекомендовал себя «знаменитым воином», получившим в Московии «великие дарования и достоинства высокие и даяния земли». По крайней мере, так сказано в «Генеалогии Корсаков Римских» [1670 г.].
Братья Иосиф, Яков, Василий, Афанасий Корсаковы принимали участие в сражении за Казань, там и погибли. Игнатий ходил с Иваном Грозным на Польшу и Литву.
Трое представителей старшей ветви [Григорий, Федор, Воин] подали царю Федору Алексеевичу челобитную, прося разрешения для 15-ти представителей семьи писаться Римскими-Корсаковыми, как прямым потомкам подданных Римского императора. Царским указом от 15 мая 1677 года прошение было удовлетворено, поскольку род «воспринял начало в пределах Римских», то есть в Чехии, входящей в состав Священной Римской империи.
Сами челобитчики потомства мужского пола не имели. Лишь 6 ветвей из 15-ти продолжились и существуют до наших дней, в том числе тихвинская семья, давшая миру великого русского композитора.
Один из Римских-Корсаковых Яков Никитич пользовался покровительством А.Д. Меньшикова. Чудом избежал смертной казни, отделался публичной поркой, крупным штрафом и лишением земель. Благодаря матери, Прасковье Аггеевне, урожденной Елагиной дети Якова Никитича нищими не остались, но карьерное движение Римских-Корсаковых существенно замедлилось.
Первым представителем морской профессии стал Воин Яковлевич [1702-1757 гг]. Далее, служить во флоте вошло в традицию.
Николаю Андреевичу тоже была уготована судьба моряка, но победил природный музыкальный талант.
Столовая — последняя мемориальная комната в квартире-музее.
Остальные пространства реконструированы под общественные.
Мультимедийная экспозиция состоит из 5-ти зон: «Основы аранжировки», «Основы оркестровки», «Основы дирижирования», «Световой орган» и самая интересная «Цветной слух».
Н. А. Римский-Корсаков умел слышать цвета. Сам он называл эту феноменальную способность «звукосозерцание».
«Цветной слух» при помощи калейдоскопов иллюстрирует превращение звука в цвет и наоборот.
Все зоны прослушивания оборудованы наушниками, посетители друг другу не мешают.
На развитие аудиально-визуально-кинестетического восприятия направлен благотворительный проект для детей с особенностями развития «Я вижу музыку». Цикл занятий стартовал в 2017 году по инициативе сотрудников музея; пользуется успехом и показывает хорошие результаты.
До 19 мая 2024 года работает забавная выставка «Музыка птиц».
В операх Римского-Корсакова более 50-ти «птичьих» персонажей. Некоторые из них стали героями выставки. Здесь же Соловей и Жар-Птица Стравинского, Ворон из балета Глазунова «Снегурочка», Павлин из «Естественных историй» Равеля.
Птицелов Папагено [персонаж оперы Моцарта «Волшебная флейта] помогает детям и взрослым «поймать» голоса пернатых в музыкальных композициях.
Небольшой концертный зал популярен у студентов Консерватории имени Римского-Корсакова, известных исполнителей и публики.
Еще один зал на 1-м этаже [80 мест] предлагает насыщенную театральную афишу, в том числе в рамках «Корсаковских сред».
Появлением замечательного музея [единственного «композиторского» в Санкт-Петербурге»] мы во многом обязаны внучке Николая Андреевича Татьяне Владимировне Римской-Корсаковой [30.01.1915-05.04.2006].
Она закончила ленинградский Инженерно-строительный институт, работала по специальности и всю сознательную жизнь посвятила сохранению и развитию творческого наследия великого деда. По ее инициативе и при деятельном участии в 1944 году открылся мемориальный музей в Тихвине, в 1995-ом— усадьбы в Вечаше и Любенске, начались и закончились работы на Загородном 28Б.
Татьяна Владимировна продолжила традиции музыкальных вечеров, открывала концертные сезоны, проводила экскурсии, поддерживала и развивала международные контакты.
Сейчас тепло и уют в квартире Римских-Корсаковых сохраняет Нина Владимировна Костенко, выпускница СПбГК им. Римского-Корсакова.
Спасибо заведующей и всем сотрудникам за прекрасную атмосферу.
Псковская область. Вечаша. Музей-усадьба Н.А. Римского-Корсакова.